ЛАРИСА ТИГИШВИЛИ
Проект «Я — мальчик, будущий мужчина. Я — девочка, будущая женщина»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта проекта
Содержание Пояснение
Название проекта «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина»
Вид Познавательный, творческий, игровой, групповой, краткосрочный
Образовательная область Социально-коммуникативное; физическое; познавательное; речевое; художественно-эстетическое.
Организатор Воспитатели: Тигишвили Л. О., Багаева Т. О.
Публикация «Проект „Я — мальчик, будущий мужчина, Я — девочка, будущая женщина“» размещена в разделах
Участники проекта Воспитатели, дети, родители
Сроки реализации Краткосрочный (15.01.-15.02.)
Основания для разработки
проекта Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.
Цель проекта : Способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Задачи
1. Учить детей быть внимательными друг к другу. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками;
2. Развивать классификационные умения на примере предметов одежды и предметах трудовой деятельности мужчин и женщин;
3. Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения, понимание роли мужчины и женщины в семье.
Прогнозируемый результат:
— навыки доброжелательного отношения друг к другу;
— умения быть опрятным: видеть и устранять недостатки внешнего вида в прическе, одежде и пр;
— навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;
— умения видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;
— умения понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
Тематический план работы с детьми
Разделы работы Основное содержание
Образовательная деятельность Художественное творчество:
Рисование:
Лепка: «Весенние цветы» (пластилинография, «Мальчик и девочка».
Аппликация: «Платье принцессы, доспехи рыцаря»; «Открытка Поздравляю с 23 февраля»
Коммуникация: Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»;
Прослушивание песни: «Если был бы девчонкой»
Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси - лебеди»;
Прослушивание песни «Дружба». Повторение первых строк песни: «дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит – вот, что значит настоящий, верный друг.
Беседы:
• беседа с мальчиками «Наши защитники»;
• беседа с девочками «Девочки-скромницы и красавицы»;
Совместная деятельность
«Рефлексивные круги» Беседа на тему: «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина». Цель: рассказать о мужских и женских профессиях.
Беседа «Я человек»
Цель: Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках.
Беседа: «С кем бы я хотел дружить?»
Цель: Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках девочек и мальчиков, представление о дружбе.
Игровая деятельность • «Назови ласково» (образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
«Скажи наоборот»
• «Четвертый лишний» (выбрать лишнюю картинку, либо овощ, либо фрукт)
• «Один – много» (образование множественного числа сущ. в родительном падеже)
• «Обратись к другу за помощью» Цель: учить детей обращаться к друг другу с какой-нибудь просьбой. Развивать навыки общения с друзьями, закрепить правила этикета.
• «Послушай, запомни, повтори»
• «Отгадай по описанию» (доктор, учитель и шахтер)
• «Какое имя лишнее?». Цель: развивать умение определять на слух принадлежность имен девочек и мальчиков. Придумывать самим имена. Дать представления о «двойном имени», одинаковом для мальчиков и девочек.
• «Кто, что носит». Цель: учить детей находить характерные признаки, отличия в облике мальчиков и девочек.
Дидактические игры: «Волшебный цветок»; «Пожелания»; "Подарки для Саши и Маши" (см. приложение 1)
Сюжетно ролевые игры: Супермаркет «Овощи и фрукты»,
«Семья – школа – магазин»; «Ярмарка»;
Конкурсная игра: «Знатоки»
Наблюдение Наблюдение за ивой
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам, как к живому объекту.
Наблюдение за сезонными изменениями
Цель: формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы.
Трудовая деятельность Утепление корней деревьев и кустов снегом;
Сбор веточек и составление из них геометрических фигур.
Совместное украшение группы к весеннему празднику.
Совместно с родителями изготовление семейного древа.
Музыка (музработник) Разучивание песни «Наши дети», «Мамочка любимая моя», «Уалдзаег», «Мой папа».
Слушание «Музыкальные инструменты»
Танец Танго
Танец с цветочными горшками (девочки)
Танец дикарей (мальчики)
Девичий танец (девочки)
Сценка «Лесные звери»
Разучивание танца ежиков (мальчики)
Музыкальные игры: «Лесовичок и листики», «Горошина», Что ты зима принесла?».
Чтение художественной литературы
Чтение:
С. Есенин «Черемуха»
К. Хетагуров «Уалдзаег»
Борис Захарченко «Хорошо мальчишкой быть»
Агния Барто "Мама поет"
Эдуард Успенский "Если был бы я девчонкой"
Отгадывание загадок о мальчиках и девочках.
Заучивание стихотворений о маме.
Заучивание поговорок о весне.
Физическая культура Подвижные игры:
«Джигиты соревнуются»
«Волк и ягнята»
«Хитрая лиса»
«Кто сделает меньше прыжков»
«На санки»
«Собака и воробьи»
«Лягушки»
Приложение 1
Дидактическая игра «Волшебный цветок»
«За что нам нравятся мальчики (девочки?»
Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
Дидактическая игра «Волшебный цветок»
2 вариант «Как я дома помогаю?»
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
Дидактическая игра «Волшебный цветок»
3 вариант «Кто я в семье?»
Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т. д.)
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (своему папе, своей бабушке? и т. д.
Дидактическая игра «Пожелания»
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)
Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания : «Я желаю тебе….»
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т. д.
Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.
Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?
как ты отблагодаришь человека за помощь?
как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы)
что нужно говорить при встрече с человеком?
что нужно говорить всем, уходя домой?
что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? какие слова можно пожелать друг другу перед сном?
что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т. д.
Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.
Дидактическая игра «Ушки на макушке».
Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по поло-ролевому признаку.
Ход игры: Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».
Например, Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.
Дидактическая игра «Кто что носит?»
Цель: развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.
Оборудование: фланелеграф, фигурки мальчика и девочки из картона, предметы одежды и аксессуары (бусы, зонтик, бантик, удочка, галстук и пр.)
Детям предлагается подобрать мальчику и девочке одежду и аксессуары.
Дидактическая игра «Чемодан»
Цель: формировать представление детей о мужской и женской одежде.
Оборудование: листы бумаги с нарисованными не закрашенными чемоданами, цветные карандаши.
Описание игры. Педагог просит ребенка представить, что папа (мама) собирается в командировку (в отпуск) и укладывает чемодан. С помощью карандашей надо «наполнить» чемодан соответствующими полу вещами.
Вариант игры: папа (мама) привезли подарки сыну (дочке)
Дидактическая игра "Подарки для Саши и Маши"
Цель: формирование гендерных представлений у детей.
Задачи: закрепить умение осознавать себя, других детей как представителей определенного пола; продолжить формирование интереса к жизни и деятельности других представителей своего и противоположного пола; развивать мышление, воображение; воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Описание игры. Для игры понадобятся две куклы - девочка Даша и мальчик Саша,
две коробочки (красную, для Маши, а другую синюю, для Саши) в которых лежат "Подарки" (картинки с изображением различных предметов - игрушек, одежды для девочек и мальчиков, а так же предметы, не имеющие характерной гендерной принадлежности). В ходе игры, детям необходимо правильно определить, кому предназначен подарок.
Дидактическая игра «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»
Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка.
Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т. д.
После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:
-Чем похожи наши мамы (папы?
-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы?
-Какие внешние признаки их объединяют?
-Какие качества присущи всем мамам (папам?
-Кем вы будете, когда вырастете?
Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них
Дидактическая игра «Давайте говорить друг другу комплименты»
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: два персонажа — Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы — из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.
Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).
Ход игры: К детям в гости пришли куклы. - Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли «волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.
Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.
Приложение 2
Эдуард Успенский "Если был бы я девчонкой"
Если был бы я девчонкой -
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
"Молодчина ты, сынок!"
Агния Барто "Мама поет"
Мама по комнатам
В фартуке белом
Неторопливо пройдёт,
Ходит по комнатам,
Занята делом
И, между делом,
Поёт.
Чашки и блюдца
Перемывает,
Мне улыбнуться
Не забывает
И напевает.
Но вот сегодня
Голос знакомый
Словно совсем и не тот
Мама по-прежнему
Ходит по дому,
Но по-иному поёт.
Голос знакомый
С особенной силой
Вдруг зазвучал в тишине.
Доброе что-то
В сердце вносил он…
Не разреветься бы мне.
Сергей Есенин «Черемуха»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Приложение 3
Конкурсно-игровая программа, клуб «Знатоки»
Вопросы к игре:
Для девочек Для мальчиков
Можно ли ради подруги пойти на обман? Можно ли ради друга обидеть человека?
Как объяснить значение пословицы: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»? Что обозначает пословица: «Старый друг лучше новых двух»?
Кого из героев сказки «Крошечка-Хаврошечка» можно назвать настоящими друзьями? Кого из героев сказки» Бременские музыканты» вы назовете настоящими друзьями?
Если вашей подруге предложили красиво рассадить кукол на полке, а вы с ней хотели идти рисовать, что вы будете делать? Ваш друг принес новую машинку, но дал ее поиграть сначала другому мальчику, а вам очень хотелось первым ее посмотреть. Как вы поступите?
Вашу подругу обидели, она плачет. Что вы будете делать? Ваш друг не пришел к вам на день рождения. Как вы поступите?
Ваша подруга во время игры нечаянно испачкала платье вашей куклы. Что вы будете делать? Ваш друг вовремя игры случайно сломал вашу машинку. Что вы будете делать?
Приложение 4
Конспект беседы по гендерному воспитанию «Если б я был девчонкой»
Тема: Э. Успенский "Если б я был девчонкой"
Цели:
-формирование гендерной принадлежности посредством детской литературы;
-уточнить представления о характерных видах деятельности мальчиков и девочек;
-побуждать участвовать в беседе;
Ход беседы:
-Ребята, мы с вами много говорили о мальчиках и девочках, об их отличии между собой. Расскажите, чем же отличаются девочки от мальчиков? ( ответы детей: одеждой, прической)
-Хорошо. А в какие игры любят играть девочки? А мальчики?
(девочки в куклы, салон красоты; мальчики в машинки, строители, ремонтная мастерская).
-А дома вы помогаете маме и папе? Как?
-Сегодня я бы хотела прочитать вам стихотворение Эдуарда Успенского, которое называется "Если б я был девчонкой!"
Чтение стихотворения
Если был бы я девчонкой
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял.
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел.
Перемыл бы чашки-ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам.
Отчего ж я не девчонка,
Я бы маме так помог.
Мама сразу бы сказала:
— Молодчина ты, сынок.
-Понравилось стихотворение?
-Почему мальчик сожалеет о том, что он не девочка? (он хотел помочь маме).
-А разве только девочки могут помогать мамам?
-А как наши мальчики помогают мамам?
-Конечно, ребята, и мальчики могут вымыть пол, убрать свои игрушки, помыть посуду. Но чаще всего это делают девочки, потому что они будущие мамы. А мальчики помогают папам что-нибудь чинить и строить, так как они в будущем станут мужчинами.
-Так какие же виды деятельности характерны для девочек? Что делают девочки по дому? (накрывают на стол, моют посуду, поливают цветы.)
-А мальчики? (помогают маме нести сумку, папе чинить машину).
Заключительная часть
- Какое стихотворение мы сегодня читали? Кто его написал?
-А моет ли мальчик стать девочкой? А девочка мальчиком?
-Ребята, мальчик никогда не станет девочкой, как и девочка не станет мальчиком. кем мы родились, тем мы и останемся - это неизменно!