Лариса Зиннурова
Проект «Хлеб всему голова» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Хлеб – всему голова»
Вид проекта :информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта :краткосрочный.
Сроки реализации проекта :октябрь
Участники проекта :дети старшей группы, воспитатель, родители.
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Публикация «Проект „Хлеб всему голова“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
Обоснование выбора темы:Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Великое благо иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин, загородную прогулку в выходной день, поездку на рыбалку или за грибами или, скажем дальнее путешествие…
Но всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто возрастил его? Мы не задумываемся, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда вложено в каждое золотое зёрнышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой тёплой булочки!
Хлеб – это достояние народа, обилие хлеба один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать повседневной нормой. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок.
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Письмо родителям
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Мы с ребятами подумали и решили, что мы очень мало знаем о главном продукте человека - хлебе, почему хлеб необходимо беречь, как и кто его выращивают и производят. Поэтому, для того чтобы пополнить наш багаж знаниями, нам необходима ваша помощь!
Эта неделя нас одарит замечательными мероприятиями.
Мы займё мся следующим:
Рассматриванием и сравниванием зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Просмотр научно-информационных фильмов о производстве хлеба, мультфильмов о выращивании хлеба и т. д.
Художественное творчество: Рисование хлебных полей, колосков, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.
Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр. Составление узоров и рисунков из круп.
Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».
Дидактические игры:
«Что из какой муки испекли»;
«Что сначала, что потом»;
«А какой он, хлеб»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Назови профессию».
Совместное развлечение для детей и родителей: Испеку печенье я»
Чаепитие с родителями с изготовленным печеньем.
Театрализация русской народной сказки «Колосок».
Пожалуйста, откликнитесь на нашу просьбу и помогите нам узнать всё самое интересное по этой теме. Нам нужны фотографии, поделки, иллюстрации, видеофильмы, а также непосредственное ваше участие в наших мероприятиях.
Утренний сбор
(мотивация выбора темы)
• Загадывание загадки о хлебе.
• Задать вопросы о словах, которые используются в загадке при описании хлеба (мягкий, пушистый, душистый, белый, подгорелый)
• Принести в группу различные хлебобулочные изделия. Рассмотреть их, понюхать.
• Д\И «Узнай на вкус»
• Чтение стихотворение о хлебе.
• Отметить бережное отношение автора к хлебу
• Игра с мячом: «Придумай слово» - образование родственных слов к слову «хлеб».
• Рассматривание иллюстраций о выращивании хлеба.
• Д\И «Разложи по порядку» - выкладывание детьми дидактической модели на тему «от зёрнышка до булочки» из разноцветных квадратов.
Цель:Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу илюдям, вырастившим его.
Задачи:
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
• показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Разработка проекта :
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Ожидаемые результаты:
• сформировать у детей представления о ценности хлеба;
• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитывать бережное отношения к хлебу.
Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• экскурсия;
• эксперимент
• анализ.
Интегрируемые виды деятельности:
• коммуникативная;
• чтение художественной литературы;
• творческая (лепка, рисование, аппликация);
• игровая;
• познавательно-исследовательская.
Взаимодействие с родителями
1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».
3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».
4. Совместное развлечение для детей и родителей: Испеку печенье я»
5. Чаепитие с родителями с изготовленным печеньем.
6. Театрализация русской народной сказки «Колосок».
Работа в центрах активности
Центр грамотности и письма
Беседы:
«Как хлеб на стол пришел»;
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб дома»;
«Берегите хлеб».
Проговаривание скороговорок о хлебе
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок - внутри творожок
Саша любит сушки, Соня - ватрушки
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Чтение художественной литературы о хлебе
Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный». «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево». «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба». Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб». Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство». Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе
Будет хлеб, будет и обед
Пот на спине, так и хлеб на столе
Без соли невкусно, а без хлеба несытно
Хлеб- дар божий, отец, кормилец.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош
Покуда есть хлеб, да вода - все не беда
Без хлеба всё приестся
Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь
Без хлеба и мёдом сыт не будешь
Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Центр искусств
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация)
• Рисование хлебных полей, пшеничного колоска, рассматривание картин знаменитых художников и иллюстраций о хлебе.
• Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно - ролевых игр.
• Составление узоров и рисунков из круп;
• Театрализация русской народной сказки «Колосок».
Центр науки и естествознания
• Посещение мини-музея, экскурсия в магазин;
• Наблюдения и рассматривание альбомов;
• Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
-репродукций картин русских художников на заданную тему;
• Просмотр мультфильма «От зерна до каравая», научно популярного фильмов «Как выращивают хлеб» и «Как превращается зерно в муку»;
• Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь
• Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса);
• Превращение зерен пшеницы и овса в муку ручным способом механическим;
• Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Дидактические игры:
«Что из какой муки испекли»;
«Что сначала, что потом»;
«А какой он, хлеб»;
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
«Назови профессию».
Центр сюжетно ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».
Центр математики
Дидактические игры:
• «А ну-ка посчитай-ка»- счёт порядковый и количественный макаронных изделий;
• «Сложи и сравни» - подбор картинок с зерновыми культурами;
• «Сложи картинку» соединение иллюстраций о сельской жизни тружеников полей из мелких частей в целую;
• «Разложи блинчики» - соотнесение порядкового счёта величины и цвета.
• Центр воды и песка
• Изучение физических свойств муки
-взаимодействие муки и воды
-взаимодействие муки и воздуха
Центр кулинарии
Совместное развлечение для детей и родителей: Испеку печенье я»
Чаепитие с родителями с изготовленным печеньем.