МААМ-картинки

Проект «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Ольга Ховалкина
Проект «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №210"

г. Барнаул

2022-2023 гг

Проект

«Использование приемов мнемотехники для

развития речи детей дошкольного возраста

Воспитатель: Ховалкина О. В.

1. Паспорт проекта 1стр.

2. Актуальность темы. 3стр.

3. Цели и задачи проекта 4стр.

Публикация «Проект „Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

4. Методы работы 5стр.

5. Механизм реализации проекта 6стр.

6. Перспективный план работы на 2022-2023 гг. 8стр.

7 Список литературы 9стр.

1. Паспорт проекта

Название проекта «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Тип проекта : долгосрочный, в течение учебного года

Участники проекта

Участники проекта : дети группы ЗПР, родители, воспитатели, учитель – дефектолог.

Продолжительность

Продолжительность : 9 месяцев.

Новизна проекта и практическая значимость

Использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Аннотация проекта, Данный проект направлен на оказание коррекционной помощи по развитию речи детям по средствам использования игровых методов. Проект рассчитан на детей 5-6, 6-7 лет, посещающих группу ЗПР в дошкольном учреждении.

Проект «Использование приемов мнемотехники для развитии речи детей дошкольного возраста» носит открытый характер : изучив традиционные и нетрадиционные формы работы по развитию связной речи, опираясь на материально-техническое группы, на начало 2022-2023 учебного года мною запланирована работа по использованию мнемотехники с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.

Предполагаемые риски :

1. Администрация не поддержит идею реализации проекта, так как это мероприятие предполагает материальное обеспечение.

2. Некоторые педагоги не проникнутся актуальность проекта.

3. Родители не заинтересуются темой проекта, недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей.

Работа с педагогами: Повышение профессионального мастерства, интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приемами мнемотехники. Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме.

Работа с родителями: Повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности. Овладение родителями мнемотехническими способами работы и использование их дома.

Ожидаемые результаты реализации проекты :

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Эффективность данных результатов

Положительная динамика речевого развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи); Выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации; Положительная оценка деятельности ДОУ в «глазах» родителей; Приобретение и использование знаний по вопросам мнемотехники в речевом развитии детей; Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

2. Актуальность

Определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста, так как связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.

Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.

Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.

В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое

мышление.

Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике – мнемотехника.

Для того чтобы получить ответы на все поставленные вопросы был разработан проект ««Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников».

3 Цели и задачи проекта

Цель проекта

Развитие связной речи и мышления детей дошкольного возраста средствами мнемотехники

Задачи

Образовательные:

побуждать детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.

Развивающие :

совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;

способствовать развитию образного и логического мышления;

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

4 Этапы работы

I этап. Поисково-теоретический. Организационный:

• Теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.

• Определение критериев и уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возрастаю.

• Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

II этап. Внедренческий:

• Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники.

• Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.

• Организация консультаций.

III этап. Результативный.

• Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в семинарах, конференциях различного уровня;

• Обогащение знаний детей, педагогов и родителей через разнообразные формы работы.

4. Методы работы.

Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.

Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин, выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехники :

• Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.

• Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка.

• Деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои.

• Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога.

• Культурологический – ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.

• Информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.

Проект опирается на обще дидактические принципы:

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка.

Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Принцип интеграции: интеграция на уровне содержания и задач психолого- педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности.

5. Механизм реализации проекта

В течение года будет проведена работа над проектом «Использование приемов мнемотехники для развитии речи детей дошкольного возраста»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и многое другое, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Для детей, особенно, в первый год обучения целесообразно давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т. д.

В мнемотаблице используется символы - рисунки, обозначающие различные признаки предмета явления или процесса.

Работа с мнемотаблицей делится на нескольких этапов:

1 этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап – Осуществляется перекодирование информации, т. е преобразование из символов в образы.

3 этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа, стихотворения с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

При этом пересказ сказки, рассказа, стихотворения могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.

- Дети учатся заменять ключевые слова в предложениях значками- символами; зарисовывать предметы и явления природы символами.

- Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполняют схему-модель как план пересказа.

- Изученный материал закрепляется путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Дети сами с удовольствием придумывают свои собственные модели-схемы и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Принцип работы с мнемотаблицей строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Символы максимально должны быть приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам – мнемотаблице, состоящей из 3-4 мнемоквадратов, в которых зашифровано небольшое количество информации.

Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей.

Это – прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Перспектива в работе: расширение круга пособий по использованию приемов мнемотехники в развитии связной речи детей.

6. Перспективный план работы на 2022-2023 гг.

№ Мероприятия с детьми Дата

(месяц)

1 Диагностика развития речи у дошкольников. Сентябрь

2 Д / и. «Копилка слов»

Цель: Научить детей рисовать, обозначать при помощи символов слова.

октябрь

3 Д / и «Зашифруем слово»

Цель: научить ребенка рисовать картинку к любому слову (фразе). Развивать паять, воображение. ноябрь

4 Д / и «Фокусник»

Цель: учить детей запоминать слова по опорным картинкам. Развивать логическую связь. декабрь

5 Д / и «Что еще?»

Цель: побудить детей к ассоциативному мышлению. Январь

6 С / р игра «Заколдуем слова»

Цель: развивать умение обозначать слова символами. Февраль

7 Составление мнемодорожек. Март

8 Составление мнемосхем Апрель

9 Составление мнемотаблиц Май

Мероприятия с родителями

Беседа с родителями «Знакомство с проектом» октябрь

Анкетирование родителей «Мнемотехника» ноябрь

Создание памятки для родителей «Этапы работы с мнеотехникой» декабрь

Консультация «Что такое мнемотехника и зачем она нужна. февраль

Ознакомление с результатами диагностики. апрель

Обогащение среды в группе

Составление кртотеки игр по использованию мнемотехники.

Картотека мнемоквадратов

Картотека мнемодорожек.

Картотека мнемосхем

Картотека мнемотаблиц

Мероприятие для педагогов

«Мнемотехника как эффективный прием в развитии речи дошкольников»

Мастер – класс: «Составление мнемотаблиц с детьми»

7. Список литературы:

1 Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.

2. Выгодский Л. С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352

3. 6. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92

4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.

5. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 февраля 2023 в 06:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ховалкина (УИ 65519) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД