Наталья Рычко
Проект «Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности»
Проект "Использование кинезиологических упражнений в непосредственной образовательной деятельности и повседневных ситуациях с детьми старшего дошкольного возраста".
Характеристики проекта.
Тип проекта :
Информационно - практико-ориентированный.
Тип проекта : долгосрочный.
Срок реализации: 2021-2022 учебный год.
Публикация «Проект „Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Участники проекта.
Старшие группы детей, педагоги и родители.
ПРОБЛЕМА: Количество детей с нарушениями физического и речевого развития продолжает расти.
Данный проект направлен на поддержку детей с нарушениями физического и речевого развития.
Ожидаемые результаты проекта.
Дети и их родители/опекуны научатся выполнять кинематические упражнения, которые
- Оптимизируют мозговую деятельность;
- Повышение эффективности обучения и усвоения информации; и
- Коррекция отклонений в психическом развитии и речи;
-приобретение ранее недостижимых для детей навыков, таких как.
-активизируют невербальные процессы, такие как слуховое внимание и память;
- развитие пространственного восприятия и чувства зрительной ориентации;
"Использование кинематических приемов в коррекционно-образовательной работе с детьми".
Обоснование.
Обоснование: В последние годы увеличилось количество детей с проблемами в развитии и обучении. В результате их адаптация к школе становится все более сложной. Иными словами, для преодоления детской инвалидности необходима комплексная психокоррекционная работа. В системе дошкольного образования также происходят значительные преобразования, связанные с изменением научных, материальных и методических основ обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из ключевых условий обновления является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны, повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, а с другой - применить более широкий и индивидуализированный подход в процессе обучения и воспитания.
Актуальность проекта.
Одним из практических направлений внедрения инновационных технологий в исправительный процесс является использование кинезиологии. Это позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственную образовательную деятельность. Кинезиологические упражнения и гимнастика мозга способствуют активизации взаимодействия между полушариями головного мозга и пластичности мозга у детей дошкольного возраста, укреплению их здоровья, снижению утомляемости, повышению умственной активности, памяти и внимания. Детская гимнастика способствует активизации всех заложенных в ребенке умственных способностей и максимальному их развитию. С этой целью был разработан проект "Использование кинематических методов в коррекционно-образовательной деятельности детей".
Единство мозга образуется деятельностью двух полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие взаимодействия между полушариями головного мозга является основой для развития интеллекта. Взаимодействие между полушариями головного мозга можно развивать с помощью специализированных кинематических упражнений.
Учитывая функциональную специализацию полушарий головного мозга (правое полушарие - гуманитарное, метафорическое; левое полушарие - математическое, символическое, роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно считать, что нарушения передачи информации между полушариями головного мозга искажают познавательную деятельность детей.
Для педагогов кинезиология не просто входит в содержание коррекционного обучения, а представляет собой новую возможность коррекции речевых нарушений у детей. Для коррекции и обучения детей с речевыми нарушениями используются специальные или адаптированные программы (в основном образовательные, диагностические и развивающие). Его эффективность зависит от профессиональной компетентности педагогов, их умения использовать новые возможности, способности интегрировать новые инновационные технологии в систему обучения каждого ребенка, умения создавать повышенную мотивацию и психологический комфорт, предоставлять детям свободу выбора форм и средств деятельности.
Задачи проекта.
Развивать взаимодействие между полушариями головного мозга и способствовать активизации мыслительной и речевой деятельности.
Способствовать активизации мыслительной и речевой деятельности.
Цели проекта
Для детей.
1. развитие межполушарной специфики.
2. развитие межполушарного взаимодействия.
3. синхронизация работы между полушариями головного мозга.
4. снижение эмоционального напряжения.
5. развитие мелкой моторики.
6. развитие способностей.
7. развитие памяти, внимания и мышления.
Для педагогов.
1. овладение кинематическими приемами.
2. создание для детей комфортных и благоприятных условий.
3. повышение квалификации.
Для родителей/опекунов.
1. ознакомление родителей (законных представителей) с новейшими методами кинезиологии, их целями и задачами.
Метод кинезиологии, его цели и задачи.
2. научить родителей (законных представителей) практиковать кинезиологические методики.
3. научить
Условия реализации проекта.
1. выполняться ежедневно, в рамках непосредственной образовательной деятельности и на регулярной основе.
Упражнения выполняются ежедневно, в рамках непосредственной образовательной деятельности и в штатных ситуациях.
2. 2. занятия проходят в дружественной обстановке; и
3. от детей требуется точное выполнение движений и приемов
4. упражнения выполняются стоя, сидя или лежа
5. упражнение выполняется 3-5 раз в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой рукой и, наконец, другой рукой.
6. выполняйте упражнение сначала одной рукой, затем другой и, наконец, обеими руками. Все инструкции даются.
Все инструкции даются четко и спокойно. Преподаватель следит за правильностью выполнения упражнения.
Задачи.
Преподаватель выполняет все упражнения вместе с детьми, постепенно увеличивая время и сложность упражнений на каждом занятии.
Постепенно увеличивайте продолжительность и сложность упражнений (с учетом возраста детей).
(с учетом возраста детей).
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап - сбор информации, методическая работа.
Подготовительный этап - сбор информации, обзор методической литературы, разработка плана работы над проектом, разработка перспективно-тематического плана работы.
Перспективно-тематический план работы.
Заключительный этап: подведение итогов, презентация проекта.
Материалы проекта для детей.
1. Картотека кинезиологических упражнений. (Приложение 1)
2. конспект урока.
Материалы проекта для преподавателей
1. перспективно-тематические планы для всех возрастных групп.
2. мастер-классы ("Зарядка для ума и тела", "Кинестезиологические игры в развитии интеллекта", "Мозговые кнопки").
("Развитие интеллекта", "Мозговые кнопки").
3. консультирование
Проектные продукты для родителей:
- ’Гимнастика мозга.
- Использование кинезиологической гимнастики в повседневной жизни". Методическое обеспечение
Литература.
1. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития детей дошкольного возраста : практическое пособие. - М. : Аркти, 2008.- 60с
2. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стресса: учебно-методическое пособие / Российский гос. пед. ун-т. Педагогический университет. -Рязань, 2000.- 48 с.
3. Анварова И. И., Калябина А. А., Михляева Л. В. Пуговицы мозга: Развитие интеллектуальных способностей у детей. Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2018.-106 с.
4. НРО МОО "Ассоциация профессиональных кинезиологов". кинезиология обучения. кинезиология обучения. москва, 2014.
5. Блайт С. Г. Оценка нейромоторной готовности к обучению. Москва, Линка Пресс, 2017 г.
6. крупенчук О. И., Витязева О. В. движение и речь Кинезиология в коррекции речи детей. санкт-Петербург, 2019
7. т. п. Трясорукова Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика. Ростов-на-Дону, 2019
8. т. П. Трясорукова Развитие межполушарного взаимодействия у детей. прописи. ростов-на-Дону, 2019
9. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Раскраска по заданию. Ростов-на-Дону, 2019
10. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Рабочая тетрадь. Ростов-на-Дону, 2019.
11. т. п. Трясорукова Пальчиковая игра для развития межполушарного взаимодействия у детей раннего возраста. Ростов-на-Дону, 2019
Приложение 1.
Кинематические упражнения.
Упражнение "Ухо - нос".
Левая рука - держит кончик носа, правая рука - держит правое ухо. Хлопнуть в ладоши с командой отпустить ухо-нос и поменять положение рук на "противоположное".
Упражнение "Змейка".
Руки вместе, ладони обращены друг к другу, переплести пальцы и повернуть руки к себе. Вариант 1: ребенок с закрытыми глазами произносит название пальца и руки, к которой прикасается учитель. Вариант 2: Ребенок точно и четко двигает пальцем, названным учителем. Следите за тем, чтобы другие пальцы не участвовали в движении.
Кольцо.
Чередуя пальцы руки, двигаясь как можно быстрее, соединить указательный, средний и остальные пальцы в кольцо с большим пальцем. Делайте это в следующем порядке: вперед, назад (мизинец к указательному пальцу). Выполнять сначала обеими руками отдельно, затем обеими руками одновременно.
Ладони ребром кулака.
Поочередно меняются три положения рук на плоской поверхности стола. Ладонь на плоскости, ладонь в сжатом кулаке, ребра ладоней на плоскости стола, ладонь прямая на плоскости стола. Выполнить 8-10 раз, сначала правой рукой, затем левой, а затем обеими руками вместе. (кулак - ребра - ладонь) и могут быть упорядочены самостоятельно.
Использование методов физиологии упражнений в коррекции обучения и укреплении здоровья детей дошкольного возраста
1. растяжка
2. "Снеговик".
Представьте, что каждый человек принял форму снеговика. Ваше тело твердое, как замерзший снег. Наступает весна, солнышко пригревает, и снеговик начинает таять. Сначала "тает" голова и свисает вниз, затем опускаются плечи и расслабляются руки. В конце упражнения ребенок плавно опускается на пол и рисует лужицу. Им нужно расслабиться. Солнце пригревает, и вода в луже начинает испаряться, образуя тонкое облачко. Дует ветер, и облака движутся по небу.
2. "Дерево".
Исходное положение - приседание. Спрячьте голову в коленях и обхватите колени руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимите ноги, выпрямите туловище и вытяните руки вверх. Затем напрягите и вытяните тело. При дуновении ветра вы раскачиваетесь, как дерево.
3. "Тряпичные куклы и солдатики".
Исходное положение - стоя. Полностью выпрямите спину и натяните веревки, как солдат. В этом положении вы остаетесь неподвижным и жестким. Наклонитесь вперед, руки вытянуты и висят, как у тряпичной куклы. Умейте мягко двигаться, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте кости. 4. "Собираем яблоки".
Исходное положение - стоя. Представьте, что перед Вами яблоня, на которой растет большое яблоко. Яблоко висит прямо над Вашей головой, но Вы не можете до него дотянуться. Посмотрите на яблоню. Вы видите большое яблоко, висящее в правом верхнем углу. Поднимите правую руку как можно выше, встаньте на цыпочки и сделайте большой вдох. Поднимите яблоко. Наклонитесь вперед и положите яблоко в небольшую корзинку, стоящую на земле. Медленно выдохните.
Выпрямите спину и посмотрите налево вверх. Там висят два красивых яблока. Сначала протяните туда правую руку, встаньте на цыпочки и на вдохе сорвите одно из яблок. Затем вытяните левую руку как можно выше и сорвите второе яблоко. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в корзину перед собой и выдохните. Теперь вы знаете, что делать. Поочередно обеими руками поднимите большое яблоко, висящее по обе стороны, и положите его в корзину.
Дыхательные упражнения.
1. "Свеча".
Исходное положение - сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть свечу одним выдохом. Теперь представьте, что перед Вами пять маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте свечу, выдыхая постепенно.
2. "Носовое дыхание".
Дышите через одну ноздрю,
Тогда к вам придет покой.
Исходное положение - о. с.
1 - Закройте указательным пальцем правой руки правую ноздрю, а левой рукой сделайте длинный спокойный вдох;
2 - как только вдох закончится, открыть правую ноздрю и плавно и долго выдыхать, выпуская из легких максимальное количество воздуха, максимально подтягивая диафрагму.
3. "Водолаз".
Первая поза - положение стоя. Глубоко вдохните и задержите дыхание, закрыв нос пальцами. Присесть, как бы погружаясь в воду. Выдохнуть с открытым носом.
4. "Надувание шарика".
Начните лежать на спине. Дети расслабляют мышцы живота, делают вдох и надувают воображаемый воздушный шарик на животе. Пауза - задержать дыхание. Выдохнуть и втянуть живот как можно дальше. Пауза - вдох, вытянуть губы в трубочку и шумно "выпить" воздух.
5. "Дыхание".
Спокойно - дышите тихо,
Прислушайтесь к своему сердцу.
И. п. - о. с.
1 - Медленно вдохните через нос, остановите вдох, когда грудная клетка начнет расширяться, сделайте паузу 4 секунды;
2 - плавно выдохнуть через нос.
6. "Губная трубка".
Для правильного дыхания
необходимо заглатывать воздух.
I. п. - o. o. o. o. o. o. o. o. o. o. o. o. o. o. o. o. o. o.
1 - Вдохнуть полностью через нос, втягивая живот;
2 - Согнуть губы в виде "трубочки" и резко вдохнуть воздух, заполняя все легкие;
3 - Сделайте глотательное движение, как бы заглатывая воздух;
4 - сделать паузу на 2-3 секунды, поднять голову и плавно и медленно выдохнуть воздух через нос.
Упражнения для тела.
1. "Кросс-марш".
Мы любим маршировать,
Поднять руки и ноги вверх.
Высоко поднимите колени и сделайте шаг, поочередно касаясь правой и левой рукой противоположной ноги. Повторите это 6 раз. Затем сделайте шаг, касаясь руками одного колена. Повторите это 6 раз. Закончите, коснувшись противоположной ноги.
2. мельница.
Круговыми движениями вращать кисть и противоположную ногу, поворачивая глаза одновременно вправо, влево, вверх и вниз. Продолжительность 1-2 минуты. Дыхание - по желанию.
3. "Паровой валик".
Положите правую руку под левую ключицу и одновременно 10 раз поверните левую руку с согнутым локтевым суставом и плечом вперед, затем столько же назад. Повторите это упражнение с разными положениями рук.
4. "Робот".
Встаньте лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони к стене на уровне глаз. Руки и ноги должны двигаться параллельно, затем с противоположной рукой и ногой.
5. "Колено - локоть".
Стоя. Поднять и согнуть колено левой ноги и коснуться колена левой ноги локтем правой руки, затем правой ноги и левой руки. Повторить 8-10 раз.
6. "Яйцо".
Спрячьтесь от всех забот,
Только мама нас найдет. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите руками колени и спрячьте голову в коленях. Расслабимся, покачиваясь из стороны в сторону.
7. "Деревья".
Мы растем, растем, растем.
А потом достигаем неба.
Сядьте на корточки и упритесь головой в колени. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно встаньте, выпрямите туловище и вытяните руки вверх. Раскачивайте свое тело, как будто вы дерево. (10 раз)
8. крючок Можно выполнять стоя, сидя или лежа. Скрестите лодыжки ног. Затем вытяните обе руки перед собой, скрестив ладони и сцепив пальцы, и поверните руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
Упражнения на расслабление.
1. "Дирижер".
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую собираетесь включить. Представьте себя дирижером, который руководит большим оркестром, причем не просто слушает музыку, а каждый из вас руководит большим оркестром (музыка льется).
Представьте, как энергия течет по телу дирижера, когда он слушает все инструменты и объединяет их в прекрасную общую гармонию. Вы можете слушать с закрытыми глазами. При этом обратите внимание на то, как вы сами наполняетесь жизненной силой. Слушая музыку, начните двигать руками в такт музыке, как будто вы управляете оркестром. Теперь двигайте локтями и всей рукой.. Дирижируя, позвольте музыке течь через все ваше тело. Дирижируйте всем телом и каждый раз по-новому реагируйте на услышанные звуки. Вы должны гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр. Теперь музыка закончилась. Откройте глаза и поаплодируйте себе и оркестру за отличный концерт.
2. "Путешествие на облаках".
Сядьте в удобную позу и закройте глаза. Сделайте два-три глубоких вдоха.. Отправляйтесь в путешествие на облаках. Запрыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору пушистых подушек. Почувствуйте, как удобно вашим ногам, спине и бедрам на этой большой облачной подушке. А теперь пусть начнется путешествие. Облака медленно поднимаются в голубое небо. Вы чувствуете ветер на своем лице. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть эти облака перенесут вас в то место, где вы можете быть счастливы. Мысленно постарайтесь увидеть это место как можно точнее. Здесь Вы чувствуете себя совершенно спокойным и счастливым. Теперь Вы снова в облаке, и облако хочет вернуть Вас на Ваше место в классе. Спуститесь с облака и поблагодарите его. Понаблюдайте, как облако медленно растворяется в воздухе. Потянитесь, выпрямите спину, снова проснитесь и станьте свежим и бодрым.
3. Релаксация "ковер-самолет".
Первое положение - лягте на спину, закройте глаза, включите спокойную музыку.
Лягте на волшебный ковер. Ковер плавно и медленно поднимается, мягко покачиваясь, и уносит нас в небо. Легкий ветерок нежно обдувает наши уставшие тела, и мы все отдыхаем. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Ковер-самолет начинает плавное снижение и приземляется (пауза) на нашу группу. Потягиваемся, делаем глубокий вдох, открываем глаза и медленно и осторожно садимся.
Упражнения для глаз.
1. "Посмотрите в левый верхний угол".
Поддержите голову правой рукой за подбородок. Возьмите в левую руку карандаш или ручку, закройте левый глаз и вытяните его вверх под углом 45° так, чтобы предмет в левой руке не был виден из правого глаза. Продолжайте это упражнение в течение семи секунд. После того как вы посмотрите на карандаш в левой руке, переведите взгляд в положение "прямо вперед". (7 s). Выполните это упражнение три раза. Затем возьмите карандаш в правую руку и повторите упражнение.
2. "Горизонтальная восьмерка".
Вытяните правую руку вперед на уровне глаз, держа средний и указательный пальцы вытянутыми, а пальцы сжатыми в кулак. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Начинайте рисовать от центра и следите глазами за кончиками пальцев, не оборачиваясь. Далее соедините языки, т. е. рисуйте одновременно, следя глазами за движением пальцев, хорошо вытянутых от языка рта.
3. слон.
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Слегка согните колени. Наклоните голову к плечам. От этих плеч вытяните руки вперед, как хобот. Руки рисуют "ленивую восьмерку" против часовой стрелки от центра поля зрения вверх. 3-5 раз прижать левую руку к левому уху и медленно выполнить то же количество раз правой рукой, прижатой к правому уху.
4. "Глаза путешественника".
Развесьте по разным углам и стенам группы различные картинки с изображением игрушек, животных и т. д. Исходное положение - стоя. Не оборачиваясь, ищите глазами названный преподавателем предмет.
5. глаза.
Поддерживайте хорошее зрение,
Необходимо вращать глазами.
Вращать глазами туда-сюда в течение 2-3 секунд (6 раз).
6. "Глаз".
Нарисуйте большой круг.
Затем посмотрите вокруг себя.
Глазами и вытянутым языком вращать круговыми движениями (из стороны в сторону) и делать совместные движения.
7. глаза.
Чтобы получить острые глаза.
на глаза необходимо надавить.
Тремя пальцами каждой руки слегка надавите на верхнее веко соответствующего глаза и удерживайте в течение одной-двух секунд.
Цвет лица.
- Помассируйте мочки ушей.
Помассируйте мочку уха, затем всю мочку уха. В заключение потрите ухо обеими руками.
- Упражнение "Переправа".
Выполните упражнение "перекрещивание" (вперед, в сторону, назад) одновременно правой рукой и левой ногой. Затем то же самое проделать с левой рукой и правой ногой.
- Кивайте головой.
Дышите глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, наклонить голову вперед и медленно покачать ею из стороны в сторону.