Марина Катакова
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по укреплению физического и психического здоровья детей 2 младшей группы.
Вид проекта – долгосрочный.
Сроки проведения – 2018-2019 учебный год.
Участники проекта : воспитатели 2 младшей группы, дети, их родители.
Публикация «Проект „Использование здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Актуальность проблемы: Проблема здоровья детей дошкольного возраста в наши дни стала весьма очевидной. Как показывают исследования, в последние годы порядка 25 – 30% детей, поступающих в первый класс, имеют какие-либо отклонения в состоянии здоровья. В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольных учреждений.
Условия реализации проекта.
1. Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы определенные условия: спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки, способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу.
2. Реализация здоровье сберегающих технологий по всем разделам образовательной программы.
3. Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.
4. Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.
5. Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.
6. Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.
7. Реализация различных форм систематической работы с родителями.
Ресурсное обеспечение проекта :
• Конспекты оздоровительных мероприятий и спортивных досугов.
• Физкультурный зал, спортивная площадка.
• Методическая литература.
Целью проекта является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи:
• Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в группе, ресурсное обеспечение.
• Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий
• Использование в работе с дошкольниками современных здоровье сберегающих технологий.
• Повышение профессионального мастерства воспитателей группы.
Принципы:
• Комплексность использования природных факторов, всех средств физического воспитания;
• Систематичность и последовательность;
• Индивидуально - дифференцированный подход;
Ожидаемые результаты:
• Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
• Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года);
• Совершенствование навыков самостоятельности;
• Увеличение словарного запаса, речевой активности детей в различных видах деятельности;
• Повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
• Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ;
• Совершенствование навыков самостоятельности;
• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни;
• Создание единого воспитательно – образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями:
• Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
• Увеличение информированности родителей в вопросе сохранения здоровья.
Содержание проекта :
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Перечень здоровье сберегающих технологий, применяемых в педагогическом процессе:
• здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания культуры здоровья детей. Целью этих технологий является формирование осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, накопление детьми знаний о здоровье и умении сохранять его;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;
• физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий. Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности детей..
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:
• Обыгрывание сюжетных сказок.
• Подвижные игры.
• Оздоровительный бег.
• Гимнастика с предметами и без них.
• Гимнастика пробуждения.
• Ходьба по следам, по пуговичкам, по массажному коврику, по ребристой доске.
• Гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном зале. Продолжительность утренней гимнастики в нашей группе – 10 мин.
Непосредственная образовательная деятельность. Знания о здоровом образе жизни формируются в образовательном процессе. Запланированы занятия на учебный год на темы: «Строение тела человека», «Путешествие в страну Здоровья», «Айболит в гостях у детей», «Полезные и вредные продукты для человека», «Природа и человек», «Зеленые помощники человека», «Путешествие в страну Неболейка», «Опасные ситуации на улице», «Правила дорожного движения».
Запланированы беседы на темы: «Волшебство вежливых слов», «Правила помогающие жить дружно», «Надо, надо умываться…», «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья», «Наши верные друзья», «Зарядка и простуда», «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней» и др.
Музыкотерапия: прослушивание детских песен, сказок.
Артикуляционная гимнастика проводится 2 раза в день в режимных моментах перед приемами пищи.
Физкультурные занятия. Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале. В нашей группе занятия проводятся -15 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:
• Традиционные
• Игровые
• Сюжетно-игровые
• Тематические
• Оздоровительные
• Занятия с использованием игровых комплексов
• Занятия – соревнования.
И включают в себя следующие элементы: комплекс упражнений основанный на статических растяжках мышц тела. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так, чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц. Проводится 2 раза в неделю.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия : занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи. Упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса.
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения, проводятся в непосредственно образовательной деятельности, в конце прогулки.
Психогимнастика - для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Гимнастика пробуждения 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам;
Пальчиковые игры проводятся в режимных моментах, в непосредственно образовательной и совместной деятельности педагога и воспитанников. Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Умения и навыки формируются в режиме дня ежедневно.
I половина дня.
Утро. Индивидуальная работа по обучению детей основным движениям.
Упражнения с использованием массажных мячиков.
Во время проведения утренней гимнастики используются упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики.
Образовательная деятельность
1.«Веселые минутки». Физкультминутки проводится в непосредственно образовательной деятельности и под музыкальное сопровождение).
2. Логоритмика.
3. Пальчиковая гимнастика
4. Артикуляционная гимнастика
5. Игровые упражнения имитационного характера: «качалочка», «цапля», «морская звезда», «самолет» и др.
Прогулка.
Проведение подвижных игр.
Индивидуальная работа по развитию основных движений.
Дыхательная гимнастика.
Физкультура на улице.
Подготовка к обеду, обед.
Воспитание культурно - гигиенических навыков.
Подготовка ко сну.
Хождение по дорожкам здоровья (массаж стоп).
Воздушные процедуры.
II половина дня.
Подъем. Гимнастика пробуждения:
Дыхательная гимнастика.
Точечный самомассаж.
Хождение по дорожкам здоровья. Воздушные процедуры.
Мытье прохладной водой рук по локоть и лица.
Игры, самостоятельная деятельность детей.
Игры по развитию мелкой моторики рук: «мозаика», «кто раньше дойдет до середины», поделки из пластилина.
Дидактические игры: «живая и неживая природа», «что где растет», «Покажи и назови» и др.
Проводятся беседы.
Музыкотерапия: прослушивание детских песен, сказок.
Самостоятельная двигательная деятельность с использованием спортивного оборудования из физкультурного уголка.
Работа с родителями.
В процессе реализации проекта с родителями проведен ряд бесед на следующие темы: «Роль и значение рационального питания дошкольников», «Значение пальчиковой гимнастики для речевого развития ребенка», «Полезные и вредные привычки».
Оформлены папки-передвижки: «К здоровой семье через детский сад», «Со спортом дружить – здоровым быть», «Закаливание в вашей семье».
Итог проекта : Произошла благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года). Дети стали проявлять интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе сохранения здоровья детей. Повысился интереса детей и родителей к физическим упражнениям и спорту
Литература:
1. «Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ». Авт. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
2. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, игры, упражнения» / авт. -сост. Т. Г. Анисимова, С. А. Ульянова; под ред. Р. А. Ереминой. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 146 с.
3. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Вместе с детьми.).
4. Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4- 5 лет».
5. Л. Л. Тимофеева. Е. Е. Корничеева «Планирование образовательной деятельности в ДОО».