Светлана Ларионова
Проект «Мы и космос» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
для старшего дошкольного возраста.
Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад№1 р. п. Александро-Невский» Александро-Невского муниципального района Рязанской области Ларионова Светлана Геннадьевна
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный, длительный (3 - 4 месяца).
Срок реализации: январь – апрель
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Мы и космос“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка.
2011 год – юбилейный год для Российской космонавтики. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Для лучшего освоения детьми старшей группы материалов по разделу «Окружающий мир» тема «Космос» была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Занятия направлены на развитие умственных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание занятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Цель проекта : Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Привлечение внимания детей, родителей и педагогов к космическим достижениям нашей Родины.
Задачи:
Образовательные. Познакомить детей с названием нашей планеты «Земля», с ее формой, с понятием «космос», что солнце, луна и звезды – это планеты, что солнце и луна имеют круглую форму и похожи на мяч.
Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе :
Дать возможность понять, кто такие космонавты, на чем они отправляются в космос.
Воспитательные. Продолжать воспитывать у детей любовь к Родине.
Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса.
Учить быть внимательными, любознательными.
Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Развивающие. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме.
Сформировать эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
Участники проекта :
-дети старшего дошкольного возраста МДОУ «Детский сад № 1 р. п. Александро-Невский»;
- воспитатели Ларионова Светлана Геннадьевна и Захарова Юлия Николаевна;
- музыкальный руководитель Фокина Галина Алексеевна;
- родители детей.
Прогнозируемые результаты.
У детей сформируются элементарные знания по теме «Космос», эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
Описание проекта.
Данный проект на тему «Путешествие в космические дали» разработан для детей старшей группы, где будут рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные, комплексные, а также различные формы совместной деятельности педагога и детей, детей и родителей.
Система познавательно-эстетических занятий предполагает использование: различных видов бесед, занятия по изобразительной деятельности, конструирование, занятий-игр. Детям будет предложен наглядный материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т. д.
В процессе занятий дети будут учиться моделировать, рассуждать, анализировать.
Работа будет проходить последовательно и в системе.
При проведении работы будут учитываться возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание занятий будет ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.
В ходе занятий дети будут получать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форма, размер, движение вокруг Солнца и своей оси. Узнают имя первого космонавта Земли. Уточнят значение слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп»…
Данные занятия будут развивать логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.
При реализации проекта будут использованы вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное занятие и т. д.
В проекте использованы следующие ресурсы:
1. Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ.» (Патриотическое воспитание детей, М. Айрис-дидактика, 2008.
2. «Программа воспитания и обучения детей в ДОУ» под редакцией Васильевой
3. «Расскажите детям о космосе» (Карточки для занятий в детском саду)
4. Интернет- ресурсы
Реализовать проект предполагается в три этапа.
1 этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.
2 этап
1. Проведение занятий по разработанной технологии;
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
3 этап
1. Организация выставки детского рисунка.
2. Оформление папки «Путешествие в космос»
3. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»
4. Музыкально – тематическое занятие, посвященное дню Космонавтики
Используемые в проекте виды детской деятельности:
игровая;
коммуникативная;
трудовая;
познавательно-исследовательская;
продуктивная;
музыкально-художественная;
чтение.
Выполнение проекта
Специально-организованная деятельность
Знакомство с глобусом.
Рассматривание иллюстраций на космическую тему
Наблюдение «Что мы видели вечером на небе»
Цель: Вызвать желание у детей поделиться впечатлением, полученным в результате наблюдения за вечерним небом.
Познавательное занятие
Тема: Планеты солнечной системы.
Цель: Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах.
Материал: стенд с изображением планет.
Беседа о космосе и космонавтах
Цель: Дать возможность детям понять, что такое космос, космонавты, как называется летательный аппарат, на котором они поднимаются в космос. Что они увидели из космоса? Что узнали космонавты о планете, на которой мы живем? Познакомить детей с ее названием "Земля". Дать возможность детям самим определить, какой она формы.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на космическую тему.
Материал. Картинки, иллюстрации.
Познавательное занятие
Тема: Полёт первого космонавта.
Цель: Познакомить детей с космосом, первым полётом космонавта;
Воспитывать у детей интерес к космонавтам.
Оборудование: фотографии космического корабля, Ю. А. Гагарина, планет, солнца, звёзд.
Конструирование «Ракета»
Занятие «Дорога к звездам»
Цель: формировать знания детей о космосе, космонавтах. Расширять словарь.
Рисование «Полет на луну»
Разучивание стихотворений о космосе.
Сюжетно-ролевая игра «Космодром»
Музыкально – тематическое занятие (по плану музыкального руководителя)
Аппликация «Ракета»
Конкурс чтецов.
Выставка рисунков о космосе.
Итоговое занятие презентация «Полет в космос»
Музыкально – тематическое занятие «Всегда цвети моя «Земля»
Цель: Воспитывать любовь к «Земле» ко всему, что есть на ней, бережное отношение, чувство ответственности за будущее планеты, за ее экологическое состояние. Вызвать желание наклеить на игрушечную «Землю» яркие цветы.
Чтение с детьми произведений о космосе :
Чтение Г. Юрлин "Что внутри?". Издательство малыш. Рассказ "Счастливого пути, космонавты"
Е. П. Левитан "Твоя Вселенная"
Е. П. Левитан "Звёздные сказки"
К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях"
Булычев К. «Тайна третьей Планеты»
Кащенко В. «Найди созвездия»
Бороздин В. «Первый в космосе»
Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп»
Леонов А. «Шаги над планетой»
Медведев В. «Звездолет Брунька»,
Дидактическая игра "Подбери правильную одежду для космонавта" (Цель – отбирать соответствующую одежду для космонавта, обосновывать свой выбор).
Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке (комки снега, в центре самый большой ком – Солнце, вокруг него снежные комья маленькие – др планеты).
Дидактическая игра "Что ближе, что дальше?" (Цель – Определять расстояние между планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки.) «Звездный путь», «Найди лишнее», «Разведчики», «Космодром», «Что изменилось».
Складываний созвездий из мозаики, «Танграм».
Конструктивные игры:
- из деревянного конструктора "Космодром"
- из пластмассового конструктора "Космический корабль"
Сюжетно-ролевая творческая игра "Путешествие на луну"
Поиск вместе с родителями информации "Как звезды людям помогают", создание фотоальбома или другой презентации результатов поиска.
Космическая музыка
Старые советские песни :
"На пыльных тропинках далёких планет. " (в исполнении Сергея Трошина)
"Мы в космос улетаем на работу. "
"И на Марсе будут яблони цвести"
Саундтреки:
Тайм-аут - Этот большой мир (ремейк песни из фильма "Отроки во Вселенной")
Александр Зацепин - Тайна третьей планеты
Ксения Ларионова - Ключ на старт (из игры "Космические Рейнджеры 2")
Светлана Светикова - Свет любви (из мультфильма "День рождения Алисы")
Виа «Зодиак»
Space
Рок-попса:
Земляне - Трава у дома
Продуктивные виды деятельности
Изготовление атрибутов для игры.
Оформление панно «Космическое пространство»
Беседы с детьми «Земля — наш дом во Вселенной». «Путешествие на Луну».
«Звезды – какие они?»
«Что такое Солнечная система?»
Занятия
Ознакомление с окружающим миром «Земля — наш дом во Вселенной».
Развитие речи «Ракета летит к звездам».
Развитие элементарных математических представлений «Большое космическое путешествие».
Конструирование «Наш космический корабль».
Рисование «Путь к звездам».
Аппликация + рисование «Космический коллаж»
Взаимодействие с родителями
Беседа с родителями об актуальности создания проекта «Мы и космос»;
Помощь в создании развивающей среды;
Подготовка атрибутов и костюмов для презентации «Космическое путешествие»;
Просмотр родителями с детьми мультфильмов
(на выбор)
"Тайна красной планеты"
"Загадочная планета"
"Возвращение". СССР: Союзмультфильм, 1980 Космический корабль терпит бедствие. Человечество пытается спасти космонавта, и в конце-концов тот благополучно возвращается на Землю.
"Возвращение со звезд" / СССР: Союзмультфильм, [Звездолет возвращается на Землю из дальней экспедиции, но на родной планете за это время случилась экологическая катастрофа - Земля лишилась воды.
"Главный звездный" СССР: Союзмультфильм, 1966
"Мурзилка на спутнике " СССР: Союзмультфильм, 1960. [Hеслыханное происшествие зарегистрировали космические станции XXI в. - на Земле плачет ребенок. Оказывается, малыш не знает, почему поставили обелиск первому спутнику Земли. На помощь мальчику приходит популярный персонаж].
"Незнайка на Луне"
"Новеллы о космосе" / СССР: Союзмультфильм, 1973
В рамках реализации проекта проведено много интересных и познавательных мероприятий. Была создана библиотека, в которой ребята могли познакомиться с книгами о космосе, рассмотреть иллюстрации, почитать собственные космические рассказы и сказки. Свои рисунки и поделки ребята разместили на выставке детского творчества «Космический вернисаж».
Итоговое занятие презентация «Полет в космос»
Зал украшен плакатами, рисунками, посвященными Дню Космонавтики (ракета на фоне звездного неба, спутники и планеты на центральной стене).
Входят дети с султанчиками в руках.
Упражнение «Салют»
Вед. В далеком 1961 году в космос полетел первый человек. С тех пор в нашей стране отмечается День Космонавтики. И наш спортивный праздник посвящен этому дню. Я думаю, что вы все хотите быть такими же сильными и смелыми, как наши космонавты.
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной,
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой.
Песня «Марш юных космонавтов».
1. Как герои-космонавты,
Быть такими мы хотим.
Подрастем и тоже в космос
Непременно полетим.
Полетим, полетим,
Непременно полетим.
2. Будем в школе так учиться,
Чтоб пятерки получать.
Будем дружно все трудиться,
Чтобы к звездам улетать.
Улетать, улетать,
Чтобы к звездам улетать.
3. Как отцы и деды наши,
Славить Родину хотим.
В честь страны своей России
Мы в ракетах полетим.
Полетим, полетим,
Мы в ракетах полетим.
Вед. Сегодня нам предстоит экскурсия на другую планету. Но мы не знаем, как называется планета, на которую мы полетим. Название вы придумайте сами. Вот вам 5 букв, Ваня, иди, составь название планеты!
Ваня составляет из букв слово.
Вед. Итак, наша планета называется Краус. Мы отправляемся в центр управления полетами.
Дети идут и кладут султанчики на место.
Инопланетяне идут одеваться, а космонавты строятся в полукруг. (Саша Б. остается)
Мы мечтаем о ракетах,
О полетах, о Луне.
Но для этого учиться
Надо много на Земле.
Школу юных космонавтов
Собираемся открыть.
И хотим мы целой группой
В эту школу поступить.
Если честно, то сначала,
Говоря без лишних слов,
Одного желанья мало:
Каждый должен быть здоров!
Я еще не мастер спорта
И еще не бью рекордов,
Но зарядкой каждый день
Заниматься мне не лень.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться…
Бегать, прыгать, мяч метать –
Космонавтом можно стать.
Упражнение
Мы отправляемся в далекое космическое путешествие. Старая пословица гласит, что путешествие развивает ум. А пословица, как известно, это народная мудрость. Сегодня у вас появится возможность блеснуть своими знаниями и умениями и научиться чему-то у своих друзей. Космонавты, слушайте мою команду! Мы отправляемся в полет.
Покидаем мы Землю родную
Для того чтоб до звезд и планет
Донести нашу правду земную
И земной наш поклон и привет.
Вед. Я – Земля!
Я своих провожаю питомцев –
Сыновей, дочерей.
Долетайте до самого Солнца
И домой возвращайтесь скорей!
Дети. Долетим мы до самого Солнца
И домой возвратимся скорей!
Вед. Космонавты, слушайте мою команду. 5, 4,3,2,1! Поехали!
(Дети берутся за локоточки. Звучит песня «Трава у дома». Дети смотрят в иллюминатор, поднимают сцепленные руки вверх и летят по группе.
Вед. Вот мы с вами и прилетели на другую планету. Как здесь тихо…
(Звучит космическая музыка, ведущий вместе с детьми изображает невесомость.)
Вед. Неужели мы зря прилетели? и эта планета необитаема, здесь никто не живет?
Ой, кажется, кто-то идет! (Входят инопланетяне под космическую музыку)
Вед. Здравствуйте! Давайте знакомиться. Мы прилетели на вашу планету, чтобы посмотреть, как вы живете, чем занимаетесь?
Инопланетяне (медленно, растягивая слова). Здра-вству-йте! Мы вам ра-ды! Бу-дем зна-ко-мить-ся!
Вед. Хорошо, мы с планеты Земля. Живем в поселке Александро-Невский и ходим в детский сад СОЛНЫШКО! Сейчас наши дети расскажут о себе
Песня «Мы хотим вам сказать» стр. 46 М/р №4 2010г.
1. Мы хотим вам сказать по секрету,
Что у нас детский сад – глаз не отвести.
Даже если обойти всю планету,
Лучше наших мальчиков не найти!
2. Мы хотим вам сказать по секрету,
Что у нас детский сад – глаз не отвести.
Даже если обойти всю планету,
Лучше наших девочек не найти!
3. Если что-то мы вдруг не умеем,
Мы учиться добру никогда не прочь.
Если что-то сделать мы не успеем,
Рады воспитатели нам помочь!
4. В нашем детском саду все ребята
Не таят, что хотят на Луну слетать.
Может, вместе полетим мы когда-то,
А пока приятно нам помечтать!
5. Наши девочки все аккуратны,
Получается все так легко у них.
Их советы и слова нам приятны,
Не устанем никогда слушать их!
6. Хорошо и легко взрослым с нами,
Часто слышат они наш веселый смех.
И вы можете сейчас видеть сами:
Наши воспитатели лучше всех! (Дети и инопланетяне садятся на стулья)
Вед. А теперь ваша очередь представиться.
Мыслительница. Я – Мыслительница! На нашей планете нет книг, нет букв, школ тоже нет. Я посылаю детям знания на расстоянии. (Делает пассы в сторону зрителей) Если мозги у ребенка работать не хотят, я их подкручиваю. Сейчас я проверю ваши знания.
Скажите, сколько звезд на небе?
Как называется ваша планета?
Какие другие планеты вы знаете?
Солнце – это звезда или планета?
Там живут люди?
Как называется одежда для космонавта?
Как звали первого космонавта?
Какими качествами должен обладать космонавт?
Да, с мозгами у вас все в порядке.
Но на всякий случай я приготовила для вас задание. Нудно соединить точки и тогда вы увидите, что же здесь изображено.
Игра «Соедини по точкам»
Врач. Я- врач. На нашей планете никто не болеет. Но я все равно раздаю таблетки. (Поочередно достает из сумки таблетки). Эта таблетка – от глупости, а эта – от зависти, эта – от жадности. А эта самая большая – от лени! Но я вижу, что вы не нуждаетесь в таких таблетках! Вы можете смело отправляться на Ракетодром.
Игра «Ракетодром»
В центре стоит ракета, вокруг нее разложены по кругу обручи.
Ждут нас быстрые ракеты
Для полета на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
(Дети бегут по кругу, затем стараются занять место в обруче. Тем, кому ракеты не досталось – выбывают.)
Выходят вместе НастяЧ. и Диана Р.
Герои-космонавты
Летали на ракетах.
Мы наших космонавтов
Видали на портретах.
Давайте поиграем:
Ракету смастерим.
Как наши космонавты,
Все в космос полетим.
Игра «Построим ракету» (Дети строят ракету из строительного материала)
Машинист. У нас на планете машины много работают и устают. Вот я, Машинист, их и развлекаю. Я с ними пляшу.
Танец «Элефант»
Сборщик мусора. А я слежу за чистотой на нашей планете. И если вдруг на ней появляется мусор, я его убираю. Поэтому наша планета очень чистая. Саша Б.
Вед. Наши дети тоже стараются не сорить на своей планете. Как они справляются с этим мы сейчас посмотрим!
Игра «Собери космический мусор» (собирают мусор голубого, красного и синего цвета)
Звездочет (идее, считая звезды) 656, 657! (останавливается). Здравствуйте, гости дорогие! Узнали меня? Да, я Звездочет. У меня необыкновенная и ответственная работа. Я открываю звезды, объединяю их в созвездия, даю им имена. А какие вы знаете созвездия?
Большая медведица, Водолей, Скорпион, Рак, Дева, Близнецы.
Игра «Собери созвездие».
Вед. А сейчас мы отправим 2 космонавтов на планету Марс. Посмотрим, кто из них быстрее соверши посадку на планету.
Игра «Чья ракета быстрее долетит до Марса?»
У каждой планеты
Свой собственный путь,
Нельзя ей, поверьте,
С орбиты свернуть.
Вкруг Солнца вращаются
Наши планеты,
По-разному все они
Солнцем согреты.
Солнце. Здравствуйте, друзья! Я - Солнце! Все планеты - мои дети. У нас большая дружная семь я! Планеты находятся на разном расстоянии от меня, но я люблю всех одинаково! Ребята, а вы знаете, что такое невесомость? Да в космосе очень трудно удержать равновесие. Сейчас мы посмотрим, как вы с этим справитесь.
Игра «Невесомость».
Вед. Пришла пора прощаться с гостеприимными инопланетянами. Свои пожелания землянам хотят сказать первые красавицы планеты КРАУС.
Я - Доброта. Земляне, спешите делать добро!
Я – Мечта. Желаю, чтобы сбывались все ваши мечты!
Я – Мудрость. Земляне, будьте мудры, берегите свою планету!
Вед. Вот и подошло к концу наше космическое путешествие. Давайте устроим космический салют. Для этого надуйте космические шарики воздухом. Объявляется минутная готовность! Идет отсчет времени: 10, 9,8,7,6,5,4,3,2,1. Салют! (Дети отпускают, надуты шарики с привязанным к ним дождем)
Внимание! Всем занять стартовые места! Сейчас мы полетим на свою планету.
Вед. Ребята, вот мы и приземлились на свою планету. Вы все хорошо прошли испытания, в полете доказали, что многое умеете, а главное действовали дружно, помогали друг другу. Я думаю, что из вас вырастет достойная смена нашим космонавтам, и вы будете бороздить просторы нашей Вселенной!