Бишева
Проект «Использование сказки в экспериментальной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вам свой опыт работы по теме «Использование сказки в экспериментальной деятельности дошкольников».
Детство - это пора, когда хочется знать ответы на различные вопросы. Ребёнок всё изучает, как может и чем может. Он радуется даже самым маленьким открытиям.
Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Публикация «Проект „Использование сказки в экспериментальной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Изучив разработки таких ученых, как А. Н. Савенков «Маленький исследователь», «Развитие познавательных способностей», Н. Н. Подьяков «Детское экспериментирование», Н. А. Рыжова «Лаборатория в детском саду и дома», А. И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» меня заинтересовала идея - совместить опытно - экспериментальную деятельность со сказкой.
Сказки это то, что всегда нравится детям. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Их любят читать не только дети, но и взрослые. Сказки можно считать самым важным методом воспитания. Герои сказок являются непосредственными, любознательными, фантазёрами, напоминают детям самих себя. Этот факт позволяет дошкольникам внимательно следить за сюжетом сказки, сопереживать героям, вовлекает их в эксперименты, в ходе которых они пытаются раскрыть секреты природных явлений на доступном им уровне.
Использование сказки при экспериментировании считаю эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Новизна данного метода заключается в том, что экспериментирование становится ведущим видом деятельности в образовательном процессе наряду с игрой.
Внедрение опытов по сказке в экспериментальной деятельности принимается дошкольниками очень успешно. Начинается экспериментальная деятельность с предоставления детям материала для исследования, образ которого связывается с художественным (сказочным) образом. Далее создается проблемная ситуация, вызывающая интерес к событию.
В группе оборудован центр экспериментирования, дети в свободной деятельности подходят и повторяют тот или иной опыт. Центр постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей.
В своей экспериментальной работе с детьми особое внимание уделяю:
• методам наблюдения;
• рассматриванию различных предметов, созданных природой и человеком;
• поисковой и практической деятельности,
• чтению познавательной литературы,
• сочинению сказок.
Практической значимостью является применение полученных знаний детьми в жизни. Ребенок находит похожее, выявляет различия, тем самым повышает уровень познавательной мотивации. Стараюсь не давать ребенку конкретную информацию, а даю возможность добыть ее самому, проявить самостоятельность.
Все опыты, представленные на слайдах, проведены с использованием русских народных сказок.
• В сказке «Царевна-лягушка» изучили свойства магнита.
• В сказке «Колобок» познакомились со свойствами песка.
• В сказке «Снегурочка» дети проводили опыты со снегом и льдом и обсуждали свойства снега и льда.
• В авторских сказках : А. Н. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино» с помощью магнитов дети находили монеты среди песка, подтверждая свойство магнита притягивать металлические предметы.
• В сказке К. Чуковского «Мойдодыр» обсуждали, как при помощи трубочки определить, где находится мыльная и чистая вода.
• В сказке С. В. Михалкова «Три поросенка» дети проверяли и делали вывод из какого материала дом самый прочный.
• Также использую сказки, сочинённые самостоятельно и вместе с детьми, такие как «Невидимка-воздух», где дети изучают свойства воздуха.
• В сказке «Путешествие любопытного цыпленка» у детей расширяется кругозор, проводят опыты с разными материалами: с пластилином, водой, песком, сахаром.
• В сказках «Веселые лягушата», «Золотые рыбки», «Путешествие червячка» дети узнают о свойствах воды, воздуха, песка, почвы.
Помимо основной образовательной деятельности планирую работу в режиме дня: в утренние и вечерние часы, на прогулке, в самостоятельной деятельности.
Большую работу проводила по взаимодействию с родителями в вопросах экспериментирования в домашних условиях. Обращала внимание родителей на то, что эксперименты интереснее и увлекательнее проходят с использованием сказки.
Для большей заинтересованности родителей и вовлечения их в опытно-экспериментальный процесс использовала различные формы работы:
наглядный материал (буклеты, памятки, папки-передвижки, оформленные стенды).
Проводила индивидуальные и групповые консультации.
Родителей ознакомила с серией несложных опытов, которые можно провести дома с детьми: опыты с бумагой, с яйцом, водой, воздухом, песком.
Домашнее экспериментирование отличается свободой действий, как для взрослых, так и для детей, помогает получить новые знания, закрепить ранее полученные.
Родители с удовольствием сочиняли свои сказки для проведения экспериментов дома, делились опытом на заседаниях родительских собраний, мастер-классах.
В результате проводимой работы родители:
• научились проводить элементарные опыты и эксперименты
• повысили уровень педагогических знаний по данной теме.
Работаю в данном направлении полгода, но уже есть результаты: размещаю методические разработки, публикации, конспекты занятий на разных порталах, о чём свидетельствуют полученные благодарности, грамоты, дипломы.
Во время экспериментально-исследовательской деятельности дети научились делать выводы, употреблять в речи слова-антонимы, синонимы, давать оценку своей деятельности, появилась инициатива и самостоятельность, у детей обогатился активный словарь, владение связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью.
Но самое главное у детей проявляется чувство эмпатии, сопереживание героям, желание найти выход из проблемной ситуации. Герой всегда благодарен ребенку за оказанную помощь, внимателен к каждому, вызывает эмоциональный отклик и желание встретиться с ним вновь.
Таким образом, преимущества использования сказки с экспериментами с детьми дошкольного возраста следующие :
• в форме сказки-игры и через опыты дети лучше усваивают новую информацию;
• для решения задач дети используют логику и мышление;
• использование сказки при проведении экспериментов подходит для детей 3-8 лет;
• проводить эксперименты с использованием сказки можно не только в детском саду, но и в домашних условиях.
• В сказку можно играть 2-3 дня, разбив ее на части, как книгу.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Закончить хочется словами педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».