Татьяна Демидова
Проект «Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили воспитатели I квалификационной категории
Демидова Т. И.
Татаринова О. А.
Пояснительная записка
Направленность проекта:реализуется в процессе развития связной речи с детьми группы общеразвивающей направленности 6-7 лет.
Новизна проекта:использование современных речевых технологий в развитии связной речи дошкольников (интеллект - карты).
Проблема:
Публикация «Проект „Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ограничение общения детей с родителями и сверстниками. Снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Также отмечается недостаточная социальная компетентность детей. Большой проблемой стала зависимость детей от телевидения и компьютерных игр, даже в дошкольном возрасте, что приводит к отсутствию у ребенка интереса к чему-либо, в том числе, и в большей мере к образовательным ситуациям, предлагаемым педагогами.
Все это ставит перед педагогами задачу, поиска новых инновационных технологий, помогающих решить эти проблемы. К приемам, интенсифицирующим образовательный процесс, можно отнести интеллектуальные карты, которые являются отличным средством, помогающим сделать процесс развития речи детей интересным. Включают в работу два полушария головного мозга, помогает в усвоении графических образов и развитии мелкой моторики рук.
Применение интеллектуальных карт вводится в практику многих педагогов, благодаря простоте и заинтересованности детей, так как она позволяет детям, стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Актуальность проекта:
В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, обновление дошкольных образовательных программ, изменения в информационной среде жизнедеятельности ребенка.
Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.
Интеллект - карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект - карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.
На мой взгляд, это один из эффективных и актуальных методов в современном дошкольном образовании.
Вид проекта: долгосрочный (3 месяца)
Состав участников:групповой (дети, воспитатели, педагоги, родители).
Тема проекта: «Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников»
Цель проекта: развитие речевых и познавательных процессов дошкольников путемсоздания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода интеллект – карты.
Задачи:
- создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;
- формировать познавательные действия, становление сознания, развивать воображение и творческую активность;
- развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;
- развивать умение визуализировать и оречевлять причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;
- воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе;
- ознакомить педагогов с эффективным методомв образовательно-познавательной деятельности с детьми интеллект -карты;
- организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Дети: у детей повысится интерес к занятиям, возрастет их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал; сформируется умение рассуждать, делать умозаключения, строить причинно-следственные связи; связная речь детей станет грамотнее, логичнее;
Педагоги: повысится профессиональное мастерство педагогов;
Родители: родители повысят свою педагогическую грамотность, будут вовлечены в воспитательно-образовательный процесс.
Ключевые моменты проекта:
Проект реализуется по тематическим неделям МДОАУ № 44, начиная с первой недели октября и до последней недели декабря. В течение недели педагоги реализуют КТП, продуктом будет являться интеллект – карта по теме недели.
Итоговое мероприятие:диссеминация педагогического опыта (презентация копилки интеллект-карт).
Описание продукта, полученного в результате проекта:копилка интеллект-карт.
Вводная часть:
Чтение, беседа и рассматривание иллюстраций по темам недели.
Основная часть:
Составление интеллект – карт (рисование интеллект – карт, составление из опорных картинок и т. д., рассказывание по интеллект – картам (обобщение по теме недели).
Заключительная часть:
Диссеминация педагогического опыта (копилка интеллект – карт).