Папки-передвижки

Проект «Хлебушек да каша — любимая еда наша»

Светлана Тимофеева
Проект «Хлебушек да каша — любимая еда наша»

Дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Айгуль» г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Проект

«Хлебушек да каша – любимая еда наша!»

Проект разработали:

воспитатели

Тимофеева С. М., Крюкова Е. А.

г. Белебей 2023 г.

Паспорт проекта:

По доминирующей деятельности: познавательно- исследовательский, творческий

По количеству участников: групповой

Характер контактов: среди детей одной группы

По продолжительности: долгосрочный

Заявитель: дети (подготовительная группа).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Публикация «Проект „Хлебушек да каша — любимая еда наша“» размещена в разделах

Авторы проекта: воспитатели Тимофеева Светлана Михайловна, Крюкова Екатерина Алексеевна

2023 год

Проблема: у детей недостаточно сформированы представления о главных продуктах питания на столе, какой путь они проделали, чтобы появиться на нашем столе.

Актуальность проекта: Представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о роли современной техники в трудовой деятельности поверхностны. Дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, т. к. большая часть населения проживает в городах. Дети не видят, как выращиваются злаковые культуры, не имеют представлений о том, как и откуда появляются в магазинах хлеб, овощи и крупы. С этой целью на территории детского сада были посажены злаковые культуры, чтобы дети вели наблюдения : как они взошли, набирали рост, как появились колоски, созревание зерен. Также дети оказывали помощь по уходу за ними – поливали, пропалывали грядки. Данный проект поможет расширить представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, хлебороб, комбайнер.

Цель проекта: Расширение представлений о сельском хозяйстве через знакомство с сельскими профессиями.

Задачи:

Пробудить интерес к сельскохозяйственной деятельности человека.

Обогащать и конкретизировать представления детей о сельскохозяйственной профессиональной деятельности жителей села.

Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли специальной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

Развивать связную речь, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, учить понимать значение и мудрость народных пословиц.

Обогатить игровой опыт детей.

Воспитывать уважение к сельским труженикам, интерес к этим профессиям, бережное отношение к продуктам питания.

Ожидаемые результаты:

- дети приобретут знания и представления о профессиях в сельском хозяйстве;

- задумаются о важности и необходимости каждой профессии;

- обогатится словарный запас;

- у детей обогатится игровой опыт;

- у детей возникнет желание задуматься о выборе будущей профессии.

Обеспечение проектной деятельности: Детская художественная литература, энциклопедии, раскраски, картины, иллюстрации, мультфильмы, документальные фильмы.

Продукты проекта:

Презентация «Как хлеб на стол пришёл»

Картотека цикла наблюдений за грядками «Юные хлеборобы».

Фотовыставка «Я в деревне».

Обрядовых кукол Плодородие, Крупеничка, Зерновушка – старинные насыпные куклы

Этапы проекта:

1 этап - Подготовительный

- Постановка цели и задач, разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

-Составление плана совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о сельской жизни.

-Подбор материала, литературы по теме: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки, рассказы.

- Привлечение родителей совместно с детьми изготовить поделки, рисунки и фотографии по теме проекта.

- Подбор демонстрационного материала: картинки, фотографии, плакаты, иллюстрации сельских профессий.

2 этап - Основной

Реализация проекта через образовательные области

Познавательное развитие Просмотр презентации «Откуда хлеб пришел»

Знакомство с приметами в сельском хозяйстве. Наблюдение за злаковыми культурами на грядках на базе детского сада. Беседы: «Сельскохозяйственная техника», «Труд людей в селе» «Что такое село?», «Что такое сельское хозяйство?», «Чем занимаются люди в селе?», «Поговорим о профессии хлебороб», «Какими знаниями должен обладать фермер, чтобы успешно вести хозяйство», «Откуда берутся продукты, из которых готовится еда?», «Сельскохозяйственный транспорт», «Кто где живет?», «О пользе овощей для нашего организма».

Беседы о злаках.

Пшеница. «Хлеб – всему голова», «Труд хлеборобов на полях, нивах, жатвах», «Труженица мельница».

Рожь. «Ржаной хлеб кормит сытно и плотно», «Из какой муки испекли в сказке колобок»

Овёс. «Все о геркулесе».

Ячмень. «Почему говорят в народе «Полосатый ячмень», «Ячмень – самый скороспелый злак», «Самая сытная каша»

Гречиха. «Гречишнный мёд», «Гречиха в медецине» Дидактические игры: «На ферме», «Собираем урожай», «Что в борщ, что в компот?», «Угадай по вкусу», «Угадай по запаху», «Что где растет?», «Найди по описанию», «Вершки, корешки», «Кузовок», «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Какие бывают профессии?», «Кто в хозяйстве живет, что фермеру дает?», «Вершки – корешки», «Что растет в поле», «Найди пару», «Отгадай профессию».

Создание книжки-загадки с рисунками предметов-атрибутов «Кому что нужно для работы?».

Викторина «Что мы знаем о селе?»

Речевое развитие Речевые игры по теме.

Чтение и заучивание пословиц и поговорок про сельские профессии.

Составление синквейна с существительными «Хлебороб», «Овощевод», «Животновод».

Мнемотаблицы и мнемодорожки для заучивания стихотворений и рассказывания по теме «Расскажи о колоске».

Дидактические игры по лексической теме «Деревня».

Рассматривание картин из серии «Кем быть?»

Отгадывание загадок об орудиях труда, о сельскохозяйственной технике.

Ознакомление с художественной литературой: Разучивание стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», Е. Благиной «Приходите в огород», О. Дриз «Огородик», стихотворений о домашних животных.

Стихи: В. Маяковский «Кем быть», Д. Кедрин «Бабье лето», И. Пивоваров «Осенний клад», С. Михалков «А что у вас?», А. Барто, Л. Квитко «Чудо»., С. Погореловский «Урожай».

Сказки: «Репка», «Колобок», «Колосок», «Хаврошечка», «Липунюшка», «Легкий хлеб»(белорусская сказка).

Рассказы: Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко!», «Трое из Простоквашино», Л. Шульпяков «Моя счастливая деревня», К. Ушинский «Как рубашка в поле росла», Х. Мянд «Хлеб», Э. Шим «Хлеб растет».

Выставка книг в книжном уголке «Писатели и поэты о профессиях села».

Художественно-эстетическое развитие Рисование : «Огородники», «Сельскохозяйственная техника», «На ферме».

Аппликация «Кукуруза»

Лепка «Садовый инвентарь»

Слушание песен: «Антошка», «Урожайная», песня из мюзикла «Мама» - «Хороша деревня наша».

Социально-коммуникативное развитие Сюжетно ролевые игры: «На ферме», «Водители грузовика - перевозим урожай», «Садоводы - огородники»

Физическое развитие Пальчиковые игры: «Цыплята», «Собираем урожай».

Динамические паузы: «На ферме», «Собираем овощи», «Веселые коровки». Подвижные народные игры: «Золотые ворота», «Коршун и наседка», «Садовник», «Помощники», «Собери урожай», «, «Сокол и лиса», «Карусели», «Гуси», «Иванка», «Каюр и собаки», «Заря» «Свечки», «Здравствуй, догони!», «Змейка», «Липкие пеньки» и др.

3 этап – Заключительный

Рассматривание зёрен пшеницы, ржи, овса, ячменя, риса, гречихи, проса, кукурузы

Экскурсия на кухню детского сада, где дети на практике увидели труд повара

Музыкальная гостиная: День песен и стихотворений о людях сельских профессий «За околицей

Фотовыставка «Я в деревне».

Взаимодействие с родителями:

Памятка для родителей по формированию у детей безопасного поведения в сельской местности.

Рекомендации произведений для чтения детям.

Выставка поделок «Сельскохозяйственная техника».

Выставка рисунков «Сельские профессии».

Фотовыставка «Я у бабушки в деревне».

Заучивание стихотворений.

Итоговое мероприятие : пошив обрядовых кукол Плодородие, Крупеничка, Зерновушка – старинные насыпные куклы

Итог проекта

Посредством постоянных наблюдений за ростом на огороде злаковых культур, уходом за ними у детей сформировалось представление, чем они отличаются друг от друга, чем схожи, а также из какого зерна готовится каша, пекут хлеб. Дети получили теоретические и практические знания о злаках, об их пользе в жизни человека, узнали полный путь маленького зернышка на наш стол в разных видах полезных продуктов. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых, о профессиях - фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, хлебороб, комбайнер. В процессе данной работы дети разучили загадки, стихотворения, пословицы, поговорки. Через чтение художественной литературы воспитывали бережное и уважительное отношение к продуктам и трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых. В процессе работы установилось тесное взаимодействие с семьей, укрепление детско-родительских отношений. Как показали результаты, поставленные нами задачи мы выполнили. Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательной процесс детского сада – это на сегодняшний день один из основных путей познания. Наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития.

Используемая литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Н. Е Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.

1. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в ДОУ. / Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. - М. : УЦ «Перспектива», 2013. - 104 с.

2. Данюкова А. Вы любите проекты? // Обруч. - 2001. - №4.- с. 11-13.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. / Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

4. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. – 2000.– № 2.– С. 8-17.

5. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. / Рыжова Н. А. - М. : Карапуз, 2000.

7. Шаехова Р. К. Природа и ребенок. / Шаехова Р. К. - Казань, 2002 г.

8. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. / Николаева С. Н. М. : Просвещение, 2002. — 144 с.

9. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. / Ашиков В. И., Ашикова С. Г. - М., 2007.

«Злаки, какие они, Т. А. Шорыгина

«О хлебе, злаках и каше. Сказки. А. Лопатина, М. Скребкова. Москва.

«Все любят пряники» Кайдаш. С. Н. Москва

«Ржаной хлебушко, калачу дедушка». А. Митяев. Москва

Пословицы и поговорки о злаках, речевые игры.

Рассказ М. Глинский «Хлеб»

Публикации по теме:

Фотоотчет «Русская каша — кормилица наша»Фотоотчет «Русская каша — кормилица наша» Фотоотчет «Русская каша – кормилица наша». Каша – традиционная русская еда. Она является частью нашей культуры. Наши предки всегда с.

Интегрированное занятие для старших дошкольников «Русская каша — кормилица наша» Интегрированное занятие для старших дошкольников «Русская каша – кормилица наша» Задачи: *пробуждение у детей интереса к народным традициям,.

Комплексное занятие в разновозрастной группе «Каша — радость наша» к Международному Дню кашиКомплексное занятие в разновозрастной группе «Каша — радость наша» к Международному Дню каши Задачи : расширять представление детей о каше, как обязательном и важном компоненте меню, её роли в сохранении и укреплении здоровья; познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Хлебушек да каша — любимая еда наша»
Опубликовано: 25 сентября 2024 в 21:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Хлебушек да каша — любимая еда наша»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Тимофеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД