Гнидина Надежда
Проект «Игровой стретчинг в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Игровой стретчинг в детском саду»
Составитель: Гнидина Надежда Витальевна, инструктор по физической культуре
Актуальность.
«Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.» Торквато Тассо
Публикация «Проект „Игровой стретчинг в детском саду“» размещена в разделах
Основной проблемой современного общества является полноценное развитие и формирование здоровья детей. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни каждого человека. В этом возрасте закладываются основы правильного физического развития, и происходит формирование двигательных способностей, интерес к физической культуре и спорту. Важнейшим средством в воспитании физических качеств детей дошкольного возраста являются занятия физической культурой. Одним из таких качеств является гибкость.
Благодаря гибкости любое движение производится с помощью суставов. А если у нас недостаточная подвижность в них, то ограничивается степень возможностей силы и негативно отражается на координационных и скоростно-силовых способностях. Проблема развития гибкости у старших дошкольников актуальна, потому для решения данной проблемы в своей работе я использую методику игрового стретчинга. Игровой стретчинг является совершенно новым подходом, открывает нестандартные методики в развитии гибкости детей дошкольного возраста. Стретчинг способствует развитию гибкости, а значит, может использоваться в воспитательно-образовательном процессе.
Решению проблемы развития гибкости детей дошкольного возраста стало уделяться больше внимания благодаря научным разработкам В. А. Баландина, Е. Н. Вавиловой, Е. И. Геллера, Н. Б. Каданцевой, Ю. К. Чернышенко.
Срок реализации проекта : 2021-2022 - 2023-2024 уч. гг. (три учебных года)
Цель: удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении; совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения.
Задачи: Оздоровительные
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. Формирование правильной осанки, укрепления свода стопы, гигиенических навыков.
3. Совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость, выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.
Образовательные
1. Ознакомление детей с терминами: физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила;
2. Формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
3. Расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Воспитательные
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
2. Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества движений
Этапы реализации:
1этап. Организационно-подготовительный.
Сбор информации и проектирование воспитательно-образовательной деятельности. Подборка материала для разработки сценариев игровых занятий. Подборка музыкального сопровождения. Создание предметно-развивающей среды. (2021-2022 учебный год)
2 этап. Основной, практический.
Обучение детей методу игрового стретчинга с освоением дыхательных упражнений и упражнений на релаксацию. Организация и проведение проблемных и обучающих семинаров для педагогов. Изготовление картотеки схем имитационных движений игрового стретчинга проекта. Работа с родителями. (2022-2023 и 2023-2024 учебные годы)
3 этап. Заключительный, итоговый
Анализ результативности проекта - презентация результатов работы над проектом. Соотнесение результатов с заявленными целями. Обобщение опыта по теме «Игровой стретчинг». (Май 2023-2024 учебного года).
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.
• Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от менее привлекательного к более привлекательному».
• Принцип индивидуальности предполагает такое построение процесса занятий игрового стретчинга и использование его средств, методов и организационных форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития, где создаются условия для наибольшего развития двигательных способностей и укрепления здоровья занимающихся. При индивидуальном подходе обязательно учитываются физиологическая и психическая стороны развития ребёнка.
• Принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть лёгким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся. Умелое соблюдение принципа доступности – залог оздоровительного эффекта физического воспитания.
• Принцип учёта возрастного развития движений предусматривает степень развития основных движений у ребёнка, его двигательных навыков.
• Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений. Здесь предусматривается такое сочетание, чтобы работа одних мышц, осуществляющих движение или содействующих принятию определённой позы, сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов, т. е. обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха.
• Принцип наглядности – один из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной. Здесь очень важен показ упражнений преподавателем. Он должен быть чётким, грамотным, в зеркальном изображении. Звуковая наглядность осуществляется в виде различных звуковых сигналов. Особое значение в занятиях у детей имеет связь чувственного образа и образа слова. Двигательная наглядность является специфической, её значение важно при освоении сложных движений.
• Принцип сознательности и активности – предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции движений в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.
Ожидаемый результат: - развитие опорно-двигательного аппарата; - формирование правильной осанки; - развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой системы, нервной системы; - совершенствование психомоторных способностей детей; - формирование мышечной силы; - развитие функции равновесия, вестибулярной устойчивости; - развитие внимания, памяти; - повышение интереса к занятиям физической культурой
Диагностика № 1
Тест № 1. Подвижность плечевого сустава. ИП: ноги в свободной позиции (на ширине плеч, увести руки за спину и сцепить в замок, выпрямить в локтях и, не наклоняя корпус вперед, начать поднимать вверх. Низкий уровень: руки не выпрямлены в локтях и практически не поднимаются вверх; средний уровень: руки выпрямлены в локтях и поднимаются на 45 градусов от спины; высокий уровень: руки выпрямлены в локтях и поднимаются на 90 и больше градусов.
Тест № 2. Подвижность тазобедренного сустава, эластичность мышц спины. ИП: позиция — сидя на полу, ноги сведены вместе. Действие — наклониться вперед и достать руками до пальцев ног. Низкий уровень: ноги не выпрямлены полностью в коленях, спина согнута, корпус не касается ног, а руки не достают до пальцев ног; средний уровень: ноги выпрямлены в коленях, спина согнута, корпус не касается ног, но руки с трудом дотягиваются до пальцев ног; высокий уровень: ноги выпрямлены полностью в коленях, спина прямая, корпус касается ног, а руки достают до пальцев ног.
Тест № 3. Эластичность мышц ног. Упражнение: продольный и поперечный шпагаты. Низкий уровень: ноги с трудом разведены чуть больше, чем 2 позиция; средний уровень: ноги разведены широко, но бедра не касаются пола; высокий уровень: ноги разведены в единую линию, бедра касаются пола.
Итоговый уровень определяется по результатам всех трех заданий: - Высокий — если три «высокий» - Низкий — если три «низкий», два «низкий» и один «средний» - Средний — все остальные варианты
Диагностика 2 — наклон вперед из седа с вытянутыми руками вперед (замеряется кол-во см) (по Ляху В. И). Тест позволяет оценить гибкость, подвижность суставов позвоночника и тазобедренного сустава. Процедура тестирования: на полу проводятся две прямые перпендикулярные пересекающиеся линии. Ребенок садится (без обуви) со стороны, так, чтобы его пятки находились рядом с линией АБ, но не касались ее. Расстояние между пятками 20–30 см. Ступни стоят вертикально. Руки вперед ладонями вниз. Педагог прижимает колени ребенка к полу, не позволяет сгибать ноги во время наклонов. Выполняется три медленных предварительных наклона (ладони скользят по размеченной линии). Четвертый наклон — зачетный, выполняется за 5 секунд. Результат зачитывается по кончикам пальчиков рук, он может быть с результатом + и — точность до 1 см.
Анкетирование для родителей:
1. Знаете ли вы что такое стретчинг?
2. Как вы считаете, инструктор по физкультуре должен заниматься развитием гибкости детей дошкольного возраста?
3. Как вы считаете, родители должны заниматься развитием гибкости детей?
4. Знаете ли вы, что стретчинг для детей можно провести в игровой форме?
5. Как вы считаете, ваши дети гибкие?
6. Как вы думаете, понравится ли вашему ребенку заниматься игровым стретчингом?
7. Записали бы вы вашего ребенка на занятия по стретчингу?
8. Хотели бы вы освоить приемы по проведению стретчинга?
9. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок занимался по готовым видео мастер-классам в домашних условиях?
10. Как вы считаете, сможет ли ребенок развить гибкость с помощью видео мастер-классов?
Стретчинг.
Упражнения на растягивание мышц широко применяется в системе массажа, в лечебной физкультуре. Упражнения стретчинга – как средство достижения релаксации (расслабления). эти упражнения доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься обще развивающей подготовкой. Для их выполнения не требуется больших залов, материальных затрат, спортивных снарядов. Их можно выполнять в дошкольном учреждении и дома, в группах и индивидуально, растяжки воздействуют на все группы мышц и суставы. Повышают эластичность связок, снижается способность отложения в суставах шлаков, увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функции мышц. Это позволяет без труда использовать защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т. к. воздействуя на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, вырабатывают естественную сопротивляемость организма. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение.
Игровые упражнения на растяжку
1. Пчелка. Сесть на пятки. 1. Согнутые в локтях руки положить на пояс ладонью наружу. 2. вывести вперед лечи, стараясь соединить локти перед грудью. 3. Развернуть плечи, стараясь свести локти за спиной.
2. Петушок. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. 1. Поднять левую ногу, согнув её в колене назад и взять левой рукой стопу левой ноги. 2. Правую руку поднять вверх, ладонью вперед, голова поднята.
3. Горка. Сесть в позу прямого угла, носки оттянуты, руки в упоре сзади. 1. не сгибая ноги, сохраняя оттянутые носочки, медленно поднять их в вертикальное полоение, стараясь коснуться лицом коленей.
4. Муравей. Сесть скрестив ноги. Пальцы рук переплетены на затылке. 1. медленно наклонить корпус как можно дальше влево, чтобы левый локоть был обращен к полу, стараться локтем коснуться пола. 2. Оба колена как можно ближе прилегают к полу. 3 повернуть корпус влево и медленно наклонить правый локоть к левому колену.
5. Веточка. Лечь на спину, ноги вместе, носочки натянуты. Руки вдоль тела ладошки внизу. 1. Медленно поднять ноги в вертикальное положение (не сгибать ног в коленях, сохранять натянутые носочки) таз не отрывать от пола.
6. Бабочка. Сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. 1 колени развести. 2 руки на коленях ладонями вниз. 3. опустить развернутые колени до пола, надавливая на них руками.
7. Яйцо. Сесть на пятки, наклониться вперед, обхватить колени руками, лоб прижать к коленям.
8. Индеец. Сидя на пятках, спина прямая, руки на бедрах.
9. Посмотри, послушай. Сидя на пятках, руки на бедрах, посмотреть вправо, (поворот головы, посмотреть влево, (поворот влево, наклон головы вправо, наклон головы влево.
10. Ходьба. Сидя ноги вместе, руки в упоре сзади. Попеременное движение ступнями вперед-назад.
11. Еж. Лежа на спине, согнуть ноги в коленях, обхватив их руками, лбом коснуться колен.
12. Лягушка. Лежа на животе, руки в упоре у плеч. Приподняться на руках, ноги согнуть в коленях, тянуться носками к затылку.
13. Кошка. Стоя на четвереньках, округлить спину, опустив голову и копчик вниз, затем прогнуться, приподняв голову и копчик вверх. Спину держать прямо, правую ногу вытянуть назад, поменять ногу.
14. Ласточка. Лежа на животе, ноги вместе, руки под подбородком, развести руки в стороны, приподнять грудь, голову.
15. Мостик. Сидя, ноги согнуты в коленях, ступни прижаты к полу, упереться ступнями и ладонями в пол, приподняться над полом.
16. Березка. Сидя на полу, ноги согнуты в коленях, сгруппироваться: толчок ногами, перекатиться на спине до лопаток, опереться руками в поясницу, упор на лопатки, ноги выпрямить вверх.
Заключение
Использование игрового стретчинга в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха и, как следствие, укрепляет здоровье детей. Регулярное выполнение упражнений с постепенным увеличением амплитуды поможет сохранить и даже улучшить природную гибкость детей в дошкольном возрасте.
Игровой стретчинг способствует полноценному развитию растущего организма, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем, создает благоприятные условия для комплексного развития всех физических качеств. Использование игрового стретчинга на занятиях физической культуры позволит социализировать учебно–воспитательный процесс, повысить физическую подготовленность детей в скоростных, физических способностях, выносливости и координации, что благотворно повлияет на развитие всех систем организма.