надежда гритчина
Проект «Игрушка Матрешка» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Русская народная игрушка»
Возраст детей : средняя группа 5-6 лет.
Вид проекта : познавательно-творческий, краткосрочный (в течение недели 6.04- 13.04.21г.)
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Цель проекта : создание условий для развития художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой – матрешкой.
Задачи проекта : приобщать к истокам духовной культуры русского народа:
Публикация «Проект „Игрушка Матрешка“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
- формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;
- формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;
- способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной деятельности;
- развивать творческие и познавательные способности;
- развивать речевые умения и мелкую моторику рук;
Актуальность.
Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что западный человек даже менее образованный ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.
Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки.
Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствуем формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки; способствуем гармоничному развитию личности.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.
Ожидаемые результаты:
- Успешно организована непосредственно образовательная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов, развивающая предметно-пространственная среда в группе.
- У детей сформированы представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;
- Подготовлена презентация «Матрешка – народная игрушка».
- Оформлена выставка народной игрушки, рисунков детей в группе.
- Совместно с детьми составлена дидактическая игра «Создай узор», «Собери матрешку»
- Проведено развлечение «В гостях у матрешки»
Этапы реализации проекта.
1 этап: подготовительный
1. Изучить литературу по теме: «Русские народные игрушки».
2. Составить перспективный план работы по теме.
3. Подобрать материал для развития творчества детей.
4. Обсудить с родителями участие в проекте, определить пути решения.
2 этап основной (смотреть приложение).
План мероприятий
Образовательная
область Мероприятие
Социально-коммуникативное развитие • Сюжетно-ролевые игры: «Семья».
• Игровая деятельность с русскими народными игрушками. (матрешки)
• Общение: «Что мы знаем о русской народной игрушке», «Какая она, русская матрешка».
• Использование загадок об игрушках.
• Оформление в группе выставки «Матрешки».
• Развлечение «В гостях у матрешки»
Познавательное развитие • Рассматривание альбомов «Русские народные игрушки», «Русская матрешка»
• Развивающие игры «Собери матрешку», «Подбери по росту», «Расставь по порядку», «Найди такую же»
• Просмотр презентации «Матрешка – народная игрушка».
• Беседа: ознакомление с «Русская матрешка»
Математическое развитие
«Найдём матрёшек»
Речевое развитие • Разучивание стихотворений, потешек, песен и частушек о матрешке.
• Словесные игры: «Какой? Какая? Какие?»
Художественно- эстетическое развитие • Музыкальная деятельность: Разучивание хоровода «Матрешки», частушек.
• Раскрашивание раскрасок по теме.
• Изготовление атрибутов к игре «Создай узор», «Собери матрешку».
• Создание дидактического пособия «Матрешки бывают разные»
Лепка: «Матрешка»
Рисование: «Веселые матрешки»
Конструирование из бумаги: оригами «Матрешка», LEGO.
Физическое развитие • Подвижные игры «Карусель», «Ловишки».
Развивающая среда • Альбомы для рассматривания : «Матрешки», «Дымковская игрушка», «Игрушки из глины».
• Шаблоны, трафареты по теме.
• Раскраски по теме.
• Выставка народных игрушек.
• Счетный материал: плоскостные матрешки.
Работа с родителями • Разучивание стихов к развлечению.
• Изготовление родителями книжек– малышек «Мы красавицы – матрешки».
• Раскрашивание раскрасок с детьми дома «Мы красавицы матрешки»
3 этап: заключительный
Развлечение: «В гостях у матрешки».
Выставка рисунков, игрушек (из пластилина) детей.
Выставка книжек-малышек, изготовленных родителями
Содержание работы по образовательным областям:
Дата,
дни недели Совместная деятельность воспитателя с детьми Работа с родителями
Понедельник
Беседа: ознакомление с «Русская матрешка»
Рассматривание альбомов «Русские народные игрушки», «Русская матрешка»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья».
Раскрашивание раскрасок по теме.
Подвижные игры «Ловишки». Привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством (Папье – маше народных игрушек)
Вторник Беседа: «Что мы знаем о русской народной игрушке».
Музыкальная деятельность: Разучивание хоровода «Матрешки», частушек.
Разучивание стихотворений, потешек, песен и частушек о матрешке. (картотека)
Словесные игры: «Какой? Какая? Какие?»
Рисование: «Веселые матрешки»
Среда
Беседа: «Какая она, русская матрешка».
Лепка: «Матрешка»
Развивающие игры «Собери матрешку», «Подбери по росту».
Изготовление атрибутов к игре «Создай узор», «Собери матрешку».
Подвижные игры «Карусель».
Шаблоны, трафареты по теме. Изготовление родителями книжек– малышек «Мы красавицы – матрешки».
Четверг
Игровая деятельность с русскими народными игрушками. (матрешки)
Развивающие игры :«Расставь по порядку», «Найди такую же»
Счетный материал: плоскостные матрешки.
ООД по ФЭМП «Найдём матрёшек»
Создание дидактического пособия «Матрешки бывают разные» Раскрашивание раскрасок с детьми дома
«Мы красавицы матрешки»
Пятница
Просмотр презентации «Матрешка – народная игрушка».
Альбомы для рассматривания : «Матрешки», «Дымковская игрушка», «Игрушки из глины».
Конструирование из бумаги и ЛЕГО: оригами «Матрешка».
Итоговое мероприятие Развлечение: «В гостях у матрешки».
Выставка рисунков, игрушек (из пластилина) детей.
Выставка книжек-малышек, изготовленных родителями.
Развлечение «В гостях у матрёшки»
Цель: Продолжать вызывать интерес к традициям русского народа.
Приобщать детей к народным играм, песням, частушкам.
Воспитывать у детей интерес и уважение к прошлому, истокам истории и культуре своего народа.
Конспект занятия по лепке «Матрёшка»
Программное содержание. Познакомить с русской народной игрушкой - матрешкой, с процессом ее изготовления; учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания; упражнять в работе со стекой; добиваться передачи выразительности образа.
Конспект по рисованию «Весёлые матрёшки»
Цель: развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Занятие по ручному труду. Оригами «Наша русская матрёшка»
Конспект занятия по ручному труду.
Оригами «Матрёшка».
Цель: учить детей делать матрёшку методом оригами.
Конспект занятия по ручному труду.
Оригами «Матрёшка».
Цель: учить детей делать матрёшку методом оригами.
Конспект по ФЭМП «Найдём матрёшек»
Тема: «Найдём матрёшек»
Цель: Создать условий для развития мелкой моторики у детей, через формирование математических представлений.