марина килькинова
Проект «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : воспитанники логопедической подготовительной к школе группы № 5 МДОУ № 17 и родители.
Количество девочек – 7человек
Количество мальчиков – 9 человек
Срок реализации: 2011 – 2012 год.
Первый этап. Целеполагание.
Публикация «Проект „Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Наблюдая за общением детей в группе, мы заметили, что многие наши девочки лишены нежности, скромности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики же, в свою очередь, не могут постоять за себя, слабы физически, лишены эмоциональной устойчивости и выносливости, у них отсутствовала культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умели договариваться в игре, распределять роли.
Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять трудовые обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где была нужна тщательность и аккуратность.
Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Были вскрыты противоречия между представлениями детей о занятости мужчины и женщины в семье и реальными взаимоотношениями отца и матери.
Беседы с родителями и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня».
Все это позволило нам сделать вывод о необходимости разработки проекта по полоролевому воспитанию детей и педагогическому просвещению родителей.
Цель проекта : создание условий, способствующих овладению дошкольниками полоролевым опытом, ценностями и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ДОУ и в семье.
Задачи проекта :
1. Способствовать формированию начал мужественности женственности у детей дошкольного возраста.
2. Дать представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивать умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
3. Формировать нравственно-волевые качества и способы поведения, характерные для мальчиков и девочек.
4. Развивать интерес к культуре своего народа, формировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек.
5. Повысить уровень педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания мальчиков и девочек.
Второй этап. Разработка и реализация проекта.
Реализация проекта осуществлялась через познавательное развитие детей, чтение художественной литературы, практическую деятельность воспитанников и просвещение родителей по вопросам воспитания детей разного пола.
Познавательная деятельность.
Организация бесед на темы: «Что я знаю о себе?», «Мои игрушки», «Моя семья и я» (почему меня так назвали, на кого я похож, как росли мои родители, «Мои игры и игрушки», «Моя одежда», «Мои любимые сказки».
Проведение занятий на темы: «Кто такие девочки, кто такие мальчики?»; «Азбука вежливости девочек и мальчиков», «С кем бы я хотел дружить?»(качества девочек и мальчиков, «Все работы хороши – выбирай на вкус!» (мужские и женские профессии, «Когда семья вместе – душа на месте!» (обязанности в семье, «Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины».
Заучивание пословиц и поговорок о женских и мужских качествах, семье, труде.
Моделирование ситуаций: «Мои поступки», «Я и моя семья», «Конфликтные ситуации» и др. Специально организованные проблемные ситуации, в которые ежедневно «входят» дети.
Чтение художественной литературы.
(Список прилагается) Заучивание стихов, отгадывание загадок.
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Комплименты», «Я знаю 5 …» (имён, игрушек, вещей, орудий труда, будущих профессий мальчиков и девочек, «Угадай кто позвал?», «Так или не так?», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Диалог с героем сказки», «Кому что?», «Поймай – скажи!», «Определи настроение», «Шкатулка добрых дел» и др.
Имитационные игры (исполняется роль, передаётся эмоциональное состояние)
Сюжетно – ролевые игры: «Дочки - матери», «Семья», «Салон красоты», «Строители», «Идём в гости», «Авторемонтная мастерская», «Спасатели», «Скорая помощь», «Семейный праздник» и др.
Игры – драматизации: «Сказка наоборот» (вхождение в образ героя противоположного пола, «Рассказ без конца» (придумывание и обыгрывание сюжета, «Спящая красавица» («разбудить» спящих принца или принцессу с помощью добрых слов о них)
Подвижные и народные игры: «Найди свою пару», «Палочка – выручалочка», «Цветы и пчёлки», «Фанты», «Горелки», «Третий лишний», «Ручеёк» и др.
Трудовая деятельность.
Распределение трудовых обязанностей девочек и мальчиков (таблица прилагается)
Организация «Недели добрых дел в семье» (посильная помощь родителям в домашнем бытовом труде, закрепление знаний стихов, пословиц и поговорок о труде.
Беседы о пользе домашнего труда: «Если мама устала», «Как я помогала маме», «Чем я могу помочь папе».
Оформление «Мастерской маленького мастера» для мальчиков и уголка «Мастерица» для девочек.
Творческая деятельность.
Оформление шкафчиков в раздевалке символикой, отражающей принадлежность к определённому полу (мальчикам – спутник, девочкам – звёздочки)
Составление альбома «Знакомьтесь, это я!» (из нарисованных детьми своих портретов)
Организация выставки рисунков «Самая лучшая в мире семья – моя!» (к Дню семьи)
Проведение конкурса «Руки папы, руки мамы и мои ручонки»
Вечер встреч «Мастерами славится земля!» (представление профессий родителей)
Изготовление подарков – сувениров для воспитанников младших групп (девочки -девочкам, мальчики- мальчикам)
Организация выставки рисунков «Мой самый лучший друг»
Изготовление сувениров друг другу «В память о нашей дружбе»
(к выпускному вечеру)
Музыкально-литературная композиция «Мы такие разные: девочки и мальчики!»
Работа с родителями.
Проведения тестирования «Знаете ли вы своего ребёнка?» на родительском собрании.
Оформление информационного стенда «Мальчики и девочки : такие разные и похожие».
Совместный с психологом практикум для родителей «По-разному или одинаково воспитывать девочек и мальчиков?»
Распространение спецвыпуска газеты «Васильковые вести», посвящённого вопросам полоролевого воспитания.
Индивидуальное психологическое консультирование по вопросам воспитания сына/дочери в семье.
Консультация для родителей «Играют девочки, играют мальчики…»
Третий этап. Подведение итогов проекта.
Для определения результативности реализации проекта была проведена повторная диагностика воспитанников. Анализ ответов показал, что в конце проекта количество детей, не ответивших на вопросы, было единичным, уровень знаний по данному вопросу значительно повысился, дети давали полные ответы на предложенные вопросы.
Наблюдения за поведением детей в быту, игровой, трудовой деятельности, в общении друг с другом показали, что у них расширился кругозор, увеличился объем знаний о профессиональной деятельности взрослых, повысился интерес к близким людям и ровесникам, их взаимоотношениям. У детей расширились представления о различиях между мальчиками и девочками, мальчики стали более внимательными к девочкам. Девочки научились видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, доброжелательно к ним относиться, выражать благодарность за проявление к ним внимания, оказывать помощь в совместной деятельности, следить за своим внешним видом.
Реализация проекта закончилась праздничным выступлением воспитанников нашей группы «Мы такие разные: девочки и мальчики!»