Жамиля Муратова
Проект «Кабачок и кампания»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №114»
Оренбург 2022
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательно – исследовательский
По количеству участников: фронтальный
По содержанию: экологический
По характеру участия ребенка в проекте : от зарождения до получения результата
Участники проекта : воспитатели, дети общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет
По продолжительности проекта : краткосрочный
Актуальность:
Публикация «Проект „Кабачок и кампания“» размещена в разделах
Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности еще недостаточно развит. Поэтому данный проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях на примере кабачка, на то, как ухаживать за кабачком, чем полезен кабачок, какие есть сорта кабачков и что из него можно приготовить.
Новизна проекта : Экологическое образование – это огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование нетрадиционных технологий: организация экспериментальной деятельности детей. Реализация проекта предполагает интегрирование работы по экологическому воспитанию, здоровье сбережению и художественно-эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателями и родителями детей.
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет
Возраст детей от четырех до пяти лет это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни и в развитии ребенка. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.
Существуют специфические возрастные особенности детей 4-5 лет, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным.
Ребенок 4–5 лет всё ещё не осознает социальные нормы и правила поведения, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.
Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.
Возраст 4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.
Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.
Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой.
На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Гипотеза исследования: формирование первоначальных экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно-исследовательскую деятельность.
Цель проекта : Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию огородного растения – кабачка; формирование первоначальных экологических представлений у детей.
Задачи проекта :
Обучающие: Дать первичное представление об овощной культуре кабачке, о разнообразии сортов.
Формировать представление об особенностях выращивания и уходе за растением.
Познакомить детей и родителей с полезными свойствами кабачка.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие: Развивать творческий и исследовательский интерес к овощу кабачок (история кабачка, особенности выращивания, знакомство с блюдами из кабачка).
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдений и исследований.
Развивать творческую, познавательную активность, мелкую и общую моторику.
Развивать речь детей, активизировать словарь (семечко, корень, стебель, росток, названия сортов кабачка).
Развивать трудовые навыки.
Воспитывающие: Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
Воспитывать желание производить трудовые действия, помогать взрослым.
Формировать чувство ответственности при уходе за кабачком : вовремя полить, рыхлить почву, собирать урожай.
Семена достают из спелого кабачка, сушат их. Отбирают для посадки самые крупные, самые толстые семена. Внимательно смотрят, чтобы нигде не было повреждений. Затем семена замачивают в воде, а сверху прикрывают их салфеткой и следят, чтобы она была всегда влажной. Корешки, которые первыми появятся из семян, очень нежные и могут засохнуть. Блюдце с замоченными семенами кабачка ставят в теплое место. В тепле семена быстрее прорастут.
.
Через некоторое время под влажной салфеткой появятся маленькие беленькие КОРЕШКИ, а следом за корешками появляются и РОСТОЧКИ зелененькие.
Вот теперь, пора эти проросшие семена кабачка сажать в землю. А вот и земля, куда мы посадим проросшее семечко. Вспомним, какие условия нужны для растений. Правильно: СВЕТ, ТЕПЛО, ВОДА И ПИТАТЕЛЬНАЯ ЗЕМЛЯ. У нас всё это есть, и сажаем проросшее семечко в землю, вот так.
И однажды утром все увидели, что из земли выскочил РОСТОЧЕК. Это был уже не маленький тоненький как прежде, а толстенький и довольно упитанный росток. Прошло ещё несколько дней. И наш росток подрос и у него стал вырастать из серединки самый настоящий кабачковый лист. Видно как листик скручен в трубочку. Ну, надо ещё чуть-чуть подкопить сил и… …Прошло всего два дня, наш росток поднакопил сил, и у него вылез самый НАСТОЯЩИЙ ПЕРВЫЙ ЛИСТ,
И вот он, кабачок, на грядке. Подрос неплохо. Выросло много листьев. И получился вот такой аккуратный куст. Эта звёздочка, цвета солнышка, ЦВЕТОК нашего кабачка. Он не только красив.
Можно из цветов кабачка приготовить вкусные блюда. Насекомые тоже не прочь полакомиться ароматным и сладким нектаром. Настало лето. Хорошо–то как! Солнце светит, солнце греет, дождик поливает, пчелки опыляют. На кустике вырос МАЛЫШОК-КАБАЧОК. Можно и сразу СЪЕСТЬ, можно ему дать подрасти. И так всё лето до середины осени кустик кормит и людей, и зверей, и насекомых. На одном кусте сразу и цветы, и молоденькие кабачки, и кабачки постарше. Не зевай, выбирай на любой вкус!
Этапы и сроки реализации
1 этап - Подготовительный
-Определение обьекта изучения " Кабачок"
-Подбор материала для проекта, используя различные источники.
- Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.
- Подбор поговорок, загадок, стихотворений о кабачке
в рамках проекта.
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап - Практический
Познавательно - исследовательская деятельность. (Изучение собранного материала, проведение бесед, проведение наблюдений и исследований)
худ. творческая деятельность.
Продуктивная деятельность. (Проведение дидактических игр, чтение худ. литературы, рассматривание иллюстраций).
Творческая деятельность. (Худ. творческая деятельность).
3 этап – Заключительный
Разучивание стихотворений о кабачках.
Оформление выставки детских поделок, лепки овощей.
Д/и «Собери овощи»
Создание альбомов «Овощи», «Стихи про овощи и потешки», «Пальчиковые игры про овощи».
Форма работы
1. Продуктивная деятельность.
2. Рассматривание муляжей овощей.
3. Рассматривание предметных иллюстраций.
4. Чтение художественной литературы.
5. Дидактические игры.
6. Сюжетно - ролевые игры.
7. Пальчиковые игры.
8. Беседы.
9. Оформление презентаций.
10. Рассматривание альбома.
1. Я лежу на грядке гордо,
Греет солнце мой бочок.
Я – зелёный, вкусный, твёрдый,
И зовусь я … (Кабачок)
2. Наши овощи на грядке
Иногда играют в прятки.
Кто там выставил бочок?
- Вкусный овощ. (кабачок)
3. Может тот овощ у бабушки Нади
Пойти на икру и на горку оладий! (Кабачок)
4. Лоснятся бока, ну, а хвостик — крючок.
Я знаю, что это созрел. кабачок
5. Стебли прямые,
Листочки большие,
С огурцом по форме схож,
Тыкве родственник он всё ж! Ответ: Кабачок
6. Зелёный и большой,
С огурцом внешне схож,
Разновидность тыквы,
В огороде скрытный! Ответ: Кабачок
7. Он похож на огурец,
Он тяжёлый как свинец,
Завалился на бочок,
Желтощёкий -. (кабачок)
8. Из-под листиков на грядке,
Греет овощ этот «пятки»,
К Солнцу выставил бочок,
Аппетитный …. Ответ: Кабачок
9. Вырос на грядке,
У Маши и Даши,
Был жёлтым цветком,
А стал … Ответ: Кабачком
10. Белые, жёлтые,
Тёмно-зелёные,
Плод продолговатый, На вкус пресноватый! Ответ:Кабачок
Тематическое планирование
Сроки Мероприятия
июнь
Беседа «Что растет на грядке?» (иллюстрации) ( цель: развитие любознательности, связной речи. Чтение стихов о кабачке, заучивание стихотворений о кабачке.
Беседа: «Что мы знаем о кабачке» ( цель: развитие любознательности, связной речи).
Исследовательская деятельность:
Проращивание кабачка.
Посадка кабачка на огороде детского сада. Цель: формирование представлений об особенностях выращивания и уходе за растением, формирование навыков исследовательской деятельности.
июль
Д/и «Что сначала, что потом» (этапы роста кабачка, д/и «Овощное лото»
Просмотр мультфильма «Весёлый огород».
Составление рассказа о кабачке.
Прослушивание песни «Песенка Кабачка»
Словесная игра «Что можно приготовить из кабачка?».
Д/и «Чудо-овощи» (муляжи).
Организована трудовая деятельность: полив, рыхление, окучивание куста, прополка грядки на огороде.
Наблюдения за кабачком.
август
Беседа: «Что можно приготовить из кабачка».
Цикл бесед «Хочу все знать» : интересные факты, исследования по выращиванию кабачка.
Беседа: «Что можно приготовить из кабачка».
Чтение стихотворений о кабачке, пословиц и поговорок. «Собираем урожай» (лепка)
Рассматривание иллюстраций «Как кабачок на стол пришел» (этапы выращивания и механизмы уборки).
Трудовая деятельность: сбор урожая
Сделаны поделки из кабачка «Природа и фантазия», «Чудо природы».
Ожидаемые результаты:
Дети имеют представление об овощной культуре кабачке, о разнообразии сортов.
Сформированы представления об особенностях выращивания и уходе за растением.
Ознакомлены дети и родители с полезными свойствами кабачка.
Сформированы навыки исследовательской деятельности.
Развивающие: Развит творческий и исследовательский интерес к овощу кабачок (история кабачка, особенности выращивания, знакомство с блюдами из кабачка).
Развивато воображение, мышление в процессе наблюдений и исследований.
Развиваты творческая, познавательная активность, мелкая и общая моторика.
Развивата речь детей, активизирован словарь (семечко, корень, стебель, росток, названия сортов кабачка).
Развиваты трудовые навыки.
Воспитывающие: Воспитано бережное и доброе отношение к природе.
Воспитано желание производить трудовые действия, помогать взрослым.
Сформировано чувство ответственности при уходе за кабачком : вовремя полить, рыхлить почву, собирать урожай.
Результат проекта :
- дети узнали о кабачке, его полезных свойствах, познакомились с разными условиями выращивания кабачка;
- дети научились сажать семена и ухаживать за ними;
- дети научились сравнивать, анализировать, делать выводы; научились выполнять индивидуальные и коллективные поручения, видеть результат своего труда; стали проявлять инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Продукт проектной деятельности :
Выставка поделок из кабачка, проектный альбом «Кабачок и его кампания», фотографии, кулинарная книга рецептов «Блюда из кабачка», развлечение «Наш весёлый огород подарил нам кабачок», сбор урожая кабачков.
Рецепты блюд из кабачков
Кабачковые оладьи
Продукты
Кабачок - 0,5 шт.
Зелень
Яйцо - 1 шт.
Специи
Как приготовить кабачковые оладьи :
Кабачок моем и натираем на тёрке, зелень мелко режем. Смешиваем.
В эту смесь добавляем яйцо и специи. Всё перемешиваем.
Потом жарим кабачковые оладьи на сухой сковородке.
Кабачки, фаршированные мясом
Кабачки средние (ближе к крупным) - 0,5 кг
Фарш мясной - 0,5 кг
Лук репчатый, небольшой - 2-3 шт.
Морковь некрупная - 2 шт.
Майонез - 100-150 г
Сыр - 100 г
Масло растительное - 2-3 ст. ложки
Соль - 1 ч. ложка (по вкусу)
Молоко – 0,5 л.
Перец черный молотый - 1-2 щепотки (по вкусу)
Кабачки очистить, нарезать кружочками шириной по 3-4 см.
Вынуть из кабачковых "бочонков" сердцевину.
Морковь очистить, нашинковать соломкой или натереть на крупной терке.
На сковороде разогреть 1 ст. ложку растительного масла. Выложить лук и морковь обжарить его на среднем огне, помешивая, до золотистого цвета.
Соединить фарш и обжарку. Добавить соль, перец. Перемешать.
Духовку разогреть до 200 градусов. В противень выложить кабачки. В середину каждого кружочка плотно выложить подготовленный мясной фарш.
Сверху равномерно смазать майонезом. Посыпать тертым сыром. (Можно сперва посыпать сыром, а затем смазать майонезом. Или можно посыпать сыром за 10 минут до окончания запекания.)
Залить молоком.
Запекать фаршированные кабачки с мясом в духовке 30-40 минут.
Рагу из кабачков
40 мин (ваши 20 мин)
Кабачок небольшой - 1-2 шт.
Морковь - 1 шт.
Помидоры - 2 шт.
Лук репчатый - 1 головка
Перец сладкий - 1 стручок
Масло растительное - 30 г (сколько уйдет)
Соль - 0,5 ч. ложки (по вкусу)
Чеснок - 2-3 зубчика (по вкусу)
Зелень - 0,25 пучка (по вкусу)
Подготовить овощи. Почистить, помыть, нарезать кубиками кабачок.
Почистить, помыть, нарезать морковь соломкой.
Почистить и нарезать лук кольцами (или полукольцами, перец соломкой.
Помидоры — половинками кружочков.
Разогреть казанок, налить растительное масло. Выложить подготовленные овощи. Все овощи жарить вместе под крышкой на небольшом огне в растительном масле, часто помешивая, по возможности не подливая воду. Жарить до готовности (около 20 минут).
Чеснок очистить измельчить ножом. Зелень помыть, нарезать мелко.
В конце жаренья добавить измельченный чеснок, посыпать зеленью. Рагу из кабачков перемешать и можно подавать
Рататуй.
Продукты
Для соуса: Болгарский перец - 350 г. Помидоры - 350 г. Лук - 200 г. Растительное масло
Овощи: Баклажаны - 500 г. Кабачки - 500 г. Помидоры - 500 г.
Для заправки: Растительное масло - 5 ст. л. Чеснок - 4 зубчика. Зелень. Соль.
Перец.
Как приготовить рататуй:
1. Перец запекаем в духовке при температуре 180-190 градусов примерно полчаса, чтобы кожица начала чернеть. Остывший перец очищаем и нарезаем кубиками.
2. Лук нарезаем мелко.
3. Помидоры очищаем от кожицы, для чего опускаем их в кипяток на полминуты. Затем также нарезаем кубиками.
4. Лук обжариваем на сковороде с растительным маслом.
5. Добавляем перец, готовим около 3-х минут.
6. Примерно через 3 минуты добавляем помидоры, солим. Готовим около 7 минут, чтобы соус немного загустел.
7. Затем с помощью блендера делаем соус однородным.
8. Равномерно выкладываем соус в форму или сковороду.
9. Баклажаны нарезаем тонкими кружочками. (Чтобы баклажаны не горчили, можно их посолить, оставить на полчаса, потом промыть и отжать.)
10. Кабачки и помидоры нарезаем кружочками.
11. Теперь выкладываем овощи в форму поочередно, полностью заполняя форму.
12. Для заправки мелко нарезаем зелень и измельчаем чеснок.
13. Перемешиваем масло с зеленью и чесноком, солим, перчим по вкусу.
14. Поливаем овощи приготовленной заправкой.
15. Форму накрываем, ставим в духовку и запекаем рататуй примерно час или чуть дольше, до готовности овощей.