татьяна будина
Проект «Календарь правильно питания»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Семицветик» муниципального образования «Кезский район»
Проект «Календарь правильного питания».
Автор: воспитатель Будина Татьяна Юрьевна
Срок: 3 месяца.
Бюджет: 2802 рубля
П. Кез
2015г.
Обоснование проекта
Одним из главных компонентов здорового образа жизни является правильное сбалансированное питание детей.
Публикация «Проект „Календарь правильно питания“» размещена в разделах
У нас, педагогов и родителей МБДОУ «Семицветик» одна общая цель – растить ребенка здоровым. Успешное решение этого важной задачи во многом зависит от целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи.
Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма и укрепления здоровья детей. Выявлено, что 75% родителей соблюдают режим питания, а 25% родителей часто его нарушают. Замечено, что в рационе питания детей недостаточное употребление продуктов растительного происхождения.
Наш удмуртский край, как и многие другие, славится своими природными «витаминами», но не во всех семьях родители используют знания о культуре потребления продуктов в своем рационе. Удмуртский народ за свою историю создал немало вкусных питательных кушаний, весьма простых в приготовлении. Эти блюда удмурты употребляют и во время праздников, и в повседневной жизни. В своём проекте мы остановились на знакомстве детей и родителей с продуктами, которые изготавливаются из растений, произрастающих в нашей местности. Это хвощ полевой, сныть, крапива.
Побеги хвоща полевого содержат до 8% азотистых веществ, до 2% жиров, до 14% углеводов и до 100 мг аскорбиновой кислоты. При варке до готовности в отваре остается до 37% витамина С. В пищу используются колоски-пестики и молодые сочные стебли. Из них можно приготовить салаты, супы, окрошки, жаркое, биточки, омлет, пирожки, перепечи и сделать заготовки на зиму.
Другое ценное растение - сныть. Листья сныти содержат азотистые соединения, в том числе холин, играющий важную роль в обмене веществ, лимонную, яблочную кислоты, флавоноиды (кверцитин и кемпферол, витамин С (до 60–100 мг и более, укрепляющие стенки сосудов, минеральные соли, эфирное масло, микроэлементы. В корневищах имеются эфирные масла, сапонины, смолы, крахмал. В пищу употребляют молодые побеги. Из побегов варят супы, щи, борщи, окрошки.
Большую роль играет крапива. Крапиву едят, начиная с ранней весны и до поздней осени. Готовят из этого растения множество блюд – щи, салаты и жидкие лепешки, перепечи. В нашу более сытную бытность крапива отошла на задний план и о ней практически совсем забыли. А зря, в ней так много витаминов (A, С, K, B1, B2, B3) и всевозможных микроэлементов (медь, железо, кальций, что одно лишь это растение способно значительно восполнить суточную потребность человеческого организма в них.
Все совместные дела в ходе реализации проекта подчинены единой теме, работая над которой дети и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс. В процессе работы над проектом родители являются непосредственными участниками образовательного процесса.
Цели проекта :
1. Создать условия для формирования представлений у детей о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
2. Вовлечь родителей в образовательное пространство детского сада.
Задачи проекта :
1. Ознакомить детей с полезными свойствами натуральных природных продуктов питания, их разнообразием, ценностью и влиянием на организм.
2. Создать благоприятную среду для знакомства с культурой питания, традициями питания удмуртского народа, возрождения семейных традиций.
3. Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, в развитии способности видеть мир глазами ребенка.
4. Воспитывать осознанное отношение детей и родителей к выполнению правил здорового питания.
5. Оказывать родителям практическую помощь в умении организовать в кругу семьи совместное приготовление блюд из природных продуктов питания.
Основное содержание проекта
Все совместные дела в ходе реализации проекта подчинены единой теме, работая над которой дети и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс. В процессе работы над проектом родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, для этого родители и дети были разделены на 3 группы, первая группа работала по теме «Хвощ полевой», вторая- «Сныть», и третья- «Крапива». Проект состоит из 4 этапов.
I этап – целеполагание. Воспитатель выносит проблему на обсуждение родителям. Самой обсуждаемой темой вызывающей большой общественный резонанс, является вопрос детского питания.
Форма: Родительское собрание «Витамины на нашем столе».
II этап – разработка совместного плана действия по подбору форм и методов достижения цели.
Формы:
• Анкетирование родителей «Весенние природные витамины».
• Проведение опроса родителей по вопросам их отношения к организации питания в детском саду, о режиме питания в семье, обсуждение вопросов детского рациона в семье и детском саду.
• Оформление памяток для родителей: «Это следует знать».
• Подбор литературы: справочной, энциклопедической, детской.
• Обогащение предметно-пространственной среды в группе.
III этап – Практическая часть.
Проведение различных мероприятий с детьми и родителями:
- посиделки «В гостях у бабы Маши»;
- танцевальное представление «Хоровод витаминов»;
- развлечение «В гостях у Нюлэсмурта»;
- Фотовыставка семейных фото: «Наше традиционное удмуртское блюдо»;
- Детско – родительская гостиная;
- изготовление проектов по подгруппам;
- спортивный праздник «Турын сиим – кужмо луим».
IV этап - Подведение итогов проекта.
• Проведение детско-родительской гостиной на тему: «Перепечки, табани дошколятам так нужны».
Ресурсы проекта
1. Кадровые
Для работы в проекте привлекаются музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медицинская сестра, родители и дети.
2. Информационные ресурсы:
Журналы, книги, видео записи, фонотека, ресурсы сети интернет, учебно – методические ресурсы.
3. Материально – технические ресурсы:
Удмуртский уголок в группе, коллекции, гербарии, макеты, оснащение групповой комнаты телевизором, доской.
Партнеры
Специалисты дошкольного учреждения, медицинский работник ДОУ.
Тип проекта : информационно-творческий, групповой.
Формы реализации проекта : занятия, беседы, игры, экскурсии, наблюдения, развлечения, сотрудничество с родителями.
Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель
Сроки реализации: март 2015г. - май 2015г. (3 месяца)
Возраст детей: 4-5 лет.
План реализации проекта
№ п/п Мероприятие Срок Ответственный Результат Ресурсы
1этап Подбор литературы: справочной, энциклопедической, детской.
Обогащение предметно-пространственной среды в группе.
Февраль- март воспитатели Готовность к реализации проекта. Материально-технические и информационные.
2 этап Анкетирование родителей «Весенние природные витамины».
Проведение опроса родителей по вопросам их отношения к организации питания в детском саду, о режиме питания в семье, обсуждение вопросов детского рациона в семье и детском саду. Оформление памяток для родителей: «Это следует знать». Март Воспитатели Понимание родителями необходимости правильного питания, как в детском саду, так и дома информационные.
3 этап Рассматривание картин полевого хвоща, крапивы, сныти. Наблюдение в природе за ростом этих растений.
Апрель – май Воспитатели, родители.
Знакомство
детей с растениями, которые используют в пище удмуртский народ, с их полезными качествами. Материально-технические, информационные, кадровые.
Блиц - опрос «Вкусная еда»
Март
Воспитатели
Анализ знаний детей о правильном питаний, полезных продуктах питания.
Д. игра «Полезно - не полезно»
Настольные игры, лото, домино. Март –
Май Воспитатели, родители
Использование малого фольклора о полевом хвоще, сныти, крапиве.
Март – май Воспитатели У детей повышается интерес к растениям, произрастающим в нашей местности.
Чтение сказки Х. К. Андерсена «Дикие лебеди». Рисование крапивы по прочитанной сказке Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»
Апрель Воспитатели
Знакомство с крапивой, как с полезным, лекарственным растением.
Разучивание стихотворения о растениях. (Н. Нехаева «Крапива»)
Апрель Воспитатели Закрепление информации о крапиве,
развитие памяти.
Составление сказки о крапиве по сюжетной картине.
Апрель Воспитатели Развитие связной речи
Изготовление книжек о растениях.
Беседа по изготовленным книжкам. Март Воспитатели, родители Закрепление знаний детей о растениях, которые следует употреблять в пищу.
Посиделки «В гостях у бабы Маши».
Март Воспитатели, музыкальный руководитель Приобщение детей к удмуртской культуре.
Виртуальная экскурсия на луг.
Март Воспитатели Дети имеют четкое представление о луге, о его особенностях и растениях, которые можно там встретить.
Рассказ медсестры о пользе крапивы, хвоща полевого и сныти.
Апрель Медсестра, воспитатели Закрепление знаний о крапиве, хвоще полевом, сныти.
Лепка «Перепечи с пестиками (хвощ полевой)» Май Воспитатели, родители Повышение интереса детей к удмуртским блюдам.
Аппликация «Витамины на лугу» Март Воспитатели Закрепление знаний детей о витаминах.
Танцевальное представление «Хоровод витаминов» Апрель Воспитатели, музыкальный руководитель
Развлечение «В гостях у Нюлэсмурта»(Хозяин леса) Апрель Воспитатели, музыкальный руководитель Знакомство с героями сказок удмуртов, их особенностями.
Спортивный праздник «Турын сиим – кужмо луим». Подвижная игра «Пось табань» (горячие табани).
Апрель
Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию
Понимание детьми влияния правильного питания на физические качества.
Фотовыставка семейных фото: «Наше традиционное удмуртское блюдо» Март Воспитатели, родители Заинтересованность и участие родителей в приобщении детей к правильному, здоровому питанию.
Папка-передвижка: «Где найти витамины весной»
Апрель
Воспитатели Информированность родителей о витаминах, об необходимости употребления их в весенний период.
Совместное составление описательного рассказа о полевом хвоще, сныти и крапиве. Май Воспитатели Обогащение знаний детей о хвоще, сныти, крапиве. Использование сло, характеризующих эти растения в рассказе.
Изготовление альбомов по группам:
1 группа «Полевой хвощ»,
2 группа- «Сныть»,
3 группа- «Крапива»
Март – май
Родители
Активное участие родителей в приобщении детей к правильному питанию.
4 этап Детско – родительская гостиная.
Тема:«Перепечки, табани дошколятам так нужны» Май Воспитатели Подведение итогов по проекту «Календарь правильного питания». Информационные
Ожидаемый результат:
1. Создаются благоприятные условия для саморазвития ребёнка, проявления его творческой деятельности.
2. Через систему разнообразных мероприятий сформируются основные понятия правильного и здорового питания.
3. В разное время года будут включаться в детский рацион природные натуральные продукты растительного происхождения, растущие в северной части Удмуртии.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В случае успешной реализации проекта предполагается продолжение проекта на летний период июнь – август; осенний период сентябрь-ноябрь; зимний период декабрь-февраль. В летнем варианте проекта будет сделан аспект на следующие растения: малина лесная, земляника, подорожник.
В осенний период: грибы, брусника, шиповник.
В зимний период: калина, ель.
Опыт реализации проекта может быть использован другими дошкольными учреждениями.
Бюджет проекта
№ Статья расходов Расчет Общая сумма В том числе
Объем собственных средств Запрашиваемая сумма
1 Расходные материалы Мука – 2 кг * 36
Соль – 2 кг. * 14
Книги
3 шт.
120р.
170р.
136 р.
Настольные игры – 320 р.
Домино – 180 р.
Дидактическая игра – 156 р.
72 р.
28 р.
426 р.
656 р.
2 Призы для проведения мероприятий Сувениры за первое место
3 шт * 240
Сувениры за второе место
3 шт. * 180
Сувениры за третье место
3 шт. * 120 1620 р.
3
Итого : 2802 рубля
Комментарии к бюджету проекта.
Дети дошкольного возраста лучше усваивают информацию, когда она интегрируется в разных видах деятельности и подается в игровой форме. Для лучшего закрепления навыков правильного питания по ходу реализации проекта «Календарь правильного питания» необходимы настольные, логические, дидактические игры. С их помощью ребенок наглядно и в игровой форме познакомится с полезными продуктами питания. При лепке перепечей дети приблизятся к удмуртской культуре, почувствуют себя участниками важной национальной традиции, так же лепка из соленого теста благотворно влияет на развитие мелкой моторики, развитие речи.
Для награждения родителей, которые готовят проекты, необходимы сувениры. Призы нужны для стимулирования, выражения благодарности за участие в жизни группы и детского сада.