Оксана Хорохова
Долгосрочный проект для младшей группы «Говорящий язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : долгосрочный с декабря по май.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 2-3 года.
Актуальность проекта :
У большинства детей трех лет встречаются физиологические недостатки звукопроизношения, которые носят непостоянный временный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы, звуки не всегда точно различаются на слух.
Публикация «Долгосрочный проект для младшей группы „Говорящий язычок“» размещена в разделах
Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от пальцев. Чем активнее и точнее движение пальцев, тем быстрее он начинает говорить. А объясняется это тем, что моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев. Развивая моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевой центр и активизируем речь. Поэтому считаем необходимым в первой младшей группе большое внимание уделять развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса, развитию мелкой моторики.
Убеждены, что для своевременного появления звуков в речи необходимо, чтобы губы и язык были гибкими и сильными, долго удерживали необходимое положение, без труда совершали многократное переключение от одного движения к другому. Добиться этого поможет артикуляционная гимнастика.
Цель проекта :
1. Подготовить мышцы речевого аппарата к своевременному появлению звуков в речи.
2. Повысить компетентность родителей по данной проблеме.
3. Повысить интерес детей к артикуляционным упражнениям.
Задачи проекта :
1. Изучить методическую литературу по данному вопросу.
2. Подготовить практический материал на развитие артикуляционного аппарата, голоса,дыхания, мелкой моторики.
3. Организовать практикум для родителей с целью повышения их компетентности по темам:
"Артикуляционная гимнастика для детей. Зачем она нужна?"
"Упражнения для развития дыхания и голоса. Что необходимо знать родителям?"
"Развивая мелкую моторику-развиваем речь".
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
• Наблюдение за речевой активностью детей в группе.
• Подбор игр и упражнений, направленных на развитие речевого аппарата.
• Подбор атрибутов для их проведения.
2. Основной этап.
Воспитатель - дети.
• Познакомить с органами артикуляционного аппарата (Сказка о язычке).
• Включить в НОД и режимные моменты игры с элементами массажа, пальчиковые игры, речь с движением, театрализацию, шнуровки, трафареты, обмоталочки, тактильные дощечки и т. д.
• Пополнение центра "Речевичок" атрибутами для развития мелкой моторики, артикуляционной гимнастики,дыхания, голоса.
Воспитатель - родители.
• Ознакомить родителей с результатами наблюдений (родительское собрание, индивидуальная беседа).
• Провести консультации на темы: "Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?", "Чем полезны пальчиковые игры?"
• Вывесить информационные листки на темы: "Пальчиковые игры", "Гимнастика для язычка".
• Организовать практикум для родителей с целью привлечь родителей к играм, развивающим арт. аппарат.
• Изготовить атрибуты для театрализованной деятельности (сказка "Репка").
• Взаимодействовать с родителями по вопросу проведения арт. игр в домашних условиях.
Родители - дети.
• Ознакомить детей с рекомендованными упражнениями для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, на развитие дыхания и голоса.
• Рекомендовать приобрести зеркало для домашних занятий.
• Повторить совместно с мамой (папой) название органов артикуляции.
Заключительный этап.
• Проведение педагогической диагностики уровня развития звуковой культуры речи (ЗКР) у детей 2-3х лет.
• Анкетирование родителей с целью определения результативности работы.
• Выявление интереса у детей к перечисленным артикуляционным, голосовым, дыхательным и пальчиковым упражнениям с помощью интервью.
• Презентация проекта.
Ожидаемые результаты.
• Положительная динамика речевого развития.
• Повышение компетентности и интереса родителей к речевым упражнениям.
• Повышение мотивации детей к речевым и пальчиковым играм.
Приложение к проекту : "Система коррекционных занятий по развитию артикуляционной моторики, слухового внимания, речевого слуха, голоса, дыхания, мелкой моторики. "
Артикуляционная гимнастика.
Декабрь - "улыбка", "бегемотики", "рыбка ","сосулька".
Январь - "птенчики", "заборчик", "спрячем зубки".
Февраль - "бублик", "дудочка","слон", "покусаем губки".
Март - "лошадка", "закрытые ворота", "змея", "оближем губки".
Апрель - "спрячем зубки", "маятник", "блинчик", "пирожок".
Май - "горка", "бантик", "катушка", "почистим зубки", "качели".
Развитие речевого дыхания и голоса.
Декабрь - "Ветер северный подул".
Январь - "Лети, снежок".
Февраль - "Вьюга". Воет: з-з-з, м-м-м-стонет лес, ш-ш-шумят ели.
Март - "Эхо", "Плыви, кораблик!"
Апрель - "Дети заблудились", "Ах, как пахнет".
Май - "Три медведя", "Чья птичка дальше улетит?"
Развитие слухового внимания.
Декабрь - "Где позвонили?"
Январь - "Скажи, что ты слышишь?"
Февраль - "Тихо-громко".
Март - "Где звенит?"
Апрель - "Жмурки с колокольчиком".
Май - "Солнышко и дождик".
Развитие речевого слуха.
Декабрь - "Угадай, чей голосок?"
Январь - "Угадай, кто это?"
Февраль - "Кто внимательный?"
Март - "Принеси игрушку".
Апрель - "Слушай и выполняй".
Май - "Лото".
Развитие мелкой моторики.
Декабрь - "Белочкины шишки".
Январь - "Мальчик-с-пальчик".
Февраль - "Этот мальчик хочет спать".
Март - "Этот пальчик дедушка".
Апрель - "Моем руки".
Май - "Наши алые цветки. "