Юлия Бабикова
Проект индивидуальной логопедической коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
Проект индивидуальной программы
коррекции психического развития
Дмитрий М., 6 лет
ОНР, 3 уровня
Учитель-логопед
Бабикова Юлия Вениаминовна
Пермь
2018
Содержание:
Пояснительная записка 3
Актуальность 3
Цель 3
Задачи 3
Рекомендации к реализации 4
Содержание коррекционно-развивающей работы 5
Приложение 14
Библиографический список 16
Пояснительная записка.
Актуальность:
Публикация «Проект индивидуальной логопедической коррекции» размещена в разделах
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Недостаточный уровень развития навыков взаимодействия и эмпатии. При недостаточном развитии социальной мотивации велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.
Недостаточный уровень самоорганизации, а именно принятие задания на слух. При недостаточном уровне сформированности принятия задачи, могут возникнуть трудности в усвоении учебной программы.
Низкий уровень развития пространственных представлений о взаимоотношениях внешних объектов и тела (по отношении к собственному телу). При недостаточном уровне сформированности пространственных представлений могут возникнуть трудности в полноценном овладении лексико-грамматическими средствами языка, письменной речью, счету и решению задач. Дети, страдающие нарушениями пространственного гнозиса, входят в группу риска по дисграфии, в частности у них высок процент оптических ошибок.
Недостаточный уровень сформированности сукцессивного анализа и синтеза. При недостаточном уровне развития сукцессивного анализа и синтеза могут возникнуть трудности с чтением и письмом.
Низкий уровень переключаемости внимания. При низком уровне переключаемости внимания ребенку будет сложно ориентировать в новой незнакомой ситуации, быстро и легко переходить от одной работы к другой, от одного объекта к другому, после отдыха включаться в работу, что может негативно сказаться на учебной деятельности.
Цель:
Содействие развитию ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего нарушение речи.
Задачи:
Развивать эмпатию;
Развивать навыки взаимодействия;
Способствовать становлению самоорганизации;
Формировать пространственные представления о взаимоотношениях внешних объектов и тела;
Развивать сукцессивный анализ и синтез;
Формировать переключаемость внимания.
Рекомендации к реализации:
Реализовать данную программу будет психолог и логопед
Длительность программы: 0,5 года
Реализация: 1 раз в неделю на коррекционно-психологических занятиях в ДОУ и некоторые элементы будут включены в общие занятия в группе.
Содержание коррекционно-развивающей работы.
Развитие эмпатии:
Игры на создание положительных эмоций, развитие эмпатии:
Игра «Любящий взгляд».
Цель: развитее положительных отношений в группе.
Один участник выходит за дверь. Его задача — определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие 2-3 человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим взглядом» увеличивается
Игра «Пойми меня»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает всем «заглянуть в себя», определить свое настроение, какие ассоциации оно вызывает, и записать его одной короткой фразой. Далее все участники пытаются представить себе настроение своего соседа слева: что он чувствует, с чем ассоциируется, и записывают свои мысли. Затем, по часовой стрелке, каждый характеризует предполагаемое настроение своего соседа слева и зачитывает свою запись; сосед, в свою очередь, подтверждает или опровергает сказанное, может быть, выделяет какие-то моменты, наиболее созвучные его состоянию.
Игра «Сижу, сижу на камушке»
Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).
Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит?
После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.
Игра «Интонация»
Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.
Ход игры: Ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.
Развитие навыков взаимодействия:
Игры направленные на достижение положительного самоощущения, умения выражать позитивные эмоции, на развитие навыков взаимодействия:
Игра «Разноцветный букет»
Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход игры: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.
Игра «Пирамида любви»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а все потому, что мы умеем любить сами и любимы»
Игра «Катаем мяч»
Цель: развитие чувства общности и принадлежности к группе.
Материалы: один не слишком маленький, хорошо катящийся мяч.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция (детям) : Станьте в круг и держите друг друга за руки. Давайте выучим стихотворение про нашу группу.
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы — большая лента.
Можем мы большими быть (подняли руки вверх,
Можем маленькими быть (руки вниз,
Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).
А теперь сядьте на пол, так же по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Он крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: «Марк в нашей группе!» После этого Марк катит мяч кому-то другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя.
(Дети могут получать мяч несколько раз, но важно никого не пропустить. Стихи читают каждый раз, когда группа собирается в круг.)
Чтение сказок и обсуждение прочитанного (пример - «Лиса и журавль», «Айболит» и др.).
Учить вежливым словам и ситуациям, в которых их нужно употреблять.
Для этого подойдут стихи, создание различных ситуаций и т. д.
Пример стихов:
Я другу говорю:
«Привет!»,
А он в ответ:
«Здорово!»
Тут ничего
Плохого нет,
Подходят
Оба слова
Старшему,
Если встречаемся с ним,
Первыми «Здравствуйте!»
Мы говорим.
Пора за стол
Все для еды накрыто,
Приятного желаем
Аппетита!
Развитие самоорганизации:
Игры и упражнения для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого :
Игра «Разнеси письма» [Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М., 2002- С. 248]
Графический диктант [Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М., 2002- С. 249-250]
Развитие способности контролировать и оценивать свои действия:
Игра «На фабрике» [Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М., 2002- С. 250-251]
Игра «Варежки» [Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М., 2002- С. 251]
Игра «Магазин спортивной одежды» [Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М., 2002- С. 251-252]
Формирование пространственных представлений о взаимоотношениях внешних объектов и тела:
Игры для развития пространственного представления о взаимоотношениях объектов и тела:
Игра “Кукольная комната”.
Цель: формирование пространственных представлений.
Кукольная комната это большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями. Мебель можно склеить из спичечных коробков или использовать готовую игрушечную мебель: стол, диван, стулья или любые другие предметы. Важно только, чтобы их было не менее трех и они были разной формы. Для игры также понадобится план, который предварительно вычерчивается на листе бумаги. Подготовив план, логопед рассказывает ребенку следующую историю: “Кукла Маша купила новую мебель, но она не знала, как лучше расставить ее в комнате. Медвежонок решил помочь Маше. Он взял лист бумаги и показал, как надо поставить мебель”. Предъявляя план ребенку, следует пояснить его: “Сюда Миша поставил стол, сюда шкаф” и т. д. Далее ребенок расставляет мебель, “как показал медвежонок”. Количество предметов в игре не должно быть больше трех -четырех. Пространственное положение кукольной комнаты и ее плана должно быть одинаковым (дверь располагается с одной и той же стороны). При повторении игры следует менять расположение мебели, добавляя новые предметы.
Игра “Найди игрушку”.
Цель: развитие ориентации в пространстве, формирование пространственных представлений.
Игра проводится в комнате. Перед началом игры логопед вместе с детьми вычерчивает план схему комнаты. Выбрав определенный масштаб, чертят стены комнаты, обозначают двери и окна, а затем изображают находящиеся в ней предметы.
В этой игре, пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Дети поочередно прячут игрушку и делают соответствующую отметку в плане. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно будет сориентировать план (повернув его так, чтобы изображение двери “смотрело” в сторону двери, а изображение окна - в сторону окна, а затем - определить собственное место в комнате (“я сижу вот на этом стуле”). После этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет.
Игра “Куда залетела пчела”.
Цель: развитие ориентации в пространстве.
Для игры понадобится кукольная комната и кукольная мебель: круглый стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф (предметы можно менять, но для начала их должно быть не более шести).
Вместе с детьми взрослый расставляет мебель в комнате и рисует план: черточкой отмечается расположение окна, крестиком - двери, а с помощью кружков, квадратиков и прямоугольников изображаются предметы кукольном мебели.
На нарисованном плане красным кружком отмечается предмет, под который залетела пчела. Дети (по очереди) должны по этому указанию отыскать ее в игрушечной комнате. Игру можно повторять несколько раз: пчела каждый раз будет залетать под разные предметы.
Перед началом игры педагог должен сориентировать план, т. е. расположить окно и дверь на плане и в комнате с одной стороны от ребенка (комната - образец при этом находится за планом).
Упражнения для развития пространственных представлений о взаимоотношениях внешних объектов и тела:
К листу 8 [Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. – М., 2004.-С. - 3]
К листу 12[Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. – М., 2004.-С. - 3]
К листу 13[Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. – М., 2004.-С. - 3]
К листу 15[Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. – М., 2004.-С. – 3-4]
К листу 25[Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. – М., 2004.-С. – 4]
К листу 26[Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. – М., 2004.-С. – 4-5]
Занятия для формирования восприятия отношений между предметами и их группами:
Цель: формировать умение определять пространственное расположение предметов и направление движения по отношению к самому себе; анализировать пространственные отношения и понимать связь между определенным местоположением предмета в пространстве и речевым обозначением этого места в пространстве. Точкой отсчета на данном этапе будет сам ребенок.
А. Задача: закрепить понятия “справа” и “слева” (уточнить, что “справа” - это значит ближе к правой руке, а “слева” - это ближе к левой руке).
Логопед дает ребенку задания:
Поставь слева от себя машинку.
Поставь справа от себя куклу.
Поставь сзади от себя утенка.
Поставь спереди от себя зайчика.
Потом логопед задает ребенку вопросы:
Что стоит справа от тебя?
Что находится слева от тебя?
Что у тебя сзади?
Что находится спереди?
Б. Задача: формировать умение соотносить взаимное расположение окружающих предметов, менять его по словесным инструкциям; умение правильно организовывать предметы в пространстве на основе умения отождествлять себя с центральным предметом (это способствует развитию наглядно-образного и абстрактного мышления).
Закрепив на предыдущем этапе расположение предметов относительно самого ребенка, заменяем точку отсчета. Логопед располагает игрушки вокруг себя и просит ребенка отгадать о какой игрушке идет речь (логопед задает вопросы). В конце можно перейти к заданиям с разноцветными кубиками (или геометрическими фигурами). Ребенку даются следующие задания: “Возьми эти кубики и поставь их так, чтобы, красный кубик был, а). перед синим и позади желтого; б). перед желтым и позади синего: в, справа от желтого и слева от синего; г, под синим и над желтым; д). справа от желтого, слева от синего, впереди коричневого и позади зеленого”. Важно объяснить ребенку, чтобы он попытался представить себя одним из кубиков, но только всегда - центральным. Сначала ребенок оперирует двумя кубиками, отрабатывая
простые комбинации: право - лево, верх - низ. Постепенно число кубиков увеличивается до пяти.
В. Задача: закрепление понятий “направо” и “налево” (уточняется направление движения “направо” - в сторону правой руки, “налево” — в сторону левой руки/, и также речевых обозначений “направо” и “налево”, “справа налево” и “слева направо”.
Развивитие сукцессивного анализа и синтеза:
Игры для развития сукцессивного анализа и синтеза:
Игра «Телефон».
Цель: вырабатывать способность к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализации.
Ребенку предлагается (в ситуации игры) позвонить какому-нибудь зверю или сказочному персонажу. Наборный диск телефона вместо цифр имеет кружочки разного цвета, геометрические фигуры или какие-либо значки (для детей, плохо знакомых с цифровыми обозначениями). Номер телефона представляет собой ряд цветных кружков (геометрических фигур, значков, расположенных в определенной последовательности.
Игра на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговых инструкций) по памяти (по словесной инструкции, по опорным значкам) :
Например, игра «Найди клад». Найти «клад» можно только следуя последовательности действий, заданных в инструкции. Каждый следующий «шаг» позволяет найти указание (картинку, помогающее направить поиски в нужном направлении. В более легком варианте этой игры последовательность шагов изображена в виде ряда пиктограмм (картинок-символов, указывающих на место поиска в очередном «шаге». Игру можно проводить как в игровой комнате, так и на бумаге (в последнем случае последовательность шагов указывает карта-путь).
Упражнения для развития сукцессивного анализа и синтеза:
«Собери бусы» (нанизать, раскрасить, различающиеся цветом или формой: по образцу (от 3 до 10 элементов, по памяти (от 2 до 6) .
Восстановить порядок фраз в рассказе (* «Письмо от Незнайки») ;
Восстановить порядок слов во фразе (* «Перепутаница») ;
Воспроизвести определенный набор слов (* «Пароль») ;
Формировать переключаемость внимания:
Упражнения для формирования переключаемости внимания:
«Быстрее нарисуй» [Осипова, А. А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет / А. А. Осипова. – М., 2001. -С. – 82-83]
«Что слышно?» [Осипова, А. А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет / А. А. Осипова. – М., 2001. -С. – 84-85]
Упражнение на внимание.
Цель: развитие устойчивости и переключаемости внимания.
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т. д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т. е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.
Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.
Игра на развитие переключаемости внимания:
Игра "Следи за своей речью".
Цель: с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.
Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 вещей, что хотите, то купите, "ДА" и "НЕТ" не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь спровоцировать отвечающего на запрещенные слова.
Пример:
- Вы хотите купить черное платье?
- Я хочу купить зеленое платье.
- А разве зеленое вам к лицу?
- Мне просто нравится зеленый цвет.
- Это будет бальное платье?
- Бальное.
- Ваше зеленое платье должно быть длинным?
- Да).
Проигрыш. Надо было, например, сказать "Разумеется".
Можно договориться, какие слова нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Например, такие:
-Вы сегодня завтракали? Ваша прическа вам нравится?
-Вы сегодня не опоздали на занятия? Вы левша? Кино вы любите?
-Какие цветы вам нравятся, а какие не нравятся? Почему?
Игра «Что бывает зелёным?»
Цель: развивать переключаемость внимания, развивать самоконтроль.
Воспитатель:«Я по очереди всем играющим буду задавать вопрос: «Что бывает зелёным?» Не медлите долго с ответами».
(Следует поставить временную границу, например: 10 сек. или чуть больше. Можно давать некоторым детям поблажку).
Приложение.
У ребенка недостаточный уровень развития эмпатии: испытывал трудности при определении желаний для других людей.
У ребенка недостаточный уровень развития самоорганизации, а именно принятие задания на слух: были затруднения при усвоении словесных сравнительных конструкций.
Психолого-педагогическая характеристика
Ф. И. О. ребенка Дмитрий М.
Год рождения 2007
Время проведения обследования (месяц, год) ноябрь-декабрь 2013 года
Характеристика познавательной деятельности:
А) Внимание:
произвольность - высокий уровень,
концентрация – высокий уровень,
переключаемость - низкий уровень: при выполнении корректурной пробы разные фигуру зачеркиваются одинаково,
устойчивость - высокий уровень,
утомляемость – «дети-астеники».
Б) Восприятие
- зрительное: предметный гнозис - высокий уровень,
буквенный гнозис- высокий уровень,
симультанный гнозис – высокий уровень,
сукцессивный гнозис – низкий уровень: были затруднения при выкладывании последовательности и понимании смысла сюжетных картинок,
оптико-пространственный гнозис- средний уровень, оптико-пространственный праксис- средний уровень. У ребенка низкий уровень сформированности пространственных представлений о взаимоотношениях внешних объектов и тела: были значительные затруднения при показе правых и левых частей тела объекта напротив (кукла, определении своего положения среди предметов, определении своего положения среди предметов после поворота на 90 градусов.
- слуховое: сукцессивные процессы слухового восприятия – высокий уровень.
В) память
- зрительная: произвольное и непроизвольное запоминание – высокий уровень;
- слухоречевая: объем - выше среднего, характеристика кривой запоминания «плато»;
- оперативная - выше среднего.
Характеристика структурных компонентов личности:
А) уровень притязаний – адекватная устойчивая и самооценка - положительная;
Б) социальные эмоции - сформированы;
В) целенаправленность и планирование деятельности – не нарушена ;
Характеристика психологической готовности к обучению в школе:
А) школьная зрелость (тест Керна - Йирасика) – выше среднего;
Б) новая внутренняя позиция – недостаточно развита ;
В) мотивы учения – в недостаточной степени развиты социальные мотивы;
Г) общая способность к учению - 1 уровень ;
Д) саморегуляция в интеллектуальной деятельности - 2 уровень;
Е) совместная со сверстниками деятельность – высокий уровень.
Библиографический список:
Лекционные материалы по спецальной детской психологии Ворошниной О. Р.
Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М., 2002.
Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. – М., 2004
Лебедева О. А. Актуальность развития пространственного гнозиса у детей с ТНР/ Лебедева// [Электронный ресурс]/ - режим доступа: https://www.logoped.ru/lebeoa03.htm
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д. : Феникс, 2005. — 256 с. : ил. — (Школа развития).
Лебедева О. А. Формирование восприятия отношений между предметами и их группами / Лебедева// [Электронный ресурс] /-Режим доступа- https://www.logoped.ru/lebeoa05.htm.
Развитие сукцессивных функций и пространственно-временных представлений. [Электронный ресурс]/- режим доступа- https://www.maaam.ru/detskijsad/razvitie-sukcesivnyh-funkcii-i-prostranstveno-vremenyh-predstavlenii.html.
Осипова, А. А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет / А. А. Осипова. – М., 2001.
Возрастная психология, детская психология, воспитание детей. [Электронный ресурс]/- режим доступа- https://www.child-psy.ru/normarazvitiya/279.html.