Лучший педагог года

Творческий проект «Кукольный календарь»

Надежда Дульберг
Творческий проект «Кукольный календарь»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

"Кукольный календарь"

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт проекта

2. Актуальность проекта, ожидаемый результат

3. Модель реализации проекта

4. Этапы реализации проекта

5. План реализации проекта

6. Реализация проекта

7. Заключение

8. Список литературы

9. Приложение

Приложение № 1. История возникновения куклы

Публикация «Творческий проект „Кукольный календарь“» размещена в разделах

Приложение№ 2. Календарь народной куклы

Приложение № 3. Стихи о куколке

Приложение № 4. Физкультминутки и пальчиковые игры

Приложение № 5. Конспекты занятий

Приложение № 6. Консультации и рекомендации для педагогов и родителей

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта " Кукольный календарь"

Вид проекта :

Инновационный познавательно - творческий;

По продолжительности:

долгосрочный (сентябрь - июль);

По характеру содержания:

ребенок – педагог – родители;

По характеру участия ребенка в проекте :

участник, исполнитель;

По количеству участников:

воспитанники изостудии, педагог дополнительного образования, родители воспитанников;

Автор – организатор проекта :

Дульберг Надежда Юрьевна, педагог дополнительного образования

Цель проекта :

Пробудить интерес дошкольников к народной культуре и традиционной народной кукле

Задачи проекта :

изучение истории возникновения народной куклы;

изучение видов кукол по народному календарю

изучение технологии изготовления народных кукол;

создание методического пособия по изготовлению народной куклы;

изготовление обереговых и игровых, сувенирных кукол;

воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Народная тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Данный проект позволит показать историческую ценность народных тряпичных кукол, привлечёт дошкольников и их родителей к изготовлению куколок своими руками, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для сувениров и подарков.

Материалы, представленные в данном проекте, адресованы воспитате-лям дошкольных учреждений и могут быть интересны педагогам, работающим в учреждениях дополнительного образования.

Этапы реализации проекта :

1. Изучение истории возникновения народной куклы.

2. Изучение кукол по народному календарю.

3. Изучение технологии изготовления кукол.

4. Создание пособия по изготовлению народной куклы.

5. Изготовление обереговых и игровых, сувенирных кукол.

6. Организация мини – музея «Народная кукла».

7. Презентация проекта.

Ожидаемый результат

Знакомство с историей народной тряпичной куклы и технологией её изготовления, возможно, начинать с детского сада.

Работа предоставляет возможности для творческого самовыражения детей, формирования навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми.

У детей развивается чувство цвета, ритма и пропорций, глазомер, эстетический вкус.

Дети мастерят кукол из различных материалов, у них формируется хороший вкус.

Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Дети знакомятся с миром народной куклы, с народными календарными праздниками, обрядами, песнями, и тем самым приобщаются к традиционной культуре Кубани.

3. МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

При изготовлении тряпичной куклы необходимо учитывать:

Потребность

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням народа, изучение его культуры и быта способствуют сохранению кубанских традиций и обычаев.

Исторические традиции

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой кубанского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Инструменты и материалы

Куклы-обереги - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы нам не пригодятся: кукла-оберег традиционно изготавливается без использования иглы и ножниц. И в этом тоже исторически был заложен огромный смысл. Любое исключение предрекало "колото-резаную" жизнь. Это правило для большинства народных кукол.

Нам потребуются: нитки, немножко ваты, синтепон, лоскутки ткани, тесьма и ленты.

Технология изготовления

Особая прелесть оберегов в том, что они открывают простор для творчества и являются одновременно украшением и элементом красивой сказки, которую можно создать своими руками. Если есть вера, обереги станут магическими, а если нет веры, то оберег останется красивой куклой.

Аккуратность и безопасность выполнения

Нам не придётся особенно беспокоиться о безопасности труда, ведь, как было уже сказано выше, куклы-обереги изготавливаются без использования иглы и ножниц.

4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЕКТА «КУКОЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»

Общий замысел и организацию проекта определили 3 этапа, на каждом в соответствии с поставленными задачами применялись адекватные методы исследования и формы работы.

I этап – подготови-тельный (сентябрь 2014г.) : На данном этапе изучалась научно-методическая литература по проблеме, опыт народных мастеров – кукольников.

Определение направлений работы, изучение и оценка различных видов источников информации для проекта.

Полученный материал позволил определить проблему, цель, задачи исследования.

II этап – исследова-тельский (октябрь-ноябрь 2014-2014г.) : Поиск, накопление и систематизация ин-формации о тряпичной кукле, осознание ее места в кубанской культуре, в зависимости от календарных праздников.

Участники проекта изучали историю возникновения кукол, знакомились с видами кукол, для этого организовывались встречи с руководителем творческого коллектива «Турмалин» Бахмач Н. А., мастер-класс, творческие семинары.

III этап – творче-ский : (ноябрь-июль 2014-2015 г.) : Изучение и изготовление различных видов кукол, в зависимости от календарных праздни-ков.

Проводилась практическая работа: органи-зовывались выставки народных кукол, показы-вались открытые занятия, мастер-классы в рам-ках стажировочной площадки, «дня открытых дверей, изготовлен альбом «Стихи о куколке», дидактическая игра «Придумай наряд кукле, оформлен мини-музей «Народная кукла», со-ставлены презентации проекта.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Подбор тематической литературы: энциклопедии, брошюры, стихи, ле-генды;

2. Изучение опыта народных умельцев – кукольников;

3. Накопление дидактического материала (иллюстрации, фотоматериал - «Куклы-обереги», «Обрядовые куклы», «Народные куклы»);

4. Составление календаря изготовления народной куклы в зависимости от народных праздников (Приложение № 2)

5. Создание картотеки дидактических, пальчиковых игр, физкультминуток Приложение № 4)

6. Подборка и подготовка необходимого материала для проведения творческих занятий;

7. Подготовка презентации «В игрушечном царстве, в потешном государстве» для ознакомления дошкольников с творчеством Ейских мастеров - кукольников.

8. Работа с родителями:

* Ознакомительная встреча

* Презентация проекта

* Мастер – класс «Кукла – оберег»

II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

1. Ежемесячное изучение технологии и изготовление куклы, согласно народному календарю.

2. Встреча с руководителем творческого коллектива ДПИ «Турмалин» Бахмач Н. А.

3. Тематическое развлечение «Покровские посиделки»

4. Мастер – классы для родителей «Кукла-оберег»

5. Изучение истории возникновения кукол. (Приложение №1)

6. Создание альбома «Стихи о куколке». (Приложение № 3)

7. Мастер – класс для педагогов ДОУ МО Ейского района

8. Организация и проведение детско – родительской выставки

«Русь мастеровая»

9. Проведение пальчиковых игр, физкультминуток.

10. Изготовление дидактической игры «Придумай наряд кукле».

III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Проведены беседы, рассматривание иллюстраций, чтение сказок.

2. Разучили стихотворения о куклах, пальчиковые игры, физминутки;

3. Подготовлена и проведена презентация «Народная кукла - оберег»;

4. Накоплен дидактический материал (иллюстрации, фотоматериал - «Куклы-обереги», «Обрядовые куклы», «Народные куклы»);

5. Освоена технология изготовления календарных кукол;

6. Организованы и проведены посещения выставок народного творче-ства;

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаемся мы, изучая народную культуру, стремясь донести до сознания дошкольников драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла на Кубани переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.

2. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. -

3. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

4. Шептуля А. Э. Обереги своими руками укрась и защити свой дом. – М. : Эксмо, 2007

5. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. –2008.- 30 ноября

6. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. –2008.- 15 ноября

7. Ручная Работа: Электронный ресурс] : ///handmade.idvz.ru .- 2008. - 20 ноября

8. Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru.- 2008. - 26 ноября

Публикации по теме:

«Мой православный календарь» 3 класс«Мой православный календарь» 3 класс Представляю вашему вниманию, коллеги, творческую работу «Мой православный календарь», выполненную моим учеником Артемием Д. (3 кл.) на конкурс.

Краткосрочный творческий проект «Мое солнышко» Краткосрочный творческий проект «Мое солнышко» Автор проекта: Ускова Светлана Викторовна воспитатель МБДОУ»Солнышко» Тип проекта: Творческий.

Творческий проект «Грамотные пешеходы»Творческий проект «Грамотные пешеходы» «Грамотные пешеходы» Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Длительность: 2 недели Цель: Знакомить детей с улицей, сопутствующими.

Творческий проект «Автопарк» .

Творческий проект «Дорогами войны» Творческий проект «Дорогами войны» Рассказывайте детям о войне, Не бойтесь испугать жестокой правдой Рассказывайте детям о войне, Им это.

Творческий проект «Космос» Творческий проект «Космос» Для старшей группы детского сада Вид проекта: познавательно-практический Продолжительность проекта: кратковременный.

Творческий проект «Минута славы» МИНУТА СЛАВЫ. ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. Зал торжественно украшен. Вбегают два клоуна – Тюпа (мальчик) и Тяпа (девочка).

Творческий проект «Путешествие в космос» Пояснительная записка Мир неживой природы богат, разнообразен, обширен и интересен. В дошкольном возрасте он все сильнее и настойчивее.

Творческий проект «Скворечник»Творческий проект «Скворечник» Творческий проект "Скворечник"Скворец за морем жил зимой, Теперь вернулся он домой. И рано утром в тишине Запел о солнце и весне. Мы с.

Творческий проект «Зимушка-зима» Участники проекта: дети (1старшей группы, родители, музыкальный руководитель, воспитатель. Тип проекта: творческий, коллективный, краткосрочный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Кукольный календарь»
Опубликовано: 16 июля 2015 в 11:28
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД