Белякова Ирина Александровна
Проект «Я по улице шагаю…» для детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшего дошкольного возраста
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сада «Терем – теремок»
Проект
«Я по улице шагаю…»
для детей старшего дошкольного возраста.
Авторы проекта :
Воспитатели: ГБОУ ООШ21
«Детский сад «Терем-теремок»
Публикация «Проект „Я по улице шагаю…“ для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Белякова И. А., Рогова И. Ф.
г. Новокуйбышевск
Актуальность.
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием..
Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Как можно раньше надо научить наших юных граждан правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить с ПДД надо, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен заполнить то, что говорит ему взрослый.
Вид проекта :
Групповой. Информационно - практико- ориентированный.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (2 недели).
Участники проекта :
• Дети подготовительной группы.
• Родители.
• Педагоги.
Цель проекта : Помочь детям получить интересную и полезную информацию о правилах дорожного движения. Подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.
Задачи проекта :
Формировать координацию движения;
Совершенствовать навыки ориентации в пространстве;
Формировать реакции и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения;
Повысить уровень психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка на улице;
Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка, как основе безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Эмоционально выражать свои чувства по отношению к наблюдаемым явлениям и объектам с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Устанавливать с помощью взрослого простейшие причинно- следственные связи.
Активизировать внимание и память детей, развивать мышление.
Воспитывать у детей :
- потребность в ознакомлении с моральными нормами и правилами поведения.
Формировать у детей :
- представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;
- знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- знания о мерах предосторожности в разных ситуациях, в разных общественных местах;
- знания осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям;
- представления о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте.
- умение сдерживать свои чувства и произвольно контролировать свое поведение;
- способность к правильному моральному выбору и тем самым к моральным поступкам;
- представления об опасностях на дороге, о необходимости знать и соблюдать правила дорожного движения;
- представления об автомобиле, как опасном средстве передвижения;
- представления о важности соблюдения правил дорожного движения;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих повеления на улице;
- представления о важности соблюдения правил пользования пассажирским транспортом;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих повеления в транспорте, на остановках транспорта;
- представления о важности соблюдения правил пользования велосипедом и самокатом;
- правила дорожной грамотности, как составной части общей культуры.
Развивать:
- способность к овладению детьми элементарными правилами безопасного поведения в экстремальных ситуациях;
- представления о нормах культурной жизни и закрепить на практике правила поведения;
- представления о видах транспорта;
- интерес к разным видам транспорта;
- способность организовывать свою деятельность так, чтобы было безопасно и самому, и окружающим;
- психофизиологические качества, мотивационно-поведенческой культуры, которые обеспечивали безопасность ребенка на улице.
Реализация цели и задач проекта строится на основе признанных нами ценностей образования детей дошкольного возраста :
v Гуманистические ценности
Приобщаясь к гуманистическим общечеловеческим ценностям, ребенок приобретает способность свободно выбирать вид деятельности, реализовывать свою нравственно-эстетическую потребность, проявлять активность, свободно выражать внутреннюю позицию через оценки и самооценки, приобретает собственный знаковый опыт самовыражения.
v Ценности здорового образа жизни
Ценности здорового образа жизни, проявляются в бережном отношении ребенка к своему организму, в представлениях о своем теле и своих физических возможностях, о том, что полезно и что вредно для здоровья. Данные ценности ориентированы не только на сохранение и поддержание физического здоровья, но и обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения в освоении условий окружающей среды, способов и образцов поведения, обеспечивает становление субъектной позиции ребенка в деятельности и общении, так как культура здоровья инициирует детскую активность.
v Познавательные ценности
Познавательные ценности заключены в познании ребенком окружающего мира (ближайшего окружения, его общечеловеческой ценности, общности и закономерности в жизни. В познании ребенок открывает мир ценностей природы, человека, предметов, а также усваивает способы их познания. Осуществляет поиск общего и специфичного в социуме, осознает значимость познания для человека.
v Эстетические ценности
Эстетические ценности познаются ребенком через способность воспринимать, переживать и оценивать мир образов и воссоздавать его в собственной художественно-творческой деятельности. В процессе общения с объектами окружающей действительности (социальной) в ребенке формируются эстетические представления, суждения, оценки, творческое продуктивное воображение, интеллектуально-художественные способности, культура чувств.
Ресурсное обеспечение:
Фотовыставка,
Книги, журналы, открытки,
Рисунки,
Художественные произведения,
Оборудование для продуктивных видов деятельности
ТСО.
Гипотеза:
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей дошкольного возраста на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. В ходе реализации проекта дети получат знания о правилах дорожного движения. И если дети приобретут минимум знаний, умений и навыков поведения на дорогах, обеспечивающих максимальную безопасность в общении с дорогой, начнут соблюдать правило поведения на дорогах и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель проекта и задачи выполнены.
Ожидаемые результаты:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- знание правил безопасного поведения на улицах города.
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Реализация проекта позволят вовлечь в обогащение развивающей среды и в природоохранную деятельность не только детей, но и родителей и педагогов МДОУ.
В основе проекта «Я по улице шагаю» лежат следующие принципы:
инициаторы – дети (допускается, что инициаторы – воспитатели);
стимуляция интереса детей к теме проекта;
реализация проекта в игровой форме;
учет возрастных особенностей детей.
Отправной точкой выбора проекта " Я по улице шагаю ", его началом явился интерес нескольких детей к настольным играм по правилам дорожного движения. Педагог применила один из наиболее эффективных способов разработки тематических проектов, связанный с использованием, так называемой, модели "трех вопросов". Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
- Что мы знаем?
- Что мы хотим узнать?
- Что мы узнали? (Последний вопрос задается на заключительном этапе реализации проекта).
На основании возникшей проблемной ситуации педагог приступила к разработке проекта.
I этап.
Педагогом был разработан план тематического проекта :
I. Основанием для разработки проекта стало происхождение темы: инициатива пошла от детей.
II. Были определены смежные виды деятельности и смежные понятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта :
Образовательные области, через которые возможно реализовать проект :
1. Социально-коммуникативное развитие
– прививать знания основ безопасности;
– обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами поведения в них;
– добиваться выполнения правил дорожного движения.
2. Познание:
– способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальным темпом развития ребенка;
– целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений.
3. Речевое развитие
- побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;
- вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы.
4. Художественно-эстетическое развитие
– Ознакомление с произведениями художественной литературе.
– Рисование, лепка, аппликация, художественный труд
– Приобщение к изобразительному искусству.
– Развитие музыкально-художественной деятельности.
5. Физическое развитие
– - удовлетворять потребность детей в движении;
Понятия, которые усвоят дети:
1. Пешеходный переход – для безопасного перехода через дорогу.
2. Как появилось правостороннее движение.
3. В 1909 году были утверждены первые 4 дорожных знака:
«Неровная дорога»,
«Поворот»,
«Перекресток»,
«Пересечение с железной дорогой».
4. Первый светофор появился в Лондоне сто лет назад. Он имел два цвета: красный и зеленый. Специально поставленный человек поднимал кружок нужного цвета с помощью веревки.
5. Первый светофор в России был установлен в 1929 году в Москве. Он имел форму круга, поделенного на три равные части: красную, желтую и зеленую. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет.
6. В России первые автомобили появились в Одессе.
Обогащение словаря:
1. Бордюр – ограждение проезжей части дороги от пешеходной.
2. Профессии: регулировщик, автоинспектор, дознаватель.
3. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные,
4. Виды транспорта
III. Необходимые материалы: дидактические и развивающие игры, атрибуты к сюжетно-ролевым, подвижным играм; разнообразный конструктор, материал к изо деятельности, аудио, видео кассеты.
IV. Представить детям проект, задав следующие вопросы:
– Что мы знаем о правилах дорожного движения?
– Что мы хотим узнать о правилах дорожного движения?
– Как нам найти ответы на наши вопросы о правилах дорожного
движения?
V. Оценка: что нового для себя мы узнали?
VI. Предложения в отношении расширения и совершенствования проекта включает в себя :
– Идеи в отношении индивидуализации различных видов деятельности.
– Смежные темы для разработки.
– Способы совершенствования обучения в рамках проекта.
– Элементы, которые надо исключить из проекта или добавить в него.
Следующий этап строился на основании этого плана.
I I этап.
Педагогом была разработана схема пошаговой реализации проекта.
(Приложение № 1)
Шаг первый.
Выбор темы проекта.
На утреннем сборе во время беседы с детьми педагог выяснил:
1. Что дети уже знают о правилах дорожного движения?
Дорогу нужно переходить по пешеходному переходу. Управляет движением на дороге светофор.
Знают многие виды транспорта.
Знают и называют некоторые знаки.
2. Что хотим узнать о правилах дорожного движения?
– Почему большегрузным машинам нельзя ездить по центральным улицам города?
– Как правильно переходить дорогу, если нет светофора и пешеходного перехода?
– Когда появились первые дорожные знаки?
– Когда в России появился первый автомобиль?
– Почему на знаках только рисунки?
– Что такое метро?
- Как появилось правостороннее движение.
– Как можно узнать, что автомобиль поворачивает?
- Каким был первый дорожный знак? ( Первым дорожным знаком можно считать камень на развилке дорог с надписью:
Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – сам пропадешь».)
3. Как найти ответы на наши вопросы о правилах дорожного движения?
– Спрошу у папы.
– Посмотрю в энциклопедии.
– Посмотрю в интернете.
– Посмотрю передачу.
4. Обсудили, как будем заниматься, чтобы ответить на поставленные вопросы.
Все предложения детей о том, что они хотели бы сделать по реализации проекта в разных центрах, были записаны на ватмане и помещены на доску.
В результате было сформулировано название проекта : " Я по улице иду".
Шаг второй.
Планирование проекта на основе образовательных областей.
Перед педагогом встала задача планирования работы с детьми с учетом их интересов и предложений. Для того чтобы создать оптимальные условия для развития детей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта были последовательно просмотрены все разделы образовательных областей, намечены пути реализации темы " Я по улице шагаю ".
Таким образом, было последовательно осуществлено планирование деятельности: определено ключевое содержание проекта.
Обратившись к базовому разделу «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» образовательной области «Познание», были выделены образовательные задачи, выбраны методы их реализации, обозначен круг представлений, которые должны быть сформированы у детей подобраны соответствующие средства и материалы (иллюстрации, художественная, научная литература, фильмы, глобус, карта). Тема нашла отражение в 5 образовательных областях.
Педагог должен продумать, создание каких условий для тех или иных видов детской деятельности потребуется для реализации выбранного детьми проекта, необходимо обеспечить соответствующее оборудование, игры, игрушки, художественную литературу и иллюстрированный материал. Так как в нашей работе родители являются помощниками и союзниками, поэтому мы обратились к ним за помощью, написав письмо.
(Приложение № 2)
Литература: с помощью родителей мы пополнили уголок литературы книгами, иллюстрациями, энциклопедиями, альбомами по ознакомлению детей с дорожным движением. транспортом. Для более полного представления детям были предложены иллюстрации и рассказ о профессиях людей, связанных с дорожным движением, дидактические картинки для просмотра.
Далее проект продолжен был в уголке театрализации. Для поиска костюмов решено было привлечь сотрудников детского сада, родителей. Музыкальное сопровождение попросили исполнить музыкального руководителя группы. Она же помогла с декорациями, оформлением зала.
Центр искусства.
Детям было предложено на выбор несколько вариантов художественно-изобразительной деятельности.
Для рисования были предложены краски, карандаши, кисти, тампоны, штампы, мелки, бумага разных оттенков, размеров, форм.
Используя пластилин и глину, дети изготовили дорожные знаки.
Детям был предложен для аппликации материал, бросовый материал для изготовления объемных дорожных знаков, машин.
Для изготовления игрушек оригами – обратились с просьбой к родителям.
Игровая деятельность.
1. Сюжетно-ролевые игры:
«Автозаправочная станция» :
Цель:
- Расширять представления о труде транспортников, об общественно значимости их деятельности, уточнить в игре общественное значение транспорта.
- Познакомить детей с отражением количественных отношений: разным машинам требуется разное количество бензина, оператор отпускает.
- Столько литров бензина, сколько указано в талоне, стрелка на бензоколонке останавливается на цифре, соответствующей названному количеству.
- Помочь детям осмыслить роли оператора, диспетчера, шофера.
- Закрепить знания правил дорожного движения.
- Воспитывать устойчивый интерес к игре, формировать умение подчинять своим желаниям коллектив.
«Путешествие в страну дорожных знаков» :
- Формировать умение детей соблюдать правила дорожного движения и поведения на улице : ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, правильно переходить улицу, не играть на проезжей части.
- Развивать у детей умение легко ориентироваться на дороге, знать некоторые знаки: пункт медицинской помощи, пункт питания, место отдыха, пешеходный переход, место стоянки, въезд запрещен.
- Воспитывать чувство уважения друг к другу: уступать дорогу другому, на дороге не толкаться, не ругаться, справедливо распределить роли.
«Улицы нашего города» :
Цель : Закреплять умение творчески реализовывать и развивать игровой замысел.
Учить объединять несколько игр в едином игровом сюжете.
Продолжать формировать представления о жизни людей в условиях общества, о их взаимоотношениях, о зависимости друг от друга.
Закрепить знания правил дорожного движения, развивать умение применять эти знания в игре.
Закрепить умения вести диалог, играть большой группой, развивать интерес к сюжетно-ролевой игре.
Воспитывать доброжелательные отношения между всеми участниками игры.
2. Дидактические игры:
«Угадай транспорт»
Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
«Играй да смекай!»
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
«Подумай — отгадай»
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
«Мы — водители»
Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков, видеть её основные качества — образность, краткость, обобщённость; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.
«Весёлый жезл»
Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
«Законы улиц и дорог»
Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения.
«Час пик»
Задачи: помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города; уточнить знания о профессиях; развивать сообразительность; воспитывать дружеское взаимопонимание, умение ладить друг с другом.
«Собери дорожные ситуации»
Задачи: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.
«Научим Незнайку ПДД»
Задачи: закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах; воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои мысли, слушать друг друга.
«Что будет, если…»
Задачи: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.
Дидактические игры:
«Угадай транспорт»
Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
«Играй да смекай!»
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
«Подумай — отгадай»
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
«Мы — водители»
Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков, видеть её основные качества — образность, краткость, обобщённость; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.
«Весёлый жезл»
Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
«Законы улиц и дорог»
Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения.
«Час пик»
Задачи: помочь усвоить основные правила дорожного движения на улицах города; уточнить знания о профессиях; развивать сообразительность; воспитывать дружеское взаимопонимание, умение ладить друг с другом.
«Собери дорожные ситуации»
Задачи: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.
«Научим Незнайку ПДД»
Задачи: закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения; систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах; воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои мысли, слушать друг друга.
«Что будет, если…»
Задачи: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.
Шаг третий.
Завершение проекта.
Проект подходил к завершению и чтобы подвести итог полученных результатов, было решено провести презентацию продуктов проекта в виде выставки рисунков, поделок, статуэток, фотовыставки об экскурсии по городу.
Дети обменивались впечатлениями о том, что нового они узнали о дорожном движении. Рассказали придуманные истории, показали подготовленные инсценировки. Каждый ребенок представил результат своей деятельности, получил положительную оценку детей и взрослых. Порадовались достижениями других.
При подведении итогов выяснилось, что в реализации проекта принимало участие 13 детей, 25 родителей (включая бабушек и дедушек, 9 сотрудников детского сада.