Галина Серикова
Проект «Художник и писатель Е. И. Чарушин»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательный, творческий, краткосрочный.
Срок реализации: 3 месяца.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, учитель – логопед, родители воспитанников.
Актуальность:
В настоящее время все меньше и меньше остаётся читающих людей в окружающем мире, а дети они подражают нам – взрослым. Волна интернета захлестнула современного человека, поэтому самое время задуматься о наших детях. Воспитание внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ребенку познать окружающий мир и себя в нем, формирование нравственных чувств и оценки, развитие восприятия художественного слова – важный этап в жизни дошкольника. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Знакомя детей с творчеством писателя, мы развиваем личность ребенка, его познавательные и творческие способности, формируем осознанное отношение к художественной литературе, к миру животных. Считаю, что проект будет актуален для современного ребёнка дошкольника, а так же его родителей.
Публикация «Проект „Художник и писатель Е, И, Чарушин“» размещена в разделах
Цель: Обобщить знания детей о творчестве Е. И. Чарушина.
Задачи:
1. Познакомить детей с краткой биографией, литературным и художественным творчеством Е. И. Чарушина.
2. Развивать связную речь детей посредством формирования умения составлять пересказ.
3. Обогащать лексический словарь детей.
4. Формировать интерес к оформлению книги, учить подробно рассматривать иллюстрации.
5. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
6. Развивать творческие и познавательные способности, мелкую моторику рук.
7. Воспитывать представление детей о мире живой природы, воспитывать бережное отношение к животным.
8. Заинтересовать родителей проблемой приобщения ребенка к книге, укреплять и расширять взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи по взаимодействию с родителями:
1. Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе.
2. Формировать интерес родителей к чтению детской литературы.
3. Способствовать укреплению семьи, формированию семейных традиций: семейного чтения по вечерам и выходным дням, посещения библиотек.
Перечень основных мероприятий с детьми
- Чтение художественной литературы по произведениям Е. И. Чарушина;
- создание коллективной выставки совместно с родителями «Ребята о зверятах»;
- организация выставки книг «Творчество Е. И. Чарушина»;
- разработка плана поэтапного развития проекта «Художник и писатель Е. И. Чарушин»;
- проведение викторины для детей и родителей по произведениям Е. И. Чарушина;
- интегрированное занятие совместно с учителем – логопедом «Путешествие по произведениям Е. И. Чарушина».
Основные мероприятия с родителями:
- Информационная папка для родителей «Творчество Е. И. Чарушина»
- консультация «Роль книги в жизни ребенка»;
- создание коллективной выставки (домашнее рисование) «Ребята о зверятах»;
- рекомендации для родителей по совместному посещению библиотеки.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
Из беседы воспитателя с детьми о творчестве Е. И. Чарушина выясняется, что они не знакомы с его произведениями и иллюстрациями. На предложение педагогов ближе познакомиться с творчеством Е. Чарушина, дети ответили согласием. Организуется сбор литературы и иллюстраций по теме, определяются цель и задачи.
Разработка проекта
Педагоги группы составляют план работы над проектом, подбираются темы непосредственно – образовательной деятельности, бесед. Подбирается художественная литература для чтения, рассказывания детям, иллюстрации по произведениям Е. Чарушина.
Основной этап
Для реализации цели и задач проекта разрабатываются конспекты НОД, бесед о творчестве Е. Чарушина. Подбирается произведение для драматизации, разучивается текст сценки «Страшная история».
Заключительный этап
Организуется выставка книг Е. Чарушина. Готовится коллективная выставка
совместных работ детей и родителей «Ребята о зверятах». Проводится викторина для детей и родителей по произведениям Е. Чарушина. Проводится интегрированное занятие для педагогов ДОУ «Путешествие по произведениям Е. Чарушина».
Содержание работы в процессе реализации проекта :
Работа с детьми
Познавательно – речевое развитие:
1. Беседы с детьми: «Знакомство с биографией Е. Чарушина», «Знакомство с творчеством Е. Чарушина», «Герои Е. Чарушина».
Цель: формировать у детей устойчивый интерес к творчеству Е. Чарушина, развивать умение слушать, отвечать на вопросы, делиться впечатлениями.
2. Рассматривание иллюстраций героев произведений Е. Чарушина, а также иллюстраций Е. Чарушина к произведениям других авторов С. Я. Маршака, В. Бианки, М. Пришвина.
3. Чтение художественной литературы - произведений Е. Чарушина :
«Волчишко», «Медвежата», «Лисята», «Друзья», «Про Томку», «Кот Епифан», «Что за зверь», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яшка», «Почему Тюпу прозвали Тюпой» и др.
Цель: Знакомить с содержанием рассказов Е. Чарушина, учить оценивать поступки героев, обогащать словарный запас детей.
Социально – коммуникативное развитие:
Индивидуальная и подгрупповая работа по формированию самостоятельной речевой деятельности:
- проведение с детьми развлечений типа викторин;
- проведение игровых упражнений:
придумай загадку о животном, придумай конец истории, продолжи дальше, сочини историю по рисунку, по герою и т. п.
Дидактические игры: «Собери героя», «Из какого рассказа герой».
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование: «Пушистые комочки», «Любимый герой из произведений Е. Чарушина», «Животные Севера», «Животные Жарких стран».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА НА ТЕМУ
«Художник и писатель Е. И. Чарушин»
месяц Вид деятельности
декабрь Работа с детьми
* Познавательная беседа «Знакомство с биографией Е. И. Чарушина»
Цель: познакомить детей с краткой биографией жизни Е. И. Чарушина.
*Познавательная беседа «Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина»
Цель: познакомить с творчеством Е. Чарушина, как художника анималиста, иллюстратора детских книг.
*Чтение рассказов Е. Чарушина «Волчишко», «Медвежата», «Лисята»
Цель: воспитывать интерес к книге и изображению иллюстраций.
*Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам этих произведений.
*НОД по художественно – эстетическому развитию. Рисование «Пушистые комочки».
Цель: продолжать учить рисовать животных, передавая их характерные особенности, фактуру шерстки.
*Дидактичекая игра «Собери героя» с использованием иллюстраций Е. Чарушина.
Работа с родителями
Рекомендации для родителей по совместному с детьми посещению библиотеки.
январь Работа с детьми
*Чтение рассказов Е. Чарушина «Про Томку», «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Друзья».
Цель: продолжать знакомить детей с произведениями Е. Чарушина
*Организация выставки в книжном уголке «Книги Е. Чарушина»
*Дидактическая игра «Какой, какая?»- подбор определений для героев рассказов.
*Сюжетно – ролевая игра «Библиотека»
*НОД художественно – эстетическое развитие. Рисование «Любимый герой из произведений Е. Чарушина»
Работа с родителями
Акция «Подари книгу Е. Чарушина детскому саду»
февраль Работа с детьми
*Чтение рассказов Е. Чарушина «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Яшка»
*Занятие – инсценировка отрывка «Страшный рассказ»
Цель: воспитывать у детей отзывчивость, чуткость, доброту.
*Создание уголка мини – викторин, загадок, кроссвордов по произведениям Е. Чарушина.
*Дидактическая игра «Из какого рассказа герой?»
*Итоговое интегрированное занятие «Путешествие по произведениям Е. И. Чарушина»
Работа с родителями
Выставка совместных творческих работ детей с родителями «Ребята о зверятах»
Родительское собрание «Викторина по произведениям Е. Чарушина»
Результаты проекта
Дети:
Получили знания о писателе и художнике Е. И. Чарушине.
Познакомились с произведениями известного художника, писателя и иллюстратора.
Сформированность у воспитанников понятия, что книга не только развлече-
ние, но и источник познавательных интересов.
Расширение знаний о животных
У детей сформированы навыки пересказа по произведениям Чарушина.
Дети научились бережно относиться к книгам.
Родители:
- Активно участвовали в реализации проекта (содействовали его проведению).
- Проявили осознанный интерес к детской книге, пополнили книжный уголок книгами Е. И. Чарушина, приняли участие в выставке «Ребята о зверятах».
В заключении хочется отметить, что дети подготовительной группы стали больше интересоваться книгами (и в частности иллюстрациями в них).
В некоторых семьях наших воспитанников появилась добрая традиция семейного чтения по вечерам или входные дни.
Литература
1. Горький М. Воробьишко. - Л., 1986.
2. Дошкольникам о художниках детской книги. / Н. А. Астафьева, В. Т. Воробьёва, Н. П. Воробьёва. – М. : просвещение, 1991.
3. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. -М., 1983.
4. Маршак С. Детки в клетке. -Л., 1984.
5. Маршак С. Теремок. - Л., 1984.
6. Подборка-выставка настенных картин. И зайчата, и лисята, и медведь. Кудрявцева Л. С. /Сост. Н. Е. Чарушин.
7. Чарушин Е. Медвежата. -Л., 1975.
8. Чарушин Е. Шутки. - Л., 1984.
9. Чарушин Е. Моя первая зоология. - Л., 1988.
10. Чарушин Е. Волчишко. –Л., 1986.
11. Чарушин Е. Томка. -Л., 1988.