галина козынцева
Проект «Говорящий язычок» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : Образовательный.
Авторы проекта : воспитатели группы Г. А. Козынцева, Е. В. Селукова.
Масштаб: долгосрочный (сентябрь 2021 – май 2022года).
Участники проекта :
- Воспитатели: Г. А. Козынцева (1 категория, Е. В. Селукова.
- родители воспитанников младшей группы.
Целевая группа : дети младшей группы 20 человек (3 - 4 года).
Актуальность
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Публикация «Проект „Говорящий язычок“ в младшей группе» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
Речь у детей приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нёба, голосовых связок. Начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше, так как речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т. к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей младшего дошкольного возраста – это уже необходимость. Гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильной постановке звуков.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо, челюсть).
Проблема: К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет. С целью профилактики возникновения речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие моторики речевого аппарата. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Выполняя вместе с педагогом артикуляционные упражнения, у детей не только будет развиваться подвижность органов артикуляции, но и обогащается словарный запас, развивается воображение, эмоции.
Цель проекта : Применение системы упражнений артикуляционной гимнастики для развития моторики артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо).
2. Воспитать у детей интерес к артикуляционной гимнастике.
3. Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме, дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Стратегия реализации проекта :
Первый этап:
1. Изучение методической и специальной литературы, изданий периодической печати, интернет – ресурсов по теме проекта (сентябрь, октябрь).
2. Проведение диагностики (октябрь, май).
3. Разработка перспективного плана по работе с детьми.
4. Создание картотеки «Артикуляционная гимнастика».
5. Рекомендации, памятки, консультации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
6. Индивидуальные консультации учителя-логопеда Вакиной Людмилы Викторовны.
Второй этап:
1. Разучивание с детьми комплексов артикуляционной гимнастики.
2. Выступление на родительском собрании с сообщением на тему «Для чего нужна артикуляционная гимнастика и как ее проводить дома?»
3. Оформление стендовой информации, буклетов для родителей (по теме проекта).
4. Создание буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика для малышей»
Третий этап:
1. Проведение диагностики.
2. Открытое ОД, по развитию речи, с использованием артикуляционной гимнастики.
Ожидаемый результат:
1. Дети научились выполнять различные артикуляционные упражнения с помощью зрительной опоры и без нее.
2. Повысилась педагогическая грамотность родителей по теме проекта.
Список литературы
1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,1999.
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка.
3. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2008.
4. Кабанова Т. В, Домнина О. В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
5. Куликовская Т. А. К90 Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : «Издательство Гном иД», 2004
Интернет-ресурсы
1. https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/02/08/artikulyatsionnaya_gimnastika.doc
Перспективный план по проекту
«Говорящий язычок»
Месяц Недели Упражнение Источник
Сентябрь 1-4 неделя Подбор и изучение методической литературы. Изучение периодических изданий, интернет – ресурсов, разработка картотеки, разработка перспективного плана.
Октябрь 1-2 неделя
3-4 неделя Проведение диагностики
Ноябрь 1 неделя
«Улыбка»
Цель: вырабатывание умений удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук
Логопедические упражнения, стр. 8
«Хоботок»
Цель: вырабатывание движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
стр. 9
«Домик открывается»
Цель: обучение покойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном направлении. стр. 10
2 неделя Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается»
Цель: укрепление мышц губ и тренировка их подвижности путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. стр. 11
3 неделя «Улыбка»
Цель: вырабатывание умений удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. стр. 8
«Хоботок»
Цель: вырабатывание движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. стр. 9
«Любопытный язычок»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. стр. 12
4 неделя «Домик открывается»
Цель: обучение покойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном направлении. стр. 10
«Любопытный язычок»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. стр. 12
«Лягушка»
Цель: отрабатывание движений нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. стр. 13
Декабрь 1 неделя «Любопытный язычок»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. стр. 12
«Лягушка»
Цель: отрабатывание движений нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. стр. 13
«Зайчик»
Цель: отрабатывание движений верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. стр. 14
2 неделя «Зайчик»
Цель: отрабатывание движений верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. стр. 14
«Улыбка»
Цель: вырабатывание умений удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. стр. 8
«Окошко»
Цель: развитие мышечной силы и подвижность губ. стр. 15
3 неделя «Окошко»
Цель: развитие мышечной силы и подвижность губ. стр. 15
«Хоботок»
Цель: вырабатывание движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. стр. 9
«Язык здоровается с подбородком»
Цель: отрабатывание движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении) стр. 16
4 неделя «Домик открывается»
Цель: обучение покойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном направлении. стр. 10
«Язык здоровается с подбородком»
Цель: отрабатывание движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении) стр. 16
«Язык здоровается с верхней губой»
Цель: отрабатывание движений языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки, если она укорочена. стр. 17
Январь 2 неделя «Любопытный язычок»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. стр. 12
«Язык здоровается с верхней губой»
Цель: отрабатывание движений языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки, если она укорочена. стр. 17
«Обезьянка»
Цель: отрабатывание движения языка вниз одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. стр. 18
3 неделя «Лягушка»
Цель: отрабатывание движений нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. стр. 13
«Обезьянка»
Цель: отрабатывание движения языка вниз одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. стр. 18
«Бульдог»
Цель: тренирование подъема языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. стр. 19
4 неделя «Окошко»
Цель: развитие мышечной силы и подвижность губ. стр. 15
«Бульдог»
Цель: тренирование подъема языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. стр. 19
«Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
Цель: укрепление мышц языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ-верх) стр. 20
Февраль 1 неделя «Язык здоровается с подбородком»
Цель: отрабатывание движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при её укорочении) стр. 16
«Бульдог»
Цель: тренирование подъема языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. стр. 19
«Хомяк»
Цель: развитие произвольного движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк. стр. 21
2 неделя Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается»
Цель: укрепление мышц губ и тренировка их подвижности путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. стр. 11
«Хомяк»
Цель: развитие произвольного движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк. стр. 21
«Кружок»
Цель: развитие произвольного движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щёк. стр. 22
3 неделя «Язык здоровается с верхней губой»
Цель: отрабатывание движений языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки, если она укорочена. стр. 17
«Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
Цель: укрепление мышц языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ-верх) стр. 20
Чередование «Толстячки – Худышки»
Цель: укрепление мускулатуры щёк. Развивать координацию движений.
стр. 23
4 неделя «Кружок»
Цель: развитие произвольного движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щёк. стр. 22
Чередование «Толстячки – Худышки»
Цель: укрепление мускулатуры щёк. Развивать координацию движений. стр. 23
«Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Цель: укрепление мускулатуры щёк. Развивать координацию движений и умение переключаться. стр. 24
Март 1 неделя Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается»
Цель: укрепление мышц губ и тренировка их подвижности путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. стр. 11
«Лягушка»
Цель: отрабатывание движений нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. стр. 13
«Самовар» («Паровозик»)
Цель: укрепление мускулатуры губ и щёк стр. 25
2 неделя Чередование «Толстячки – Худышки»
Цель: укрепление мускулатуры щёк. Развивать координацию движений. стр. 23
«Окошко»
Цель: развитие мышечной силы и подвижность губ. стр. 15
«Шлёпаем губами по языку»
Цель: расслабление мышц языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. стр. 26
3 неделя «Самовар» («Паровозик»)
Цель: укрепление мускулатуры губ и щёк стр. 25
«Шарики» (поочерёдное надувание щёк»
Цель: укрепление мускулатуры щёк. Развивать координацию движений и умение переключаться. стр. 24
«Покусаем язык»
Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости) стр. 27
4 неделя «Шлёпаем губами по языку»
Цель: расслабление мышц языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. стр. 26
Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается»
Цель: укрепление мышц губ и тренировка их подвижности путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. стр. 11
«Кусаем боковые края языка»
Цель: преодоление напряжения языка путём самомассажа (покусывания боковых краёв языка, способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам.
стр. 28
Апрель 1 неделя «Покусаем язык»
Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости) стр. 27
«Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
Цель: укрепление мышц языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ-верх) стр. 20
«Чистим зубы с наружи»
Цель: отрабатывание произвольного движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. стр. 29
2 неделя «Кусаем боковые края языка»
Цель: преодоление напряжения языка путём самомассажа (покусывания боковых краёв языка, способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам. стр. 28
«Язык здоровается с верхней губой»
Цель: отрабатывание движений языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки, если она укорочена. стр. 17
«Лопаточка»
Цель: вырабатывание умений удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. стр. 31
3 неделя «Чистим зубы с наружи»
Цель: отрабатывание произвольного движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. стр. 29
«Окошко»
Цель: развитие мышечной силы и подвижность губ. стр. 15
«Горка»
Цель: обучение удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. стр. 33
4 неделя «Лопаточка»
Цель: вырабатывание умений удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. стр. 31
«Язык здоровается с подбородком»
Цель: отрабатывание движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении) стр. 16
стр.
Май 1 неделя Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается»
Цель: укрепление мышц губ и тренировка их подвижности путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. стр. 11
2 неделя «Горка»
Цель: обучение удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. стр. 33
«Лопаточка»
Цель: вырабатывание умений удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. стр. 31
«Ветерок дует с горки»
Цель: обучение удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Укреплять кончик языка. Научится дуть по середине языка плавно и длительно. стр. 34
3-4 неделя Проведение диагностики
Диагностика исследования артикуляционной моторики детей младшей группы
2021 – 2022 учебный год
Названия упражнений артикуляционной гимнастики
№ ФИ ребёнка Губы в улыбке Язык «лопаточкой» «Маятник» «Кошка лакает» «Вкусное варенье» Итог
Оценка состояния артикуляционной моторики
3 балла – правильно выполняет движения
2 балла – выполняет с ошибками движения
1 балл – не выполняет движения.