Светлана Тимофеева
Проект «Хлебушек да каша — любимая еда наша»
▼ Скачать + Заказать документы
Хлебушек да каша — любимая еда наша
Дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Айгуль» г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Проект
«Хлебушек да каша – любимая еда наша!»
воспитатели
Тимофеева С. М., Крюкова Е. А.
г. Белебей 2023 г.
Паспорт проекта :
По доминирующей деятельности: познавательно- исследовательский, творческий
Темочки:
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Проекты
- Продукты питания
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
По продолжительности: долгосрочный
Заявитель: дети (подготовительная группа).
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Авторы проекта : воспитатели Тимофеева Светлана Михайловна, Крюкова Екатерина Алексеевна
2023 год
Проблема: у детей недостаточно сформированы представления о главных продуктах питания на столе, какой путь они проделали, чтобы появиться на нашем столе.
Актуальность проекта : Представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о роли современной техники в трудовой деятельности поверхностны. Дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, т. к. большая часть населения проживает в городах. Дети не видят, как выращиваются злаковые культуры, не имеют представлений о том, как и откуда появляются в магазинах хлеб, овощи и крупы. С этой целью на территории детского сада были посажены злаковые культуры, чтобы дети вели наблюдения : как они взошли, набирали рост, как появились колоски, созревание зерен. Также дети оказывали помощь по уходу за ними – поливали, пропалывали грядки. Данный проект поможет расширить представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, хлебороб, комбайнер.
Цель проекта : Расширение представлений о сельском хозяйстве через знакомство с сельскими профессиями.
Задачи:
Пробудить интерес к сельскохозяйственной деятельности человека.
Обогащать и конкретизировать представления детей о сельскохозяйственной профессиональной деятельности жителей села.
Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли специальной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
Развивать связную речь, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, учить понимать значение и мудрость народных пословиц.
Обогатить игровой опыт детей.
Воспитывать уважение к сельским труженикам, интерес к этим профессиям, бережное отношение к продуктам питания.
Ожидаемые результаты:
- дети приобретут знания и представления о профессиях в сельском хозяйстве;
- задумаются о важности и необходимости каждой профессии;
- обогатится словарный запас;
- у детей обогатится игровой опыт;
- у детей возникнет желание задуматься о выборе будущей профессии.
Обеспечение проектной деятельности : Детская художественная литература, энциклопедии, раскраски, картины, иллюстрации, мультфильмы, документальные фильмы.
Продукты проекта :
Презентация «Как хлеб на стол пришёл»
Картотека цикла наблюдений за грядками «Юные хлеборобы».
Фотовыставка «Я в деревне».
Обрядовых кукол Плодородие, Крупеничка, Зерновушка – старинные насыпные куклы
Этапы проекта :
1 этап - Подготовительный
- Постановка цели и задач, разработка содержания учебно-воспитательного процесса.
-Составление плана совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о сельской жизни.
-Подбор материала, литературы по теме: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки, рассказы.
- Привлечение родителей совместно с детьми изготовить поделки, рисунки и фотографии по теме проекта.
- Подбор демонстрационного материала: картинки, фотографии, плакаты, иллюстрации сельских профессий.
2 этап - Основной
Реализация проекта через образовательные области
Познавательное развитие Просмотр презентации «Откуда хлеб пришел»
Знакомство с приметами в сельском хозяйстве. Наблюдение за злаковыми культурами на грядках на базе детского сада. Беседы: «Сельскохозяйственная техника», «Труд людей в селе» «Что такое село?», «Что такое сельское хозяйство?», «Чем занимаются люди в селе?», «Поговорим о профессии хлебороб», «Какими знаниями должен обладать фермер, чтобы успешно вести хозяйство», «Откуда берутся продукты, из которых готовится еда?», «Сельскохозяйственный транспорт», «Кто где живет?», «О пользе овощей для нашего организма».
Беседы о злаках.
Пшеница. «Хлеб – всему голова», «Труд хлеборобов на полях, нивах, жатвах», «Труженица мельница».
Рожь. «Ржаной хлеб кормит сытно и плотно», «Из какой муки испекли в сказке колобок»
Овёс. «Все о геркулесе».
Ячмень. «Почему говорят в народе «Полосатый ячмень», «Ячмень – самый скороспелый злак», «Самая сытная каша»
Гречиха. «Гречишнный мёд», «Гречиха в медецине» Дидактические игры: «На ферме», «Собираем урожай», «Что в борщ, что в компот?», «Угадай по вкусу», «Угадай по запаху», «Что где растет?», «Найди по описанию», «Вершки, корешки», «Кузовок», «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Какие бывают профессии?», «Кто в хозяйстве живет, что фермеру дает?», «Вершки – корешки», «Что растет в поле», «Найди пару», «Отгадай профессию».
Создание книжки-загадки с рисунками предметов-атрибутов «Кому что нужно для работы?».
Викторина «Что мы знаем о селе?»
Речевое развитие Речевые игры по теме.
Чтение и заучивание пословиц и поговорок про сельские профессии.
Составление синквейна с существительными «Хлебороб», «Овощевод», «Животновод».
Мнемотаблицы и мнемодорожки для заучивания стихотворений и рассказывания по теме «Расскажи о колоске».
Дидактические игры по лексической теме «Деревня».
Рассматривание картин из серии «Кем быть?»
Отгадывание загадок об орудиях труда, о сельскохозяйственной технике.
Ознакомление с художественной литературой: Разучивание стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», Е. Благиной «Приходите в огород», О. Дриз «Огородик», стихотворений о домашних животных.
Стихи: В. Маяковский «Кем быть», Д. Кедрин «Бабье лето», И. Пивоваров «Осенний клад», С. Михалков «А что у вас?», А. Барто, Л. Квитко «Чудо»., С. Погореловский «Урожай».
Сказки: «Репка», «Колобок», «Колосок», «Хаврошечка», «Липунюшка», «Легкий хлеб»(белорусская сказка).
Рассказы: Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко!», «Трое из Простоквашино», Л. Шульпяков «Моя счастливая деревня», К. Ушинский «Как рубашка в поле росла», Х. Мянд «Хлеб», Э. Шим «Хлеб растет».
Выставка книг в книжном уголке «Писатели и поэты о профессиях села».
Художественно-эстетическое развитие Рисование : «Огородники», «Сельскохозяйственная техника», «На ферме».
Аппликация «Кукуруза»
Лепка «Садовый инвентарь»
Слушание песен: «Антошка», «Урожайная», песня из мюзикла «Мама» - «Хороша деревня наша».
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно ролевые игры: «На ферме», «Водители грузовика - перевозим урожай», «Садоводы - огородники»
Физическое развитие Пальчиковые игры: «Цыплята», «Собираем урожай».
Динамические паузы: «На ферме», «Собираем овощи», «Веселые коровки». Подвижные народные игры: «Золотые ворота», «Коршун и наседка», «Садовник», «Помощники», «Собери урожай», «, «Сокол и лиса», «Карусели», «Гуси», «Иванка», «Каюр и собаки», «Заря» «Свечки», «Здравствуй, догони!», «Змейка», «Липкие пеньки» и др.
3 этап – Заключительный
Рассматривание зёрен пшеницы, ржи, овса, ячменя, риса, гречихи, проса, кукурузы
Экскурсия на кухню детского сада, где дети на практике увидели труд повара
Музыкальная гостиная: День песен и стихотворений о людях сельских профессий «За околицей
Фотовыставка «Я в деревне».
Взаимодействие с родителями:
Памятка для родителей по формированию у детей безопасного поведения в сельской местности.
Рекомендации произведений для чтения детям.
Выставка поделок «Сельскохозяйственная техника».
Выставка рисунков «Сельские профессии».
Фотовыставка «Я у бабушки в деревне».
Заучивание стихотворений.
Итоговое мероприятие : пошив обрядовых кукол Плодородие, Крупеничка, Зерновушка – старинные насыпные куклы
Итог проекта
Посредством постоянных наблюдений за ростом на огороде злаковых культур, уходом за ними у детей сформировалось представление, чем они отличаются друг от друга, чем схожи, а также из какого зерна готовится каша, пекут хлеб. Дети получили теоретические и практические знания о злаках, об их пользе в жизни человека, узнали полный путь маленького зернышка на наш стол в разных видах полезных продуктов. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых, о профессиях - фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, хлебороб, комбайнер. В процессе данной работы дети разучили загадки, стихотворения, пословицы, поговорки. Через чтение художественной литературы воспитывали бережное и уважительное отношение к продуктам и трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых. В процессе работы установилось тесное взаимодействие с семьей, укрепление детско-родительских отношений. Как показали результаты, поставленные нами задачи мы выполнили. Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательной процесс детского сада – это на сегодняшний день один из основных путей познания. Наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития.
Используемая литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Н. Е Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
1. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в ДОУ. / Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. - М. : УЦ «Перспектива», 2013. - 104 с.
2. Данюкова А. Вы любите проекты? // Обруч. - 2001. - №4.- с. 11-13.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. / Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
4. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. – 2000.– № 2.– С. 8-17.
5. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. / Рыжова Н. А. - М. : Карапуз, 2000.
7. Шаехова Р. К. Природа и ребенок. / Шаехова Р. К. - Казань, 2002 г.
8. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. / Николаева С. Н. М. : Просвещение, 2002. — 144 с.
9. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. / Ашиков В. И., Ашикова С. Г. - М., 2007.
«Злаки, какие они, Т. А. Шорыгина
«О хлебе, злаках и каше. Сказки. А. Лопатина, М. Скребкова. Москва.
«Все любят пряники» Кайдаш. С. Н. Москва
«Ржаной хлебушко, калачу дедушка». А. Митяев. Москва
Пословицы и поговорки о злаках, речевые игры.
Рассказ М. Глинский «Хлеб»