Получи документы

Проект «Использование сказки в экспериментальной деятельности дошкольников»

Бишева
Проект «Использование сказки в экспериментальной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Представляю вам свой опыт работы по теме «Использование сказки в экспериментальной деятельности дошкольников».

Детство - это пора, когда хочется знать ответы на различные вопросы. Ребёнок всё изучает, как может и чем может. Он радуется даже самым маленьким открытиям.

Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Публикация «Проект „Использование сказки в экспериментальной деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Изучив разработки таких ученых, как А. Н. Савенков «Маленький исследователь», «Развитие познавательных способностей», Н. Н. Подьяков «Детское экспериментирование», Н. А. Рыжова «Лаборатория в детском саду и дома», А. И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» меня заинтересовала идея - совместить опытно - экспериментальную деятельность со сказкой.

Сказки это то, что всегда нравится детям. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Их любят читать не только дети, но и взрослые. Сказки можно считать самым важным методом воспитания. Герои сказок являются непосредственными, любознательными, фантазёрами, напоминают детям самих себя. Этот факт позволяет дошкольникам внимательно следить за сюжетом сказки, сопереживать героям, вовлекает их в эксперименты, в ходе которых они пытаются раскрыть секреты природных явлений на доступном им уровне.

Использование сказки при экспериментировании считаю эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Новизна данного метода заключается в том, что экспериментирование становится ведущим видом деятельности в образовательном процессе наряду с игрой.

Внедрение опытов по сказке в экспериментальной деятельности принимается дошкольниками очень успешно. Начинается экспериментальная деятельность с предоставления детям материала для исследования, образ которого связывается с художественным (сказочным) образом. Далее создается проблемная ситуация, вызывающая интерес к событию.

В группе оборудован центр экспериментирования, дети в свободной деятельности подходят и повторяют тот или иной опыт. Центр постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей.

В своей экспериментальной работе с детьми особое внимание уделяю:

• методам наблюдения;

• рассматриванию различных предметов, созданных природой и человеком;

• поисковой и практической деятельности,

• чтению познавательной литературы,

• сочинению сказок.

Практической значимостью является применение полученных знаний детьми в жизни. Ребенок находит похожее, выявляет различия, тем самым повышает уровень познавательной мотивации. Стараюсь не давать ребенку конкретную информацию, а даю возможность добыть ее самому, проявить самостоятельность.

Все опыты, представленные на слайдах, проведены с использованием русских народных сказок.

• В сказке «Царевна-лягушка» изучили свойства магнита.

• В сказке «Колобок» познакомились со свойствами песка.

• В сказке «Снегурочка» дети проводили опыты со снегом и льдом и обсуждали свойства снега и льда.

• В авторских сказках : А. Н. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино» с помощью магнитов дети находили монеты среди песка, подтверждая свойство магнита притягивать металлические предметы.

• В сказке К. Чуковского «Мойдодыр» обсуждали, как при помощи трубочки определить, где находится мыльная и чистая вода.

• В сказке С. В. Михалкова «Три поросенка» дети проверяли и делали вывод из какого материала дом самый прочный.

• Также использую сказки, сочинённые самостоятельно и вместе с детьми, такие как «Невидимка-воздух», где дети изучают свойства воздуха.

• В сказке «Путешествие любопытного цыпленка» у детей расширяется кругозор, проводят опыты с разными материалами: с пластилином, водой, песком, сахаром.

• В сказках «Веселые лягушата», «Золотые рыбки», «Путешествие червячка» дети узнают о свойствах воды, воздуха, песка, почвы.

Помимо основной образовательной деятельности планирую работу в режиме дня: в утренние и вечерние часы, на прогулке, в самостоятельной деятельности.

Большую работу проводила по взаимодействию с родителями в вопросах экспериментирования в домашних условиях. Обращала внимание родителей на то, что эксперименты интереснее и увлекательнее проходят с использованием сказки.

Для большей заинтересованности родителей и вовлечения их в опытно-экспериментальный процесс использовала различные формы работы:

наглядный материал (буклеты, памятки, папки-передвижки, оформленные стенды).

Проводила индивидуальные и групповые консультации.

Родителей ознакомила с серией несложных опытов, которые можно провести дома с детьми: опыты с бумагой, с яйцом, водой, воздухом, песком.

Домашнее экспериментирование отличается свободой действий, как для взрослых, так и для детей, помогает получить новые знания, закрепить ранее полученные.

Родители с удовольствием сочиняли свои сказки для проведения экспериментов дома, делились опытом на заседаниях родительских собраний, мастер-классах.

В результате проводимой работы родители:

• научились проводить элементарные опыты и эксперименты

• повысили уровень педагогических знаний по данной теме.

Работаю в данном направлении полгода, но уже есть результаты: размещаю методические разработки, публикации, конспекты занятий на разных порталах, о чём свидетельствуют полученные благодарности, грамоты, дипломы.

Во время экспериментально-исследовательской деятельности дети научились делать выводы, употреблять в речи слова-антонимы, синонимы, давать оценку своей деятельности, появилась инициатива и самостоятельность, у детей обогатился активный словарь, владение связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью.

Но самое главное у детей проявляется чувство эмпатии, сопереживание героям, желание найти выход из проблемной ситуации. Герой всегда благодарен ребенку за оказанную помощь, внимателен к каждому, вызывает эмоциональный отклик и желание встретиться с ним вновь.

Таким образом, преимущества использования сказки с экспериментами с детьми дошкольного возраста следующие :

• в форме сказки-игры и через опыты дети лучше усваивают новую информацию;

• для решения задач дети используют логику и мышление;

использование сказки при проведении экспериментов подходит для детей 3-8 лет;

• проводить эксперименты с использованием сказки можно не только в детском саду, но и в домашних условиях.

• В сказку можно играть 2-3 дня, разбив ее на части, как книгу.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Закончить хочется словами педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Публикации по теме:

Фотозарисовка об экспериментальной и продуктивной деятельности дошкольников к «Выставке кошек на МAAM»Фотозарисовка об экспериментальной и продуктивной деятельности дошкольников к «Выставке кошек на МAAM» 13 июля на МААМ посвящён милым, пушистым и любимым домашним питомцам-кошкам. Хочу,сегодня поделиться с вами нашей экспериментальной деятельностью.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в средней группе «Радуга приходит к нам» (Skittles)Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в средней группе «Радуга приходит к нам» (Skittles) Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в средней группе «Радуга приходит к нам из Skittles» Задачи: 1).

Мини-проект по экспериментальной деятельности с пекинской капустойМини-проект по экспериментальной деятельности с пекинской капустой Человек всегда стремится к новым знаниям. Будущее сулит фантастические находки, сказочные сюрпризы, чудные открытия. Человек извечно.

Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст)Проект опытно-экспериментальной деятельности «Разбуди весну зимой» (старший возраст) Введение Этот проект посвящен вопросу «Как из обычной луковицы может вырасти красивый цветок?» Предметом исследования является наблюдение.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок»Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» Проект по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе «Волшебный песок» «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя»Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Весенний огород «Маши и Медведя» Ежегодно весной в нашем детском саду проходит конкурс "Огород на окне". Я всегда с удовольствием принимаю в нем участие,так как проведение.

Проект по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Чудесный песок»Проект по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Чудесный песок» Проект по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Чудесный песок» Срок реализации проекта: краткосрочный. Участники проекта:.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование сказки в экспериментальной деятельности дошкольников»
Опубликовано: 5 апреля 2024 в 10:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование сказки в экспериментальной деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Бишева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД