Виктория Серебрякова
Проект «Игры-эксперименты»
Разработала Серебрякова В. С.
Воспитатель первой младшей группы «Радуга»
МБДОУ «Детский сад № 28 «Рябинушка»
п. Раздольный Елизовский район
Камчатский край
Содержание проекта :
1. Титульный лист …. 1
2. Содержание проекта… 2
3. Паспорт проекта …. 3
4. План реализации проекта (этапы проекта…. 4
5. Структура игры-эксперимента…4
6. Правила в работе с детьми при организации игр-экспериментов…. 5
7. Заключение…5
8. Методические пособия и литература…. 6
Публикация «Проект „Игры-эксперименты“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
9. Продукты реализации проекта… 6
10. Перспективный план работы с детьми (Приложение 1…. 7
11. План внедрения игр-экспериментов в образовательный процесс с детьми
первой младшей группы (Приложение 2…. 8
12. Консультация для родителей по проекту (Приложение 4…. 9
13. Родительское собрание «Детское экспериментирование в детском саду и
дома»…. 10-11
14. Информационный материал для родителей
15. Картотека игр-экспериментов….
Паспорт проекта
Актуальность проекта :
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Восприятие мира у детей младшего дошкольного возраста проявляется через ощущения и чувства. Это объясняется тем, что малышам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, соответствует этим возрастным особенностям.
Экспериментирование предоставляет возможность ребёнку думать, пробовать, исследовать и самому, конечно не без помощи взрослого, находить ответы на вопросы «как?» и «почему?» Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Поэтому именно в этот период необходимо открыть для ребёнка больше возможности для познавательно-исследовательской деятельности.
Проблема, привлёкшая к созданию проекта :
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Учитывая это нам педагогам необходимо найти те игровые формы организации познавательной деятельности, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели. Одним из видов игр, которые могут быть использованы в работе с детьми младшего дошкольного возраста, становятся игры-эксперименты.
Это игры, основанные на экспериментировании, и основным действием ребёнка является манипуляция с определённым предметом на основе заданного игрового сюжета.
Цель проекта :
Приобщение ребёнка к миру природы и предметов через игры-эксперименты, которые открывают для него большие возможности для познавательной деятельности и способствуют развитию его исследовательских способностей.
Ожидаемые результаты проекта :
• Используя игры-эксперименты, мы предоставим своим малышам возможность экспериментировать
• Мы поможем детям выявить реальные представления о различных свойствах и качествах изучаемых объектов.
• У детей сформируются представления об окружающем мире.
• Расширится кругозор и словарный запас детей.
Всё это позволит в дальнейшем ребёнку моделировать в своём сознании целостность картины мира, основанную на собственных наблюдениях и исследованиях.
Задачи проекта :
• Сформировать у малышей представления о свойствах и качествах предметного окружения, представления о форме, цвете и величине предметов;
• Развивать любознательность детей, понимание простейших причинно-следственных отношений в системе «действие – результат»;
• Развивать познавательно-исследовательскую активность малышей;
• Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Типология проекта :
Проект носит комплексный характер, включает в себя исследовательскую, познавательную и практическую деятельность детей
Участники проекта :
дети, педагоги и родители воспитанников первой младшей группы «Радуга»
Сроки реализации проекта :
август – май
План реализации проекта :
1. Подготовительный этап
Цель: определение системы работы по данному направлению.
• Подбор методической литературы и пособий.
• Разработка игр – экспериментов для детей 2-3 лет.
• Разработка перспективного плана работы на учебный год.
• Создание развивающей среды для экспериментальной деятельности, пополнение уголка экспериментирования необходимым материалом и оборудованием.
Сроки: август-сентябрь
2. Практический этап.
Цель: реализация проекта.
• Работа с детьми:
- внедрение игр-экспериментов в образовательный процесс с детьми первой младшей группы
• Работа с родителями:
- привлечение родителей к пополнению уголка для игр-экспериментов необходимым инвентарём;
- организация консультации, родительского собрания по теме проекта
- подбор рекомендаций по теме проекта
Срок: в течение года
3. Итоговый этап.
Цель: оформление результатов и продуктов проекта.
• Заключение
• Презентация проекта
Срок: май
При организации познавательно-исследовательской деятельности для малышей необходимо придерживаться следующей Структуры игры-эксперимента :
• Мотивация деятельности (необычность объекта, сюрприз)
• Формулирование проблемы (постановка исследовательской задачи)
• Выдвижение предположений и гипотез детей
• Проверка предложений (выполнение эксперимента)
• Подведение итогов, вывод
• Фиксирование результатов (по возможности).
Правила в работе при организации игр-экспериментов:
• детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставлять ребёнка выполнять какое-либо действие во время любого эксперимента, малыш должен захотеть этим заниматься;
• не следует строго регламентировать положительность опыта: если ребёнок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло;
• не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам;
• дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом;
• необходимо учитывать право ребё нка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребёнок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения;
• не следует увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности: необходимость регистрировать увиденное, является дополнительной нагрузкой для ребёнка;
• материал для исследовательской деятельности детей подобран с расчётом работы с детьми по подгруппам (10 малышей);
• соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания, т. к. дети в силу своих возрастных особенностей ещё не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
Методическое обеспечение:
Е. Е. Хомякова. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. - Спб., ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009. (3)
Д. Н. Колдина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010.(4)
Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе д. с. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.(5)
Л. Н. Павлова. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2015. (11)
О. В. Власенко, Т. В. Ковригина, В. Н. Мезенцева. Комплексные занятия по Программе «От рождения до школы». Первая младшая группа. – В. : Учитель, 2012. (12)
Интернет ресурсы.
Продукты реализации проекта :
• Картотека игр-экспериментов для детей 2-3 лет.
• Перспективный план работы с детьми 2-3 лет на учебный год. (Приложение 1)
• План внедрения игр-экспериментов в образовательный процесс с детьми первой младшей группы. (Приложение 2)
• Консультация для родителей «Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте» (Приложение 3)
• Родительское собрание на тему «Детское экспериментирование в детском саду и дома» (Приложение 4)
• Презентация проекта. (Приложение 5)
• Статьи в информационный уголок: «Детское экспериментирование в саду и дома»;
«Игры-эксперименты с малышами»;
• Содержание уголка экспериментирования:
Ёмкости для воды и песка (крупы, детские фартуки;
Разнообразные сосуды разного объёма и формы, стаканчики, разносы;
Пипетки, воронки, сито, трубочки для коктейля, водяные «мельницы», сочки;
Природный материал (камни, песок, перья, шишки);
Бросовый материал (ткань, мех, вата, деревянные, пластмассовые и металлические предметы);
Различный сыпучий материал (манка, пшено, мука, соль, сахар);
Мелкие игрушки для игр с кинетическим песком, манкой, формочки для песка, формочки для замораживания воды;
Красители пищевые, гуашь;
Губки, резиновые, пластмассовые и воздушные шарики, мыльные пузыри, султанчики,
магниты, зеркальца.
Заключение:
Исследовательская деятельность детей, используемая нами в ходе реализации проекта, способствовала приобретению детьми более содержательных сведений о явлениях природы и предметах ближайшего окружения, развитию познавательного интереса к целостному восприятию окружающего мира.
Таким образом, специально организованная работа по познавательному развитию детей 2-3 лет через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний и представлений детей об окружающей действительности и природных явлениях.
Приложение 1
Перспективный план работы с детьми 2-3 лет на учебный год
Месяц
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь
Что такое камни?
Ветер по морю гуляет
Поплывёт или утонет?
Вода прозрачная
Октябрь Сквозь сито. Дождик Выжми губку
Волшебная рукавичка (магнит) Водопад
Ноябрь Прыгающий
шарик Мыльные пузыри.
Игрушки – потеряшки Воздушный шар. Мяч
Декабрь Какая вода?
Холодная –горячая
Пенный замок
Песочные человечки Следы на песке
Январь
Снеговик в гостях у ребят
Цветные льдинки за окном.
Норки для зверушек
Февраль Поймай рыбку
Растения пьют воду
Какой самолётик улетит дальше?
Луковая грядка
Март Распускаются цветы Кораблики
(из кусочков бумаги) Свет и темнота
Капельки
Апрель В час по чайной ложке
Поймай солнечного зайчика
Какой формы вода?
Песок и сахар в воде
Май Найди пустую коробочку
Найди колокольчик Шарики в воде
Рисуем на песке
Лето Рисование на мокром листе
Кто играет ленточками?
Кто нагрел предметы? Смешиваем краски
Песчаные художники
Распускаются цветы Какой самолётик улетит дальше?
Кораблики
(из кусочков бумаги)
Игрушки – потеряшки Мыльные пузыри Следы на песке
Поймай рыбку
Приложение 2
Внедрение игр-экспериментов в образовательный процесс с детьми первой младшей группы
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 половина дня
Дидактические игры на сенсомоторное развитие
Игра на развитие конструктивно-модельной деятельности
Дидактическая игра на ознакомление с окружающим миром
Игра-эксперимент
Дидактическая игра на ознакомление с окружающим миром
НОД
Познавательное развитие
Музыка
Лепка
Музыка
Рисование
Чтение художественной литературы
Пальчиковые и речевые игры
Чтение художественной литературы
Пальчиковые и речевые игры
Чтение художественной литературы
2 половина дня НОД
Физическая культура
Развитие речи
Физическая культура
Развитие речи
Физическая культура (улица)
Индивидуальная работа на речевое развитие
Игры и упражнения на интеллектуальное развитие
Сюжетная игра-ситуация
Индивидуальная работа на развитие основных видов движения
Развлечение. Театрализованная игра.
Хороводная игра
Приложение 3
Консультация для родителей на тему:
«Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте»
Слайд 2. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Выготский Л. С.
Слайд 3. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребёнок настроен на познание мира, он хочет его познать, исследовать, открыть, изучить, а значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Слайд 4. Академик Н. Н. Поддъяков доказал, что «…что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую…»
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей и пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности: приём пищи, занятие, игру, прогулку, сон, умывание.
Слайд 5. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования, взрослым необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности.
Слайд 6. Мы постарались создать такие условия для наших воспитанников.
В групповой комнате оборудован мобильный уголок экспериментирования, в котором используются разнообразные материалы – природные (вода, песок, камешки, шишки); бросовые (пробки, трубочки для коктейля); специальное оборудование (совочки, воронки, сито, водяные мельницы); ёмкости для игр с водой, песком, снегом. Учитывая возрастные особенности детей от 2-х до 3-х лет, мы подобрали игры-эксперименты и сделали картотеку таких игр.
Слайд 7 (мы экспериментируем – фото). Во время игр-экспериментов дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Слайд 8 (мы экспериментируем – фото).
Слайд 9. Таким образом, поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их деятельность в ходе детского экспериментирования, мы способствуем развитию познавательной активности и исследовательских умений детей.
Слайд 10. Спасибо за внимание!
Приложение 4
Родительское собрание на тему:
«Детское экспериментирование в детском саду и дома»
Цель: показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.
Ход собрания:
Воспитатель задает вопрос родителям: "Что такое экспериментирование?" (высказывания родителей)
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.
Цель экспериментальной деятельности: Углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается:
- мелкая моторика (игры с песком, пшеном, горохом, мелкими камешками и бусинками);
- воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть)
- внимание, память (запомню – дома расскажу маме) и речь;
- мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь).
Дети учатся анализировать происшедшее, не только во время игры. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками.
Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.
Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.
Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
Очень важно, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности. И в этом должны помогать и вы родители.
2. Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
Во-первых, самому быть любопытным.
Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
3. Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях? На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией?
• Покажите ему как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет.
• Производит впечатление на детей и такой простенький опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться).
• Вы, наверное, играли с ребенком в пиратов или разбойников? Что в такой игре главное? Правильно, найти клад. А чтобы игра была интереснее, можно использовать секретное послание, где указано место расположения клада. Сделать такое письмо дома можно двумя способами:
- Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь) или прогладив утюгом.
- Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.
• Очень простой опыт, но тоже очень интересный «Яйцо утонет или всплывет?»
Материал: 2 яйца, сваренное вкрутую, 4 ч. л. соли, 2 стакана воды.
Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.
В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности. Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.
Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических опытов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу!
4. Уважаемые родители! Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.