Наталья Теремязева
Проект «Игра под стук колес»
▼ Скачать +Заказ
Проект «Игра под стук колёс»
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
Родители воспитанников работают на предприятиях открытого акционерного общества «Российские железные дороги», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Проводимая в дошкольном возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению уже в школьном возрасте.
Публикация «Проект „Игра под стук колес“» размещена в разделах
Поэтому данная работа должна планироваться и осуществляться в определённой системе, а аргументированный выбор методов, приёмов, средств подбираться с учётом возрастных особенностей дошкольников.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Эти элементарные знания помогут детям не только расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе, но и получить которые нравственные установки, включиться в систему взаимоотношений, научится сотрудничать друг с другом.
В совместной организованной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, через игру игровые приемы, возможно формирование знаний, развитие интереса к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников, что позволит ненавязчиво ориентировать воспитанников на будущую профессию.
В играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей, которые оставляют яркий эмоциональный отпечаток в сознании ребенка. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях.
В рамках реализации данного проекта большое место отводится работе с социальными партнё рами: школа – интернат №29 ОАО «РЖД», Приморский институт железнодорожного транспорта, железнодорожные предприятия. Полноценное становление хорошего специалиста, преданного своему делу, невозможно без приобщения его к этой деятельности с детства.
Мы не можем знать, выберет ли дошкольник этот путь, будет ли продолжать дело своих родителей. Но важно понимать, что педагоги имеют большую возможность через разные виды деятельности познакомить детей с многообразием железнодорожных профессий.
На базе нашей дошкольной организации предоставляется возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения, так как 98% родители воспитанников в детском саду работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
В ходе реализации проекта дети получат возможность практического закрепления правил личной безопасности, правил поведения в обществе и в экстремальных ситуациях.
Проблема в том, что существует немного методической литературы, которая могла бы помочь педагогам детских садов в ранней профориентации на железнодорожные профессии, в ознакомлении с железной дорогой. Поэтому вся работа должна планироваться и осуществляться по определённому плану, при взаимодействии с социальными партнёрами, а аргументированный выбор методов, приёмов, средств подбираться с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА Создать адаптированную систему работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на железнодорожные профессии посредством игровой деятельности.
Развивать у детей интерес к железнодорожному транспорту, его истории. Воспитывать у детей уважение к труду людей железнодорожных профессий, чувство гордости за Российские железные дороги.
ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Формирование элементарных знаний о развитии средств передвижения
по железной дороге. Знакомство дошкольников с трудом железнодорожников, с основными профессиями железнодорожного транспорта. Воспитание привычки этичного и безопасного поведения, чувства самосохранения. Привлечение родителей к личностно-ориентированной подготовке детей для сознательного выбора будущей железнодорожной специальности. Формирование творческого отношения к труду. Развитие мышления, воображения, речи детей.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный этап проекта :
• Исследование представлений у детей о труде взрослых, железнодорожном транспорте, о профессиях железнодорожников
• Подбор литературы по теме проекта
• Подбор открыток, иллюстраций, фото для оформления дидактических игр и альбомов на данную тему
• Прослушивание аудиозаписей песен и звуков железной дороги
• Создание фонотеки музыкальных произведений
• Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм о железной дороге
• Чтение художественной литературы на тему «Железной дороги», подбор сказок для сказкотерапии.
Основной этап проекта
• Совместная деятельность взрослых и детей профориентационной
направленности по плану
Цикл бесед:
• «На чем мы путешествуем?»
• «Беседа о железнодорожных составах с показом иллюстраций»
• «Почему поезд бывает пожарным»
• «О правилах поведения на железной дороге»
Познавательные занятия:
• НОД «Разные поезда»
• Занятие-спектакль «Железная дорога - детям не игрушка»
• Занятие по развитию элементарных математических представлений «В гости к паровозику»
• «Путешествие на поезде»
• Познавательная игра «Как вести себя в поезде»
Экскурсии, целевые прогулки:
• Экскурсия на железнодорожный вокзал.
• Экскурсия в Локомотивное депо, узловой совет ветеранов ОАО «РЖД»
• Целевая прогулка к макету электровоза в парке имени Чумака.
Продуктивная деятельность:
• Творческое конструирование «Можно ли сделать поезд своими руками?».
• Коллективное рисование «Вот поезд наш едет.».
• Рисование «Машинист поезда».
• Лепка «Девочка в зимней одежде провожает поезд».
• Аппликация «Еду я на паровозе».
• Конструирование из бумаги «Железнодорожный вокзал».
• Конструирование из бумаги «Паровоз».
• Самодельные игрушки из бросовых материалов.
Дидактические игры:
• «Четвертый вагончик лишний».
• «Узнай поезд по описанию».
• Настольно-печатная игра «Вагончики».
• «Поезд из Ромашково» (пазлы).
• «Собери тепловоз» (пазлы).
• «Что сначала, что потом».
• «Хочу все знать».
• «Веселый поезд».
• «Железнодорожная Всезнайка».
Художественная литература:
• «Паровозик» Грэм Грин
• «Паровоз» А. Тюняев.
• «Как человек поехал по железной дороге» Н. И. Андреев.
• «Не страшны крутые горки паровозику Егорке» В. Андреев.
• «Паровозик» В. Лясковский.
• стихи «Поезд» З. Джаббар-заде.
• «Машинист» В. Степанов.
• «Паровозик» М. Яснов.
• «Мчится поезд» Э. Мошковская.
• «Паровоз» Е. Благинина.
• «Поезд» Е. Интулов.
• «Цилиндр паровозика».
• «Паровозик из Ромашково».
• Составление железнодорожного словаря детьми средней группы.
• Сочинение коллективной сказки «Паровозик, который хотел стать большим».
Музыкальные занятия:
Слушание песен «Голубой вагон».
• «Дорога железная».
• «На дальней станции сойду».
Праздники, развлечения:
• «Мама, папа, я – железнодорожная семья!».
• «Железная дорога в Солнечном городе».
• «В гости к Незнайке».
Работа с родителями:
• Консультации «Ценности семейного воспитания».
• «Творчество в детском возрасте».
• «Как познакомить ребёнка со своей профессией».
• «Так ли важно рисование в жизни ребенка?».
• Профилактическая беседа «Железная дорога – зона повышенной опасности!».
• Родительское собрание «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка».
Заключительный этап
• Повторное исследование представлений у детей о труде взрослых, железнодорожном транспорте, о профессиях железнодорожников.
• Открытое занятие «Чудеса на железной дороге».
• Фото выставка "Мои родители - железнодорожники".
• Театрализованное представление «Катится, катится голубой вагон».
• Презентация проекта «Путь к игре под стук колёс».
• Видео ролик о профориентационной работе в детском саду.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (ОБОСНОВАНИЕ)
Обучение детей ранней профориентации дошкольников – это мало изученное направление в дошкольном образовании, поэтому требует углублённости, систематизации в данном направлении.
Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих, которые выражают своё несогласие, недовольство партнёрами, отвлекаются от цели игры, и неполно воплощают замысел.
Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием сплочённости, инициативности, эмоциональной окрашенности.
Исходя из наблюдений, при проведении игр с воспитанниками, я сделала вывод, что дети редко используют ролевые диалоги, которые предполагают общение участников игры в рамках своей роли.
На сегодняшний день существует недостаточно методической литературы, которая могла бы помочь педагогам детских садов в ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомлению с железной дорогой дошкольников.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Для решения проблемы и поставленных мною задач, были выбраны различные формы, методы и приёмы, для обогащения знаний и уменийдетей через игровую деятельность. Практика показывает, что это оченьтрудоёмкая и ответственная работа, требующая определённого систематизированного подхода, подбора наиболее действенных форм,методов, и приёмов обучения.
Принимая во внимание важность данного вопроса, мною был разработан план взаимодействия со специалистами детского сада.
Работа спланирована таким образом, чтобы знакомство детей с профессиями, проводимое в игровой форме, будет реализовано через различные формы, методы и приемы как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей.
Например, знакомя детей через сюжетно ролевую игру «Мы едем, едем, едем…» с профессией машиниста, планирую использовать чтение рассказов, просмотр мультфильмов, наблюдения.
Параллельно специалистами детского сада при ознакомлении с данной профессией на основании стихов, рассказов, эссе, очерков, речевок, сочиненных детьми и их родителями, будем использовать следующие формы работы: например, учитель-логопед и музыкальный руководитель при формировании звукопроизношения моих воспитанников развивать у детей артикуляционную моторику, автоматизировать звуки в результате запоминания большого количества речевого материала, а также дифференцировать звуки.
Организованные детским садом экскурсии позволят расширить знания детей о данной профессии, обогатить словарный запас, вызвать положительный эмоциональный настрой.
При ознакомлении с другими профессиями совместно с инструктором по физической культуре будут разучиваться речевки, сочиненные детьми и родителями, для развития у детей зрительного внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве.
Система работы по данному направлению отражена в плане взаимодействия со специалистами.
Я считаю, что такой подход в организации планирования педагогической деятельности в этом направлении позволит не только повысить интерес детей к железнодорожным профессиям, но и значительно повысить уровень сформированности у воспитанников игровой деятельности, уровень развития коммуникативных, интеллектуальных, творческих способностей.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываться навыки и привычки правильного поведения, складывается характ
Считаю, что детям с дошкольного возраста необходимо давать знания о труде взрослых, и в будущем - квалифицированный совет на этапе выбора профессии. Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, со всей системой образовательного процесса.
Вся жизнь у ребёнка дошкольного возраста пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития ребёнка в детском саду.
В связи с тем, что игра является средством формирования личности дошкольника, перед собой поставила цель: использовать игровую деятельность в процессе ознакомления деей дошкольного возраста с железнодорожными профессиями.
Уникальным средством формирования профессиональных установок детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно - ролевая игра даст возможность проявить ребенку личностные качества, индивидуальность, отразить в игре имеющийся жизненный опыт.
В играх ребенок не только будет отражать окружающую жизнь, но и перестраивать ее, создавать желанное будущее.
В сюжетно-ролевых играх происходит ознакомление с различными профессиями, овладение основными смыслами профессиональной деятельности, формируется мотивационное подражание, которое является эмоциональным механизмом, запускающим возникновение интереса и устремлений ребенка к определенной сфере профессиональной деятельности взрослых. Появляются первичные (ранние) профессиональные устремления, которые просматриваются в некоторых личностных качествах, игровых ролях.
Профессионально ориентированная игровая деятельность является необходимым условием и средством формированияпредставлений о мире профессий у дошкольников, что в свою очередь способствует раннему профессиональному самоопределению дошкольника, которое является важным компонентом психического развития ребенка, осуществляемого посредством введения детей через игру в мир профессий, как часть человеческой культуры.
На основании этого, в своей деятельности я руководствуюсь следующими принципами:
• Системность
• Последовательность
• Доступность
• Научность
• Наглядность
• Преемственность
Через непрерывно образовательную деятельность, организацию режимных моментов, самостоятельную деятельность детей, используя игровую деятельность, у детей будут сформированы и развиты знания об игре, и о том, как она влияет на общее развитие ребёнка в процессе ознакомления их с железнодорожными профессиями.
В связи с тем, что в игре у детей воспитываются такие качества, как
«рабочее усилие и усилие мысли», а «игра без усилия, игра без активной деятельности – плохая игра», необходимо у детей дошкольного возраста развивать: активность, творчество, умение преодолевать трудности.
Ярко выраженная склонность детей к определённым ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребёнка.
У детей дошкольного возраста мышление наглядно-образное, большое внимание уделяется наглядным методам обучения в профессиями.
Для того, чтобы сформировать основы профессиограммы железнодорожных профессий, непрерывная образовательная деятельность должна быть построена таким образом, чтобы дети могли усвоить не только знания о том, чем, например, занимается монтёр пути, но и о том, что эта профессия предполагает наличие у работника определенных качеств: он должен иметь острое зрение, хорошо различать цвета, иметь хороший слух, быть физически выносливым, закалённым, собранным, ответственным.
Используя сюжетно- ролевые игры, игры-инсценировки позволят детям входить в роль, самостоятельно распределять обязанности с надеванием соответствующей формы.
Во время игры дети смогут превращаться в строгого начальника поезда, внимательного осмотрщика вагонов, заботливую проводницу, вежливого кассира. Совместно с детьми и родителями будут разыграны сценки, в которых дети получат знания по правилам поведения на железнодорожном вокзале, на платформе и в поезде.
Систематизировала и оформила картотеку дидактических игр по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с железной дорогой и ее профессиями, загадки о железной дороге, картотеку детских сказок по ознакомлению с железной дорогой, конспекты непрерывно образовательной деятельности.
Взаимодействие с родителями – это особое направление в моей деятельности. Работа по данному направлению не может быть успешной без поддержки со стороны родителей. Какое отношение будет у родителей к железной дороге, такое и сформируется у ребёнка. Поэтому участниками реализации проекта по ознакомлению детей с железнодорожными профессиями через игровую деятельность являются: ребёнок – педагог – родитель.
Для тесного взаимодействия и сотрудничества с родителями в данном направлении, мною был разработан план совместной работы
Этот план позволит развить родительскую компетентность по данному вопросу. Благодаря тесному взаимодействию, родители более активно принимают участие в жизни дошкольного образовательного учреждения.
Так же планируется активное привлечение родителей к участию в создании сборников стихов, песен собственного сочинения, в подборке фотографий, иллюстрирующих их трудовую деятельность, в создании альбомов «Железнодорожные династии».
Совместная работа со специалистами детского сада, позволит сформировать нравственные качества, дружеские взаимоотношения детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепит положительные тенденции в развитии дошкольников и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к школе.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, дошкольник должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Все эти личностные характеристики будут развиваться в ходе реализации моего проекта. Игровая деятельность детей способствует развитию мышления, речи, внимания, памяти и творческих способностей, позволяет проявить фантазию.
Знакомство дошкольников с железнодорожными профессиями (машинист локомотива, диспетчер, составитель, осмотрщик вагонов, проводник, контролёр) не только расширит общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и сформирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, будет способствовать ранней профессиональной ориентации.
Огромно и воспитательное значение игровой деятельности, у детей формируются представления о разнообразии профессий на железнодорожном транспорте, ценностное отношение к труду родителей на железной дороге бережное отношение к результатам труда взрослых, возникнет желание трудиться на предприятиях железнодорожного транспорта. Проводимая в дошкольном возрасте профориентационная работа, станет основой, на которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному самоопределению далее в системе общего образования. У детей будут сформированы устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации на железной дороге. Проявится самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать железнодорожниками.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Проект является долгосрочным, с дальнейшим его развитием планируется продолжать знакомить дошкольников с трудом железнодорожников с основными профессиями железнодорожного транспорта. Планируем привлекать родителей к личностно-ориентированной подготовке детей для сознательного выбора будущей железнодорожной специальности.
Будут оформлены папки-передвижки для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Также планируется создать альбом «Хочу быть железнодорожником», «Я работаю на железной дороге».
Для развития игровой деятельности будут изготовлены новые атрибуты к сюжетно-ролевым играм о железной дороге. С целью организации проведения различных выставок будет подобран наглядный и дидактический материал; подготовлен материал для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности.
По замыслу проекта все материалы по теме будут изготавливаться самостоятельно, что позволит развить у детей творческие способности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа “Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников” Е. Блохина, Т. Якунина,2008 г
2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников пособие для педагогов дошк. учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство Мозаика-синтез, 2008. - 112 с.
3. Сташкова, Т. Н. Мы – будущие железнодорожники Конспекты занятий и сюжетно-ролевые игры с детьми ДОУ/Т. Н. Сташкова, Л. Н. Шеболдина. – М. : Издательство «Гном и Д», 2007. – 176
4. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей
5. Интернет - ресурсы