Вера Шилкова
Проект «Изобретатели» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с творчеством человека – изобретателя Ивана Петровича Кулибина, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений. Задачи:
Образовательные:
Расширять кругозор детей о профессии изобретатель. Формировать представления детей о рукотворном и природном мире, что все в мире взаимосвязано. Упражнять в подборе синонимов к слову изобретатель (умелец, творец). Совершенствовать умения детей подбирать определения к существительному (изобретатель какой). Закреплять умение описывать предмет и угадывать предмет по описанию. Поддерживать у детей интерес к устному народному творчеству (пословицы, загадки, развивать их понимание, познакомить с башкирской народной пословицей.
Публикация «Проект „Изобретатели“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Развивающие:
Углубить знания детей об истории предметов, подвести к пониманию того, что человек постоянно стремился улучшить свои изобретения. Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательные:
Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы. Побудить детей к пониманию того, что человек создал предметы для облегчения жизнедеятельности. Воспитывать уважительное отношение к природному и рукотворному миру.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Предварительная работа:
Познакомить детей с пословицами: «Дерево дорого плодами, а человек делами», «Умелые руки не знают скуки». Повторение физминуток: «Я – веселый…», «Что произойдет». Проигрывание игр: «Что на что похоже», «Определи выражение лица», «Каким был – каким стал». Использование элементов ТРИЗа «Что хорошо, а что плохо». Обсудить сходство и различия объектов природного и предметов рукотворного мира.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Мастер, умелец и изобретатель – И. П. Кулибин», письмо от Незнайки, картинки (телефон, машина, фотоаппарат, плеер, картинки для игры «Что на что похоже» (Зонт, лист, пылесос, слон, кран, водопад, петух, будильник (часы, самолет, птица, кран, жираф, настольно-печатная игра ««Каким он был – каким он стал», Цифры на стульчики и на столы, мобильный телефон воспитателя, доска.
Ход занятия
Ефим Ефимовский «Изобретатели».
Как птицы и растения,
С тобою там и тут
Живут изобретения,
Открытия живут.
Не то чтоб скучно, серо.
Без них иначе б жил,
И был бы дом пещерой,
А стол бы камнем был.
И днем бы на охоту
Ты безоружным брё л:
Копье ведь тоже кто-то
Когда-то изобрел.
Игла, горшок и парус,
Да что там ни возьми,
Компьютер и гитара
Придуманы людьми.
Стул, двери, ложка, вилка,
Ракета и кино,
Гамак, сенокосилка,
Автобус и окно.
Пусть чуда нет теперь в них,
Но мир не позабыл
Людей тех самых, первых,
Кто чудо сотворил!
(На экране Винтик из Шпунтик из повести Н. Носова «Незнайка и его друзья»)
– Ребята, посмотрите на экран! Кто изображен? (Ответ)
- Верно. А какое их любимое занятие? (Ответ)
- Я вас, ребята, приглашаю на экскурсию. Вы знаете, как надо себя вести на выставках, в музеях? (Ответ)
- Сегодня я буду вашим экскурсоводом.
Тема нашей экскурсии «Изобретатели» (экран)
-Как вы думаете: кто придумал изобретения?
- Как называют человека, который изобретает?
- Какими качествами обладает человек-изобретатель?
(Он наблюдательный, любознательный, умный, трудолюбивый, целеустремлённый)
Правильно! Изобретатель – это такой же, как мы с вами человек, только больше наблюдает, больше интересуется, думает и фантазирует.
Кто такой изобретатель?
Это умный человек!
Это верно, тот создатель,
Что творит нам этот век!
- Про таких людей говорят: Мастер на все руки, человек – «золотые руки».
- А какие пословицы вы знаете о мастерах?
«Дерево дорого плодами, а человек делами»
«Жизнь дана на добрые дела»
«Всякое уменье трудом дается»
«Где хотенье, там уменье»
«Рукам работа, душе праздник»
- А я знаю башкирскую пословицу «Умелый человек невозможное возможным сделает».
- Как понять эту пословицу?
(То, что мы думали, что это невозможно, умельцы сделали для всех нас).
- Русские ученые подарили мировой науке множество изобретений.
Перевернём наши песочные часы и заглянем ненадолго в прошлое, чтобы вспомнить, кто эти люди и что ценного они принесли в нашу жизнь.
- Нашу экскурсию мы начнем с рассказа о выдающемся русском изобретателе Иване Петровиче Кулибине.
(Портрет Кулибина на экране)
Иван Петрович Кулибин изобрел много умных технических устройств, механизмов. Хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. Иван Петрович был из бедной семьи, с детства работал, вы трудолюбивым, аккуратным и целеустремленным человеком.
Над некоторыми изобретениями он работал в течение всей своей жизни. старался делать их лучше, полезнее для людей. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений. Хотите узнать, что он изобрел?
Слайд 2. Часы Екатерина II портрет.
Он изобрёл удивительные часы размером с куриное яйцо, каждый час дверца в часах открывалась, и золотые и серебряные куколки показывали театральное представление. Иван Кулибин подарил их царице Екатерине II, за это она забрала его в свои мастерские.
Слайд 3. Прожектор – фонарь.
Иван Кулибин придумал мощный прожектор - фонарь, где свет от пламени свечки увеличивался в много раз за счёт маленьких кусочков зеркала. Таким фонарем освещали мастерские, маяки.
Слайд 4. Самокатка.
Одним из знаменитых изобретений была телега-самокатка, в которой использовались разные рычаги, двигатель, тормоза. В ней сидел человек и управлял самокаткой.
Другие его изобретения отгадайте и загадок :
1. Я весь день жужжу-жужжу, ветерком тебя стужу. (Вентилятор)
2. Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём. (Велосипед)
3. Не летает, не жужжит, жук по улице бежит, и горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомашина).
4. Снизу вверх, то сверху вниз он целый день послушно ходит. Ты только к кнопке прикоснись - он тут же сам к тебе подходит. (Лифт)
Вы ещё познакомитесь с его другими изобретениями. Вот такой был замечательный изобретатель. Напомните, как его звали? Иван Петрович Кулибин.
7. Давайте тоже что-нибудь изобретём с помощью рук. Физминутка «Что произойдет?»
Физминутка.
Подними ладошки выше и сложи над головой. Что же вышло? Вышла крыша, а под крышей мы с тобой. (Дети складывают руки над головой) Подними ладошки выше, а потом сложи другой. Кто же вышел? - Вышли гуси, вот один, а вот другой. (Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук). Подними ладошки выше и сложи перед собой. Что же вышло? Вышел мостик. Мостик крепкий и прямой. Сели на стульчики.
- Чтобы научиться изобретать, мы должны научиться наблюдать за природой. Продолжаем нашу экскурсию.
Загадка. «По темному небу рассыпан горошек
цветной карамели из сахарной крошки
и только тогда, когда утро настанет,
вся карамель вдруг внезапно растает».
Слайд 4. «Звездное небо».
Человек всегда смотрел на звездное небо, ему хотелось узнать, что же это за звёзды, почему они яркие что там? Как там? Небо манило, привлекало. Прошло время и учёные придумали специальные приборы - телескопы и узнали, что кроме земли есть и другие планеты. Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. Но чтобы узнать об этом, надо побывать на этих планетах, долететь до них. Прошло много времени, прежде чем ученые придумали ракеты.
- А сейчас давайте перенесемся в город Калугу, которая находится на берегу реки Оки.
Слайд города Калуги.
Константин Эдуардович Циолковский жил в начале XX века в городе Калуге. С 14 лет Константин любил мастерить разные приборы. Сам сделал токарный станок. С помощью которого изготовил самодвижущиеся коляски и паровозы. Отец заметил способности сына и послал мальчика в Москву для продолжения образования. Каждый день он посещал библиотеки, где читал научные книги. За первый год жизни в Москве он самостоятельно изучил физику и математику. Потом он вернулся к отцу и стал преподавателем физики и математики.
В доме Циолковского сверкали электрические молнии, гремел гром, звенели колокольчики, плясали бумажные куколки, которые управлялись электричеством. И молодой ученый поставил перед собой вопрос: «Нельзя ли изобрести машину, чтобы подняться в небесное пространство? Циолковский построил и запустил в небо воздушный шар, а потом сконструировал дирижабль.
Ему принадлежит идея аэроплана, моноплана.
Он создал проект аппарата для подводного плавания – батискаф.
Но так как у него не было денег, он не мог двигаться вперёд, дальше. Коллеги и друзья считали его чудаком. Только спустя 20 лет вспомнили и оценили его труды и стали считать гениальным ученым.
Продолжил дело Константина Эдуардовича Циолковского Сергей Иванович Королёв. (Фото).
Он смог сконструировать и изготовить первый космический спутник (фото, в котором вокруг Земли сначала летали животные, а потом люди.
А первый человек, который полетел в космос - Юрий Гагарин.
- Сейчас ученые уже разработали и построили огромное количество летательных аппаратов, ракет, спутников. Посмотрите, как их много, все они разные и каждый выполняет свою задачу.
(Показ фото)
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Космонавты».
3. Игра «Космонавты»
(На полу чертятся круги мелом, или раскладываются обручи, или картонные круги, или расставляют стульчики – ракеты трехместные. Общее количество мест меньше, чем играющих детей).
Космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет. С последним словом дети занимают места в ракетах. Те, кому не хватило места, остаются на космодроме, А те кто остался в ракете, закрыв глаза, по очереди рассказывают, где пролетают и что видят. (Игра повторяется).
Дидактическая игра «Что на что похоже»
(Раздаю одной группе предметы природы, а другой предметы-изобретения. Найти пару, в которой есть что-то общее. Объясните свой выбор.
1 гр. Предметов: Лист, слон, рыба петух, стрекоза, птица.
2 гр. Предметов: Подводная лодка, будильник, вертолёт, самолёт.
Молодцы! Справились с заданием. В природе можно найти много интересного, она остается мудрым учителем для человека.
Изобретатели придумали много разных предметов, которыми мы сейчас пользуемся дома и на работе. А для чего они нужны человеку?
(Чтобы облегчить жизнь и труд человека.)
Изобретатели - истин искатели,
Первопроходцы, творцы всех веков
Все вы в душе фантазеры, мечтатели
И покорители разных миров!
Не стоит в делах прогресс.
Человек вперёд идёт,
Упрощает он процесс,
Будущее создает.
Каждый чуточку мечтатель,
Пробуй, действуй не робей,
Так вперёд, изобретатель
Новых планов и идей!
В наше время существует самая разнообразная техника. Это прежде всего бытовая.
Как птицы и растения,