Марина Фахрутдинова
Педагогический проект «Великий русский писатель — Л. Н. Толстой»
Великий русский писатель — Л. Н. Толстой
Да, нам, жителям Республики Татарстан, действительно есть чем гордиться. Мы гордимся тем, что в столице Татарстана жил великий русский писатель - Л. Н. Толстой.
Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Поэтому ведущая цель ее работы – приобщение к ценностям великой русской культуры, к изучению жизни и творчества великого писателя Л. Н. Толстого для раскрытия величины его наследия и формирования духовно - нравственных идеалов у детей.
Публикация «Педагогический проект „Великий русский писатель — Л, Н, Толстой“» размещена в разделах
2018-й год в Республике Татарстан посвящен Льву Николаевичу Толстому не случайно, его творчество в рамках юбилейного года послужит развитию культуры Татарстана. Согласно Указу Президента РТ решение о посвящении 2018 года Л. Толстому принято «в целях привлечения общественного внимания к вопросам развития культуры и языкознания, признавая значительное влияние творческого наследия великого русского писателя на отечественную и мировую литературу, учитывая тесную связь семьи Толстых с Казанью, а также 190-летие со дня рождения Льва Николаевича Толстого».
2018 год в Татарстане посвящен классику русской литературы Льву Николаевичу Толстому. Это решение Президент РТ Рустам Минниханов озвучил в своем ежегодном послании Государственному Совету РТ. 21 сентября 2017 года был подписан соответствующий указ.
Проведя анкетирование педагогического состава, мы пришли к выводу, что у воспитателей недостаточности теоретических знаний о Л. Н. Толстом как философе, писателе, о пребывании его в Казани. Прежде чем дать знания своим воспитанникам, педагог сам должен вооружиться ими.
Педагогическим коллективом была изучена литература энциклопедического содержания, историко-краеведческий материал, труды местных авторов, неравнодушных к родным местам, альбомы с фотографиями, иллюстрации.
В результате исследования мы собрали следующую информацию:
С казанским краем род Толстых связывает многовековая история. Согласно архивным документам, Толстые в Казанской губернии появились еще в 17 веке. Прадед писателя служил воеводой в Свияжске, дед Илья Андреевич был губернатором города, сам Лев Толстой провел в Казани юность с 1841—1847 годы. Здесь формировалась личность будущего писателя, здесь он начал писать, встретился с великим Н. Лобачевским, блеснул на сцене и определил для себя цель жизни. Именно здесь 16-летний Лев стал студентом, и свой знаменитый дневник он начал вести, будучи студентом Казанского Императорского университета. О его жизни написано много : его биографию и произведения изучают в школе, выходят монографии, в литературоведении существует целый раздел – толстоведение, посвящённый изучению жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. Цель же нашего обзора вспомнить, как события казанского периода жизни отразились в
некоторых его произведениях. После смерти отца, Николая Ильича, воспитанием детей занялись его сестры–Александра и Пелагея. Пелагея Ильинична была
замужем за Владимиром Юшковым, владельцем села Паново в Лаишевском уезде, примерно в 40 верстах от Казани, где он служил предводителем дворянства. К приезду племянников Юшковы сняли жильё в доме Горталова (ныне ул. Япеева, д. 15). В «Воспоминаниях» и в «Исповеди» Толстой писал о Юшковых, заметив, что жизнь с ними была безнравственной. Тётушка
обожала светское общество, хотела, чтобы Лев, став студентом, имел связь с замужней светской женщиной, считая, что это образовывает молодого человека, мечтала о его блестящей карьере в окружении Государя, богатой жене и множестве рабов. Дни свои она закончила в монастыре, и впечатления от её кончины отразились, по мнению некоторых исследователей, в «Смерти Ивана Ильича». В романе «Воскресение», в образе одной из тёток
Нехлюдова, узнаются черты Пелагеи Ильиничны, а деревня именуется Паново.
Дом Горталова (ныне ул. Япеева, д. 15) находился напротив острога (ныне
–СИЗО No1). В церкви острога Лев с братьями бывали часто, и он описал её устройство в «Воспоминаниях», запечатлев и некоторые эпизоды с участием колодников. В разные годы писатель жил в Казани в трех домах. Одним из них был дом, стоявший на окраине города,на тихой улочке Арского поля. Далее шла дорога через Арское поле на Сибирский тракт. На этом поле и произошла история, описанная Толстым в рассказе «После бала».
В соответствии с этими выделены следующие задачи:
- расширить знания у всех участников проекта о жизни, творчестве Л. Н. Толстого, о его пребывании в столице Татарстана-Казани. ;
- прививать духовно – нравственные ценности, присущие высокообразованному человеку: патриотические чувства, чувство гордости и осознания значимости того, что великий писатель бывал в наших краях;
- развивать познавательные и творческие способности, любознательность, интеллектуальную инициативу, актерское мастерство.
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. Проект «Великий русский писатель – Л. Н. Толстой», разработанный старшим воспитателем Фахрутдиновой М. А. - познавательный, межгрупповой, длительный. Работа над ним проходит в несколько этапов. Участниками проекта являются дети 4-7 лет, воспитатели, родители.
Началась работа со средней группы. Был оформлен «Уголок книги» содержащий портрет Л. И. Толстого, иллюстрации, фотографии, детские иллюстрированные книги: «Три медведя», «Рассказы для маленьких детей», «Рассказы о детях» и др. Проводились познавательно-речевые занятия, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном. Использовалось художественное слово, которое является эффективным средством усвоения нового материала и воспитания чувств детей.
На следующем этапе, в старшей группе, с целью ознакомления и дальнейшего закрепления знаний о жизни и творчестве Л. Н. Толстого были организованы экскурсии в краеведческий музей, где дети имели возможность увидеть фотоэкспозиции, макет имения писателя. Закрепление материала проходило с помощью бесед, чтения и пересказа произведений. Работа по воспитанию нравственных качеств велась в тесном контакте с музыкальным руководителем. Были организованы театрализованные игры, драматизации сказок и рассказов Л. Н. Толстого «Три медведя», «Косточка», «Два товарища» и другие.
В целях обогащения опыта детей подготовительной группы проводились встречи с интересными людьми нашего города Зеленодольска (сотрудниками краеведческого музея, районной библиотеки). Для выявления знаний у детей используются викторины по произведениям Л. Толстого. На занятиях по изобразительной деятельности воспитанники детского сада нарисовали обложки для книг Л. Н. Толстого, «Мой любимый герой»(по произведениям писателя, слепили композицию по сказке «Три медведя», изготовили макеты улицы Л. Толстого, и комнаты, где он жил в Казани, оборудовали место для организации буккроссинга в фойе детского сада.
На протяжении работы над проектом одновременно велась работа по взаимодействию с родителями. Проведенное анкетирование по творчеству Л. Толстого помогло выяснить наличие знаний у родителей о нем. Чтобы восполнить имеющийся пробел была проведена консультация о Л. Н. Толстом ко дню рождения писателя (9 сентября, оформлена ширма.
В результате проведенной работы родители приняли активное участие в изготовлении книжек-самоделок по творчеству Л. Н. Толстого, в конкурсе детского рисунка. С помощью родителей были организованы экскурсии по местам связанным с пребыванием Л. Толстого в Казани.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ – Л. Н. ТОЛСТОЙ»
Реализация проекта :
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 34 «Гульчечек» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
Тип проекта :
Познавательно – творческий, информационный, длительный.
Участники проекта :
Педагогический коллектив, родители, воспитанники 4-7 лет.
Руководитель проекта :
Фахрутдинова Марина Александровна, старший воспитатель
Время реализации:
с 21.09.2017г. по 1.12.2018г.
Анализ ситуации (проблема) :
недостаточность теоретических знаний о Л. Н. Толстом как философе, писателе, о пребывании его в степном Заволжье и соответственно невозможность передачи знаний детям в полном объеме.
Цель:
Приобщение к ценностям великой русской культуры, к изучению жизни и творчества великого писателя Л. Н. Толстого для раскрытия величины его наследия и формирования духовно-нравственных идеалов у детей.
Задачи:
•
Расширять знания у всех участников проекта о жизни, творчестве Л. Н. Толстого, о его пребывании в Казани.
•
Прививать духовно-нравственные ценности, присущие высокообразованному человеку: патриотические чувства, чувство гордости и осознания значимости того, что великий писатель бывал в наших степных краях.
•
Развивать познавательные и творческие способности, любознательность, интеллектуальную инициативу, актерское мастерство.
1.
Учебно - познавательное обеспечение
- книги «Толстой и степь неразделимы» сост. Л. В. Аникина
- «Яснополянские стихи» И. Тютюкин
- «Толстовская поляна» сборник стихов Р. Хижняк, В. Жданова
- альбомы для рассматривания, иллюстрации
- детская художественная литература (произведения Л. Н. Толстого) :
«Косточка», «Пожарные собаки», «Рассказы о детях», «Акула», «Птичка», «Два товарища», «Филиппок», «Девочка и грибы», «Хотела галка пить», «Лгун», «Три медведя» и другие.
2.
Литературно – техническое обеспечение
- видеофильмы;
- прослушивание стихов в исполнении знаменитых актеров на аудиокассетах;
- организация мини-музея в методическом кабинете;
- оформление тематической выставки и фотоэкспозиций в группах;
- экскурсии «Маршрут выходного дня» по местам, связанным с пребыванием Л. Толстого в Казани. (с родителями)
3. Развивающая среда в группах
- пополнить книжные уголки художественной литературой по творчеству Л. Н. Толстого;
- оформление фотоэкспозиции ко дню рождения Л. Толстого (9 сентября);
- изготовление макета улицы Л. Толстого;
- изготовление книжек – самоделок, альбомов, совместно со всеми участниками проекта, по творчеству Л. Толстого.
ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ
педагоги
дети
родители
•
самообразование педагогов;
•
теоретические семинары по данной теме;
•
консультации для педагогов;
•
подбор теоретического материала для использования в работе;
•
перспективное планирование в группах;
•
встречи с работниками музея, библиотеки, для обмена опытом и знаниями;
•
посещение музеев, рассматривание экспозиций. •
беседы;
•
познавательно-речевые, интегрированные занятия;
•
чтение произведений, заучивание стихов;
•
рассматривание альбомов, иллюстраций, фотоматериалов;
•
встречи с интересными людьми;
•
экскурсии;
•
театрализованная деятельность;
•
викторины;
•
праздники и развлечения: музыкально-тематические вечера, поэтические чтения, драматизация сказок и рассказов;
•
участие в практической деятельности: конкурсы рисунков, изготовление макетов, альбомов, уголков писателя и т
д. •
анкетирование родителей:
1.
«Л. Толстой – жизнь и творчество»
2.
«Л. Толстой в Казани»
Просвещение
•
встречи с интересными людьми;
•
родительские собрания;
•
консультации;
•
организация экскурсий;
•
участие в конкурсах.
РЕЗУЛЬТАТ: ребенок – мыслящий, заинтересованный, любознательный, наделенный осознанием того, что Л. Толстой – великий русский писатель, философ и просветитель, который внес огромный вклад в мировую русскую культуру в духовно - нравственные ценности Казани.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
1. Экскурсии в центральную районную детскую библиотеку г. Зеленодольска на фотоэкспозицию, книжную выставку по творчеству писателя.
2. Экскурсии в районный краеведческий музей: просмотр музейных экспонатов о пребывании писателя в Казани.
3. Встречи с интересными людьми: ведущим методистом центральной районной детской библиотеки Григорьевой Т. Н.
МОДЕЛЬ ПОЗНАНИЯ НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО
Средняя группа
4-5 лет
Старшая группа
5-6 лет
Подготовительная группа 6-7 лет
1. «Л. Н. Толстой – великий русский писатель».
1. «Л. Н. Толстой – великий русский писатель».
2. «Л. Н. Толстой в Казани».
1. «Л. Н. Толстой – великий русский писатель».
2. «Л. Н. Толстой в Казани».
3. «Л. Н. Толстой – философ и просветитель».
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
Средняя группа 4-5 лет
Основные формы познания:
- речевое общение;
- познавательно-речевые занятия;
- художественное слово.
Воспитательно-образовательная работа строится на основе перспективного планирования.
1. Познавательно – речевое занятие.
9 сентября в день рождения Л. Н. Толстого : рассматривание портрета писателя, рассказ воспитателя о творчестве.
2. Чтение художественной литературы (соответственно возрасту, беседа о прочитанном:
- сказка «Три медведя»
- «Рассказы для маленьких детей»
- «Рассказы о детях» и т. д.
3. Оснащение книжного уголка произведениями Л. Н. Толстого.
Работа с родителями. :
- Консультация для родителей о Л. Н. Толстом
- Оформление ширмы «Л. Н. Толстой – великий русский писатель» (к памятной дате 9 сентября – день рождения писателя).
- Анкетирование родителей по творчеству Л. Толстого.
Старшая группа 5-6 лет
Основные формы познания:
- речевое общение;
- познавательно-речевые занятия;
- художественное слово;
- продуктивные виды деятельности.
Воспитательно-образовательная работа строится на основе перспективного планирования.
1. Оснащение книжного уголка произведениями Л. Н. Толстого (соответственно возрасту).
2. Интегрированные, познавательно-речевые занятия, беседы, рассказы педагогов.
3. Чтение художественной литературы: беседы о прочитанном, пересказы, проведение экспериментов по рассказу «Хотела галка пить».
4. Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий о жизни и творчестве Л. Толстого.
5. Экскурсия в краеведческий музей, детскую библиотеку. Рассматривание фотоэкспозиций о жизни и творчестве писателя.
6. Участие в литературно-тематическом вечере (чтение стихов, отгадывание викторины и т. д.).
7. Театрализованная деятельность: драматизация сказки «Три медведя», рассказов «Косточка», «Два товарища».
Работа с родителями. :
1. Анкетирование родителей «Знаешь ли ты творчество Л. Толстого?»
2. Просвещение родителей через:
- консультации;
- родительское собрание «Л. Толстой в Казани»;
- оформление ширмы «Л. Толстой - великий русский писатель».
3. Коллективное творчество семьи в изготовлении книжки-самоделки по творчеству писателя.
4. Привлечение родителей к оснащению семейной библиотеки книгами Л. Н. Толстого, чтение их детям.
Подготовительная группа 6-7 лет
Основные формы познания:
- речевое общение;
- познавательно-речевые, интегрированные занятия;
- художественное слово;
- исследовательско-творческая деятельность;
- продуктивные виды деятельности;
- театрализованная деятельность.
Воспитательно-образовательная работа строится на основе перспективного планирования.
1. Оснащение книжного уголка произведениями Л. Толстого, фотографиями, альбомами. Иллюстрациями.
2. Беседы, занятия, рассказы педагога, рассматривание иллюстраций, альбомов.
3. Художественное слово: чтение рассказов, пересказы, заучивание стихов о Л. Толстом.
4. Викторины по произведениям писателя.
5. Экскурсии в краеведческий музей, в центральную городскую детскую библиотеку на фотоэкспозицию, встречи с интересными людьми (работниками музея, библиотеки).
6. Театрализованная деятельность: драматизация сказок, рассказов Л. Толстого («Три медведя», «Косточка», «Два товарища» и т. д.).
7. Изобразительная деятельность:
рисование :
- обложка для книги Л. Толстого;
- моя любимая книга;
- мой любимый герой (по произведениям писателя);
лепка:
- по сказке «Три медведя».
8. Участие в поэтических чтениях о Л. Н. Толстом.
9. Презентация книжек-самоделок по творчеству Л. Толстого.
Работа с родителями. :
1. Анкетирование родителей ( 2 раза в год: сентябрь и май).
2. Консультации, выступления на родительском собрании.
3. Изготовление ширмы «Л. Толстой в Казани» (ко дню рождения писателя 9 сентября).
4. Оформление папки-передвижки «Л. Толстой – философ и просветитель».
5. Привлечение родителей к участию вместе с детьми в экскурсии по местам связанным с пребыванием Л. Толстого в нашем крае «Маршрут выходного дня».
6. Участие семей в конкурсе детского рисунка по творчеству Л. Толстого, конкурс книжки-самоделки, альбомов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (результат проекта)
Старшая группа
1. Обобщающее познавательно-речевое занятие «Л. Н. Толстой – великий русский писатель».
2. Участие в литературно- тематическом вечере «Л. Н. Толстой в Казани».
3. Драматизация сказки по желанию детей.
Подготовительная группа
1. Литературно-тематический вечер «Л. Н. Толстой в Казани».
Участие в конкурсе детского рисунка и книжки –самоделки на тему «Л. Толстой – философ и просветитель».