Яна Горбунова
Проект «Я — и мое тело» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурно – оздоровительный проект «Я - и мое тело : экспериментально-исследовательская деятельность детей старших дошкольников как средство приобщения к занятиям физической культурой»
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон и т. д.
Публикация «Проект „Я — и мое тело“ для старших дошкольников» размещена в разделах
Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы нашего детского сада.
Тип проекта : информационно – практико-ориентированный.
Сроки реализации: краткосрочный (2 недели)
Участники проектной деятельности : педагоги, дети старшей и логопедической групп МКДОУ Мошковский детский сад № 2 «Рябинка» р. п. Мошково.
Проблемная ситуация
Недостаточные знания детей о функционировании организма и ЗОЖ.
Актуальность
Здоровье - самое дорогое, что есть у человека. Выбор темы проекта оказался неслучайным. Ведь одна из самых актуальных проблем современности – сохранение и укрепление здоровья. Статистика заболеваний детей особенно в осенний период неутешительна. На это оказывает влияние не только экология, физическое здоровье, но и просто элементарные незнания детей о правильном питании и функционировании собственного организма. Поэтому очень важно формировать у детей правильный взгляд на свое здоровье, правильное питание и здоровый образ жизни. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру и мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать».
Внедряя экспериментирование в образовательную область «Физическое развитие», необходимо показать дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, постараться привить любовь к занятиям физической культурой.
Цель проекта
• Познакомить детей со строением человеческого организма.
• Воспитывать желание быть красивым и здоровым.
• Формировать у детей бережное и заботливое отношение к собственному здоровью и здоровью других людей.
• Дать знания о строении тела человека, о его болезнях, ценностях человеческой жизни.
• Ознакомить старших дошкольников о пользе витаминов и рациональном питании.
• Вызывать желание и готовность заботиться о своем здоровье.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Закреплять комплекс знаний детей об основах здорового образа жизни как одного из компонентов представлений детей об окружающем мире.
• Формировать у дошкольников понимание ценности и уникальности человека через познание свойств организма.
• Формировать желание укреплять и поддерживать свое здоровье на практике с помощью выполнения культурно - гигиенических норм, ежедневной двигательной активности, установления положительных взаимоотношений в детском коллективе.
• Развивать любознательность, инициативу в использовании привычки к ЗОЖ на практике, способность к самооценке.
• Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
• Познакомить с правилами самоконтроля своего состояния здоровья на занятиях и дома.
• Формировать навыки правильной осанки.
• Формировать у детей чувства ответственности за сохранение укрепление своего здоровья.
Развивающие:
• Способствовать развитию мелкой моторики, правильного дыхания.
• Развивать интерес к физической культуре.
• Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений обучающихся, их творческого мышления.
Воспитательные:
• Воспитывать морально - волевые качества.
• Воспитывать ответственность личности за свое здоровье и потребность заботиться о нем.
Оздоровительные:
• Повышать физическую и умственную работоспособность.
• Профилактическая работа по заболеваемости детей и вирусных инфекций.
Практические:
• Прививать практические навыки соблюдения здорового образа жизни.
Принципы реализации проекта :
• Систематическое изучение свойств организма.
• Целенаправленное изучение основ здорового образа жизни.
• Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребёнка на базе уже имеющихся.
• Принцип гуманности: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Планируемый результат:
Сформировать у детей элементарные знания о своем теле и физическом здоровье.
Обеспечение проектной деятельности :
Для реализации данного проекта в ДОУ есть все необходимые условия:
Кадровые ресурсы: воспитатели, старший воспитатель, младший воспитатель, инструктор по физической культуре.
Учебно-методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр.
Информационные ресурсы: ноутбук, выход в интернет.
Мероприятия по реализации проекта :
1 этап - подготовительный
1. Беседа с детьми для уточнения представлений о строении и возможностях своего тела и сохранении здоровья человека.
2. Подбор методического материала и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
3. Подбор необходимого материала и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.
4. Подбор дидактических игр.
5. Подготовка методического обеспечения.
2 этап - основной (срок реализации 10 дней)
Образовательные области Содержание работы
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Беседы: «Человек и его здоровье», «Бесценная и всем необходимая вода», «О пользе овощей и фруктов», «Много витаминов на вред или на пользу», «Что полезно зубкам?», «Что полезно глазкам?»
Индивидуальные беседы: «О пользе витаминов»
НОД: «Полезные и вредные продукты».
Разрешение проблемных ситуаций.
Загадки, пословицы по теме проекта.
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Дидактические игры:
«Если ты простудился»,
«Назови вид спорта»,
«У всех своя зарядка»,
«Собери картинку»,
«Угадай вид спорта по показу».
Инсценировки: «Чтоб здоровье сохранить», «Разговор о правильном питании».
Игра-беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».
Сюжетно ролевые игры: «На приёме у врача», «Больница».
Словесные игры: «Четвёртый лишний», «Да или нет».
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Цикл бесед «Как быть здоровым» о себе, своём теле, гигиене, питании, витаминах.
Ситуативные разговоры на тему «Как быть здоровым».
Заучивание стихов, пословиц о здоровье.
Словесные игры: «Какая часть тела», «Что изменилось», «Назови ласково».
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕС-КОЕ РАЗВИТИЕ» Чтение:
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»,
И. Токмакова «Мне грустно – я лежу больной»,
Загадки, пословицы, поговорки.
Прослушивание детских песен о спорте, чистоте, питании.
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» • Подвижные игры: «День - ночь», «Подвижная цель». «Маленькие и большие ноги»,
• «Быстрые и ловкие ножки»,
Игры малой подвижности: «Правила питания», «Полезный завтрак».
Физкультминутки на НОД:
«На зарядку становись», «Достань яблоко».
• Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин», «Дружная семейка», «Чудо-овощи», «Хозяйка с базара пришла».
• Пальчики и ручки»,
Дидактическая игра «Кто скорее соберет»
Д. и. «Познакомимся с собой», «Мое тело»
Экспериментирования.
Эксперимент № 1. «ЦИРКАЧИ»
Перед проведением эксперимента можно опросить детей, кто дольше простоит на мяче и почему? А затем провести эксперимент.
В эксперименте могут участвовать два ребенка или две подгруппы, в зависимости от наличия оборудования. Одному участнику эксперимента дается задание встать двумя ногами на мяч (необходима страховка, руки служат балластом равновесия. Второй участник встает двумя ногами на фитбол, при этом руками держится за опору (шведская стенка). Необходима страховка. Остальные дети наблюдают, кто дольше удержится (при правильном проведении эксперимента, ребенок на фитболе должен простоять дольше). Если участник эксперимента, стоявший на фитболе, опускает руки, он теряет равновесие и падает.
Цель эксперимента: показать детям, что для удержания равновесия большую роль играют и руки. На узких, скользких, не ровных поверхностях служат балластом, и помогают человеку удержать равновесие.
Эксперимент № 2 «ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК»
В эксперименте участвует один или несколько детей. Предложить ребенку встать на мягкую неустойчивую поверхность (подушка, мат). Затем дается задание: попытаться сохранить равновесие, стоя на одной ноге. Можно эксперимент усложнить, если ребенку завязать глаза и опустить руки.
Цель эксперимента: доказать, что все движения человека согласованы. За координацией движений отвечает головной мозг. Он дает указания мышцам.
Эксперимент № 3. «МОЕ СЕРДЦЕ»
• Для чего нужна кровь
• Кровь находится в кровеносных сосудах
• Рассматривание вен на своих руках
• Сердце имеет размер кулака, где находится, послушать.
• Нахождение пульса
• Посчитать пульс за 15 секунд.
Предложить детям сжать кулак, чтобы определить размер своего сердца. Дети показывают расположение сердца в своем теле и слушают биение сердца товарища. Можно измерить пульс с помощью тонометра. Дальше дети выполняют подвижную разминку или играют в подвижные игры. Затем вновь измеряют пульс и слушают биение сердца.
Итог эксперимента: сердечная мышца – это главная мышца человеческого организма, без сердца человек не сможет жить. Чтобы сердце было здоровым, его нужно беречь и тренировать.
Эксперимент №4 «Удержи равновесие»
Предложить детям постоять на одной ноге с открытыми глазами 30 сек. Затем выполнить это задание с закрытыми глазами.
Экперимент № 5 «Зачем человеку руки?»
• «Ведущая рука» (какой рукой луче ловить мяч, какой рукой легче рисовать)
• «Что можно делать помощью рук с помощью рук»
• «Чем похожи и чем отличаются обе руки» (одинаково ли хорошо они работают)
Эксперимент: «Что лучше, руки или ноги?»
• Выявление сходства рук и ног.
• Удержание карандашей, рисование руками и ногами.
• «Что лучше, руки или ноги» (походить на ногах и руках, выбрать фасоль из блюдца, поймать и бросить мяч, почесать за ухом)
• Заключение: что удобнее делать руками, а что ногами? У чего движения разнообразнее: у рук или у ног?
Дыхательная система
• Наблюдаем как дышит человек (медленно, часто)
• Определение частоты дыхания (дети считают вдохи в течение 15 секунд, умножаем на 4 получаем количество вдохов за одну минуту.)
Определение силы дыхательных мышц. Д/и «Кто дальше дунет»
• Д/и «Потрогай воздух»
Слух
• «Определение товарища по голосу»
• «Найди предмет с завязанными глазами»
• «Жмурки с колокольчиком»
Зрение
• Зачем человеку глаза?
• Легко ли выполнять задание, если один глаз закрыт.
поставить точку в центре круга
- обвести карандашом контур сложной фигуры
• «Кругозор» (что я вижу одним глазом, тоже ли самое я вижу другим глазом)
• «Наблюдение за движением глаз»
• Игра «можно ли обойтись без глаз»
Как органы человека помогают друг другу
• Вместо глаз могут работать уши и руки.
• Нос может быть заменен ртом (дышать можно ртом)
• Язык и нос помогают друг другу (по запаху можно определить продукт)
• Чем можно заменить руки и ноги (как можно перемещаться без рук и ног)
• Чем можно заменить речь.
3 этап - заключительный:
- методические рекомендации для родителей;
- анкетирование родителей;
- анализ достигнутых результатов;
- обобщение опыта работы по изучению темы проекта на педсовете;
- подведение итогов проекта.
Список использованной литературы.
1. Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Разработано в соответствии ФГОС – СПб: «Детство-пресс» 2014.
2. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.
3. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет», автор С. С. Прищепа, Москва 2009г.
4. Научно методический журнал «Инструктор по физкультуре» 2010г.
5. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.
6. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».
7. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», автор А. П. Щербак.
8. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н. С. Голицына, И. М. Шумова.