Сосновская Татьяна Евгеньевна
Проект «История рождения сказки. От истока к литературным шедеврам»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к проекту
Данный проект «История рождения сказки. От истока к литературным шедеврам» разработан воспитателями подготовительной группы Сосновской Т. Е. и Новак Е. А. и реализован на базе ведомственного детского сада 545 АО «ГКНПЦ им. Хруничева».
В проекте участвовало 18 детей, родители, воспитатели – Сосновская Т. Е. и Новак Е. А., музыкальный руководитель Микушкина Елена Петровна, хореограф – Матвеева Алла Викторовна. Проект был реализован в рамках НОД ДОО, в совместной деятельности детей и педагогов, с привлечением родителей в досуговой деятельности, на музыкальных занятиях и праздниках.
Публикация «Проект „История рождения сказки, От истока к литературным шедеврам“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Тема проекта актуальна, так как в рамках проектной деятельности у воспитателя есть возможность помочь детям активнее, эффективнее и динамичнее сформировать представления о добре и зле, уме и глупости, трудолюбии и лени, активизировать познавательный интерес дошкольников в процессе повседневной жизни, включить детей подготовительной к школе группы в исследовательскую, творческую деятельность, научить дошкольников анализировать, различать, узнавать, сравнивать, рассуждать, выступать, играть и т. д.
Данный проект предназначен для детей 5-7 лет, т. к. решает задачи развития и социализации подготовительной к школе группы.
Тип проекта – творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта – долгосрочный (1 ноября 2017 – 30 мая 2018).
Предмет исследования:
• русские народные сказки;
• сказки зарубежных писателей.
Участники проекта: дети подготовительной группы 5-7 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, хореограф.
Цель: формирование познавательного интереса старших дошкольников к сказке, как кладезю мудрости.
Обучающие задачи:
1. Приучать детей «добывать» знания при помощи ИКТ;
2. Учить работать в коллективе, сотрудничать с родителями, воспитателями и ровесниками;
3. Учить планированию: обозначить цель, наметить пути реализации.
Развивающие задачи:
1. Расширять словарный запас детей;
2. Совершенствовать речевые навыки детей (умение поддержать беседу, формулировать свои мысли, правильно отвечать на вопросы);
3. Развивать коммуникативные качества личности (доброжелательное общение, умение слушать товарища, договариваться);
4. Развивать конструктивное мышление, воображение, фантазию.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
2. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, умение довести до конца начатое дело;
3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, умение радоваться успеху товарищей.
Предполагаемый результат проекта:
У детей подготовительной к школе группы будет развиваться познавательный интерес к сказке, как кладезю мудрости.
Дети будут интересоваться русской культурой, будут сопричастны с ней.
Воспитанники группы будут иметь представление о работе в коллективе и доброжелательном сотрудничестве.
Направление деятельности и интеграция областей ДОО.
I этап – подготовительный, начался с желания детей написать сказку о нашей группе. Мы посовещались и решили поучиться созданию сказки у своего народа, у А. С. Пушкина, у других русских писателей и у зарубежных авторов. Так мы наметили 3 блока: русские народные сказки, сказки русских писателей, сказки зарубежных писателей. Мы провозгласили девиз: «Ни дня без сказки!». Усердно выполняя его, мы заметили, что сказки можно разделить на три объемные группы: бытовые, о животных и волшебные. Вовремя досуга, посвященного Дню матери, обратились к мамам за помощью. Разделили детей на четыре подгруппы и попросили мам помочь детям воспользоваться домашними компьютерами и найти в интернете информацию о классификации русских народных сказок. Так дети подтвердили свою гипотезу о классификации русских народных сказок.
Каждая подгруппа из четырех во время беседы смогла объяснить, в чем особенность вида сказки. Дети были активны, дополняли ответы товарищей. К концу ноября мы завершили первый под-проект «Русские народные сказки», дети с легкостью ориентировались в классификации русских народных сказок.
Во втором под-проекте планировалось познакомиться со сказками русских писателей. И начали мы с А. С. Пушкина, выбрали три сказки, и по ним дома с родителями создавались поделки. А воспитатели трудились над оконными витражами.
В назначенный день все задуманное воссоединилось, и получилась… сказка.
Почти каждая семья приняла участие в создании поделок к сказкам «О царе Салтане», «О мертвой царевне и Семи богатырях», «О рыбаке и рыбке».
В январе-феврале мы знакомились со сказкой П. П. Ершова «Конек-горбунок», сказкой А. Толстого «Приключения Буратино или золотой ключик», сказками С. Я. Маршака: «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка». Сказками С. Михалкова: «Три поросенка», «Как мужик корову продавал».
Для глубокого понимания «великого и могучего» русского языка благодаря родителям в группе появился Детский фразеологический словарь Е. Рогалевой и Т. Никитиной «Ума палата».
С его помощью сложный язык Пушкина и Ершова стал ближе и понятней. Еще родители подарили группе две замечательные книги Светланы Прудовской «История букв своими руками» и «История книги своими руками». Их идеи реализовались на рисовании и лепке. А просто полистать и рассмотреть их дети договаривались об очередности. Такой же популярной и востребованной была книга С. Воскресенской и Н. Песняевой «На Руси».
Большой формат, картинки с русским бытом, картами поселений, кремлей, посадов и окрестностей с комментариями, названиями предметов, их предназначением – сказочное издание.
А тем временем природа подарила нам сказочную зиму. На протяжении всей зимы дети разучивали народные игры: «Горелки», «Ходит Ваня», «Мы на луг ходили», «Жмурки, «Ворон» и т. п., строили крепости, лабиринты, лепили снежные фигурки.
На протяжении всего проекта, на каждом этапе дети не расставались со сказкой, хотя воспитатели не отступали от программы «От рождения до школы»:
1) На математике царь Считай придумывал внучке-почемучке дополнительные каверзные задания. Их решить могли только хорошо знающие сказки люди. И эти люди, дети нашей группы, всегда выручали царевну страны Математики.
2) На конструировании мы ткали ковры-самолеты, строили сказочные замки или конструировали кремль, применяя новые знания. В этой игре, одной из самых любимых, дети сами выбирали главного архитектора, он набирал себе помощников-конструкторов, а остальные были просто строителями-исполнителями. Но и они должны были уметь измерить линейкой длину высоту детали, чтобы постройка соответствовала чертежу, составленному архитектором и его конструкторами.
3) Любимым материалом на лепке было соленое тесто и герои сказок и невиданные звери получались после росписи яркими и выразительными;
4) В нашей картинной галерее были выставлены домики трех поросят, портреты золотых рыбок, лукоморье, герои любимых сказок, кокошники в Гжельской росписи для сказочных героинь и т. д.
5) Аппликативный образ Аленького цветочка был подарен мамам. Сказочные животные и герои сказок, созданные в технике оригами, тоже поселились у детей.
Сказка с ее мудростью, и на ОБЖ была рядом, с ее помощью детям легче понять, как избежать беды, и как с ней справиться.
Освещая интеграцию образовательных областей, следует отметить огромную работу музыкального руководителя Микушкиной Елены Петровны и хореографа нашего сада Матвеевой Аллы Викторовны.
Все три праздника: осенний, новогодний и посвященный Женскому дню 8 марта либо были поставлены по мотивам сказки, либо отражали русские обычаи, традиции, национальный колорит.
Поэтому дети пели с удовольствием русские народные песни, танцевали и хороводные, и удалые танцы своего народа, погружались в неподражаемую атмосферу русского праздника.
III блок нашего проекта, посвященный изучению сказок зарубежных писателей, проходил в марте и апреле.
За этот период дети познакомились с творчеством Г. Х. Андерсена и его сказками:
• «Дюймовочка»;
• «Снежная королева»;
• «Стойкий оловянный солдатик»;
• «Девочка и спички».
Ш. Перро:
• «Кот в сапогах»;
• «Мальчик-с-пальчик»;
• «Золушка»;
• «Красная шапочка».
Беседовали, рассуждали, представляли себя на месте героев. Всегда ли поступки героев были благоразумны? Спорили, доказывали, что с приключениями веселее и интересней жить, но всегда приходили к выводу, что благоразумие – одно из главных качеств ребенка: и от беды отведет, и маму плакать не заставит.
Ради понимания детьми этой мудрости и была проделана эта работа.
В мае мы провели викторину «В гостях у сказки», которая показала, что дети заинтересованы сказками, изучали их и научились у них многому: отличают добро от зла, трудолюбие от лени, ум от глупости.
Также викторина продемонстрировала готовность к школе выпускников: их ответы на вопросы были правильными и грамотными. Поведение на занятии выпускников соответствовало норме.
29 мая мы провели презентацию главного результата, к которому стремились все, но удалось немногим: только пятеро смелых из 18 детей создали собственные произведения – профессиональную сказку. Ее они рассказали или прочитали для своих товарищей.
Помимо прекрасных поделок к сказкам А. С. Пушкина и собственных произведений пятерых детей, есть еще один внешний продукт у нашего проекта. Он не был запланирован, возник в результате речевой активности детей, участвовавших в проекте, это «Словарь секретного языка «Индук», который придумали дети группы №5 из детского сада «Планета детства». Слов в нем не много, примерно, как у племени Умбо-Юмбо. Но он не окончен и будет пополняться.
Подводя итоги проекта можно сказать следующее: цель достигнута. У детей успешно формируется познавательный интерес к сказке, как кладезю мудрости. Все поставленные задачи выполнены.
Продукт проектной деятельности
Внешний:
• поделки к сказкам А. С. Пушкина;
• проведенная викторина «В гостях у сказки»;
• написание собственных произведений на тему профессий родителей;
• создание секретного словаря «Индук».
Внутренний:
• дети имеют представление об использовании ИКТ для добычи нужной информации;
• дети имеют представление о планировании и реализации задуманного;
• дети умеют распределять роли, расставлять приоритеты, доброжелательно сотрудничать;
• дети имеют представление об истории создания алфавита, книг на Руси, об истории письменности;
• дети имеют представление о классификации русских народных сказок;
• дети имеют представление о русской культуре, русском быте, русских песнях и танцах;
• дети имеют представление о расположении и строении русских городов и селений;
• дети научились понимать, чему учит сказка;
• личностный рост каждого ребенка;
• бесценный опыт общения с родителями в качестве партнера и соратника;
• создание в группе ситуации успеха.
В проекте были очень продуктивные участники-родители наших воспитанников, которые по достоинству оценили проектную деятельность своих детей и стали им соавторами, товарищами, коллегами. И это достижение мы ставим в заслугу этому проекту. Дело не в том, что озаботились, прикупили и обеспечили, а в том, что сотрудничали, прониклись, услышали и зауважали собственных детей.