юлия гончарова
Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Хлеб – всему голова».
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Участники проекта : воспитатель,воспитанники группы «Зайчик»,родители.
Цель: формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба,о значимости хлеба для человека
Задачи:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
1. Сформировать у детей представление о процессе производства хлеба.
2. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
3. Развивать умение логически мыслить,рассуждать,делать выводы и умозаключения.
4. Дать детям представление о том,какой путь проходит зерноючтобы стать хлебом.
5. Развивать творческие способности детей.
6. Способствовать расширению кругозора,детской любознательности и обогащению словарного запаса у детей.
7. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей разных профессий,занимающихся выращиванием и производством хлеба.
8. Познакомить детей с русскими праздниками,которые имеют отношение к хлебобулочным изделиям.
Актуальность:
Я выбрала эту тему, потому что в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом «хлеб» представляется не только караваем на столе,но и мерилом нравственных ценностей,символом того,что приносит человеку самоотверженный,непрестанный труд. Я хочу,чтобы ребята знали,какой путь проходит зернышко,чтобы стать ароматным хлебом на столе,чтобы уважали труд людей. выращивающих хлеб.
Гипотеза:
Предполагаю,что если дети будут знать о том,почему люди издавна так ценят хлеб,то будут бережнее к нему относиться
Этапы реализации проекта :
1 этап – организационный.
-Определение проблемы,постановка цели и задач,методов работы.
-Подбор методической и художественной литературы,иллюстративного материала,материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
-Составление плана мероприятий по реализации проекта.
-Обсуждение целей и задач проекта с детьми.
2 этап– практический.
-Использование в воспитательно-образовательном процессе методических приемов (игра,показ,рассматривание,обьяснение,беседа,вопрос,направленных на расширение знаний детей о хлебе.
-Продуктивная деятельность.
3 этап-заключительный.
-Изготовление воспитанниками хлеба из соленого теста в группе.
-Создание плаката «Мамины помощники».
-Создание раздвижной папки с фотографиями детей «От зернышка к караваю».
1 день.
1. Групповая деятельность.
-Рассматривание иллюстраций «Какие бывают хлебобулочные изделия».
-Ознакомление с профессиями людей,принимающих участие в выращивании и приготовлении хлеба (тракторист,комбайнер,водитель,мукомол,пекарь,продавец).
-НОД: Мир природы. Тема: «Откуда хлеб пришел».
Цель: Познакомить детей с тем,как выращивали хлеб в старину. Донести до детей,что хлеб – это итог большой работы многих людей. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Физкультминутка: «Колосок».
-Музыкальная деятельность. Разучивание песни «Бабушка,испеки оладушки».
-Прогулка: Подвижная игра «Где мы были не скажем,что мы делали покажем».
-Работа перед сном: Чтение произведения Б. Вовк «Какой хлеб лучше?»
-Обед:Напоминать детям о правилах обращения с хлебом.
2. Индивидуальная деятельность.
-Дидактическая игра: «Что из чего?»
Цель: Учить детей отвечать полными ответами.
-Дидактическая игра: «Закончи предложение»
Цель: Знакомить с новыми названиями хлебобулочных изделий.
2 день.
1. Групповая деятельность.
- Чтение чистоговорок о хлебе.
-Беседа : «История возникновения хлеба».
Цель: Формирование знаний как и когда люди начали готовить хлеб.
-Ситуативный разговор «Зачем человеку нужен хлеб».
-Дидактическая игра: «Один-много» (названия хлебобулочных изделий).
-Прогулка: Русская народная игра «Мячик кверху».
2. Индивидуальная деятельность.
-Дидактическая игра : «Мой,моя,мое»
Работа перед сном. Чтение художественной литературы М. Пришвина «Лисичкин хлеб».
Обед: Напоминать детям о правилах обращения с хлебом.
-Заучивание стихотворения про хлеб «Вот он хлебушек душистый».
-Дидактическая игра: «Кто больше назовет»
Цель:Повторение хлебобулочных изделий,профессий,связанных с хлебом.
3. Самостоятельная деятельность.
-Рассматривание иллюстраций хлебобулочных изделий.
3 день.
1. Групповая деятельность.
-Речевое развитие.
Тема: «Как выращивали хлеб в старину и как в современном мире».
Цель: Познакомить детей с историей хлеба. Обогащать словарный запас.
-Посещение музея детского сада и ознакомление с кухонной утварью,которая использовалась в старину для выпечки хлеба.
-Музыкальная деятельность.
Разучивание песни с движениями: «Я пеку,пеку,пеку».
-Дидактическая игра: «Что сначала,что потом».
-Работа перед сном. Чтение сказки : «Бережем хлеб».
-Обед. Напоминание детям о правилах обращения с хлебом».
-Постановка кукольного театра детьми сказки «Колобок».
2. Индивидуальная деятельность.
-Отгадывание загадок о хлебе и хлебобулочных изделиях.
-Дидактическая игра с мячом: «Назови какой?»
-Просмотр мультфильма «Колосок».
4 день.
1. Групповая деятельность.
-Рассматривание иллюстраций колосьев пшеницы.
-Беседа: «Чем полезен хлеб».
Цель:Рассказать детям чем полезен хлеб.
-Дидактическая игра: «Что лишнее?»
-Чтение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе и хлебобулочных изделиях. Загадки.
-Прогулка. Хороводная игра «Каравай».
-Работа перед сном. Г. Х. Андерсен «О девочке,которая наступила на хлеб».
-Обед. Напоминание детям о правилах обращения с хлебом.
-Изобразительная деятельность – рисование.
Тема: «Блины к масленице».
Цель: Формирование знаний у детей о празднике «Масленицы» и хлебобулочных изделиях – блинах.
2. Индивидуальная деятельность.
-Дидактическая игра с карточками «хлебобулочные изделия».
-Дидактическая игра с карточками «профессии».Повторить названия профессий,связанных с выращиванием и изготовлением хлеба.
5 день.
1. Групповая деятельность.
-Беседа: «Путь от зерна к хлебу»
Цель:Познакомить детей с этапами выращивания хлеба : семя-росток-колосок-зерно-мука-тесто-хлеб.
-Изобразительная деятельность- аппликация.
Тема : «Кулич на Пасху».
Цель:Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи,пасхальным куличом (хлебобулочным изделии).
-Дидактическая игра: «Назови первый звук».(слова по теме «хлеб»).
-Прогулка. Наблюдение на прогулке,как водитель привез хлеб в столовую детского сада.
-Работа перед сном. Чтение художественной литературы. Сказка «Мякиш».
-Обед. Напоминание детям о правилах обращения с хлебом.
2. Индивидуальная деятельность.
-Конструирование из конструктора машин,которые везут хлеб в детский сад.
-Дидактическая игра: «Раскрась-ка»(хлебобулочные изделия).
Итоговое занятие проекта «Хлеб – всему голова».
Заключительным этапом нашего проекта стало изготовление хлеба из соленого теста детьми самостоятельно в условиях детского сада.
На протяжении нескольких недель воспитанники группы «Зайчик» прошли весь путь изготовления хлеба в условиях детского сада.
1. Подготавливали почву (бороновали,поливали).
2. Сеяли семена пшеницы.
3. Ухаживали за ростками,поливали.
4. Собирали урожай – колосья.
5. Молотили зерна вручную до появления муки.
6. Замешивали тесто.
7. Относили приготовленный каравай на кухню детского сада для выпечки.
Ребятам так понравился процесс изготовления хлеба,что они сами помогали мамам дома что-нибудь испечь.
В группе мы оформили фото-плакат «Мамины помощники»,а также отчетную раздвижную папку с фотографиями детей под названием «От зернышка к караваю».
Результаты проекта «Хлеб – всему голова».
Воспитанники группы «Зайчик» узнали,что хлеб является ежедневным продуктом,откуда берется хлеб,как его делают,кто его растит и печет. У детей сформировалось уважение к хлебу. Дети приобрели различные знания,уточнили и углубили представления о хлебе. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности,развилась познавательная активность,самостоятельность,творчество,коммуникативность.
Я считаю,что наш проект удался,вызвал бурю положительных эмоций у детей,а также их родителей,дал большой толчок в познавательном и творческом развитии детей.
Работа над данным проектом сплотила группу. Дети узнали и поняли,что без хлеба никто не может прожить.
Таким образом,гипотеза,выдвинутая вначале работы, оправдалась: воспитанники узнали,как приходит хлеб на стол и почему взрослые так ценят его,и сами стали бережнее относиться к нему.