Светлана Морозова
Проект «Героическая профессия — пожарный»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ГЕРОИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ – ПОЖАРНЫЙ»
Проект по дошкольной профориентации, краткосрочный проект на неделю (подготовительная к школе группа)
О проекте :
Тип проекта : информационно-творческий
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта : проект краткосрочный (1 неделя).
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители
Публикация «Проект „Героическая профессия — пожарный“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Пожарный. Знакомство с профессией
- Проекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Актуальность проекта : В настоящее время уделяется большое внимание формированию предпосылок трудовой деятельности и профориентационного развития дошкольников. Именно поэтому актуальной стала проблема развития нравственно — патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей понятия о профессиональной деятельности взрослых.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.
Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Кроме того, сами родители подтверждают, что очень редко рассказывают о своих профессиях детям.
Одна из таких профессий, с которой мы познакомили детей, является- профессия пожарный. Каждому ребенку очень интересно все что связанно с профессией пожарного. Но, к сожалению, для многих детей представления о труде пожарных ограничиваются самыми элементарными сведениями о пожарной машине, пожарных шлангах и тушении пожара водой. И нашей первостепенной задачей, как педагогов, донести каждому воспитаннику как можно больше полезной и нужной информации об этой удивительной и мужественной профессии – ПРОФЕССИИ ПОЖАРНОГО.
Пожарный — вот профессия,
Достойная наград,
Вы люди с большим сердцем,
Вам каждый будет рад.
Работа у вас сложная,
Но все же, тем не менее,
Все вы герои настоящие,
И это наше мнение!
Есть люди, для которых подвиг – это каждодневная работа. Это совершенно обычные люди, живущие среди нас. Мы часто встречаем их в магазине, в кино, на улице, и даже не подозреваем, что на счету каждого из них огромное количество спасенных женщин, мужчин, детей, стариков и даже животных. Они постоянно подвергают себя риску ради жизней других, они не знают страха, не знают сомнений, они не знают, что такое трусость. Это люди с сильным характером, железной силой воли, крепким духом. У людей этой профессии есть долг, спасать других, прилагая при этом все возможные и невозможные усилия. Герои эти – пожарные. И профессия у них героическая. Каждый год мы чествуем этих бесстрашных и мужественных людей.
Ожидаемый результат.
Предполагаем, что ознакомление с пожарной службой позволит :
расширить и углубить знания детей о профессиях связанных с данной службой, о значимости, ценности каждого труда (пожарный, диспетчер в пожарной охране); активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта; совершенствовать монологическую форму речи, тем самым повысить речевую активность детей; продолжить формировать у детей способность активного слушателя; формировать у дошкольников знания по пожарной безопасности; составлять рассказы из личного опыта «Что я видел в пожарной части»; укрепить дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовать желанию сотрудничать, помогать детям реализации задач.
В ходе проекта дети знакомятся с требованиями, которые предъявляет та или иная профессия человеку. Проект предоставил хорошую возможность привлечь родителей в совместную деятельность с педагогом и детьми, позволил самим обрабатывать различные источники информации, обобщать материал, развивать у детей логическое мышление.
Цель: Профориентация дошкольников посредством ознакомления с трудом взрослых; вызвать интерес и уважение к профессии пожарного. Задачи:
Развивающие:
1. Поддерживать и развивать умение внимательно знакомиться с профессиями пожарной службы
2. Способствовать умению детей составлять рассказ и презентовать перед детьми свои знания о профессиях, связанных с пожарной службой.
3. Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта.
4. Способствовать воспитанию активного слушателя: умению слушать рассказы своих товарищей.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и желание узнавать о профессиях пожарной службы.
2. Воспитывать уважительное отношение к людям труда.
Работа с родителями:
Задачи:
— пригласить родителей на экскурсию в пожарную часть;
— познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами (в форме объявления);
— предложить родителям принять активное участие в помощи детям подготовить рассказ о работе пожарной службы.
Активизация словаря: пожарный, пожарная часть, боец, огнетушитель, пожарный рукав, каска, огнеупорный материал, противогаз, лестница, лом, багор.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
Беседы: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг», «Служба 01 всегда на страже», «Где работает огонь», «Профессия пожарный», «О правилах безопасности обращения с электроприборами»; чтение и пересказ произведения Л. Толстого «Пожарные собаки» С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», загадывание загадок ;заучивание пословиц и поговорок, первичное знакомство с правилами противопожарной безопасности; рассматривание иллюстративного материала: изображение трудовых процессов: тушение пожара, пожарные тренируются, приводят обмундирование в порядок, ремонтируют технику; инструменты, механизмы, рабочая одежда: пожарная машина, выдвижная лестница, пожарный рукав, брандспойт — куртка пожарного, противогаз, боевая одежда «Боёвка».
Основной этап:
• рисование и лепка пожарной машины (после рассматривания иллюстраций, макетов, после просмотров ознакомительных фильмов; знакомство с пожарным щитом и размещенными на нем средствами пожаротушения;
• дидактическая игра «Если возникает пожар», «Горит – не гори», «Огнеопасные предметы», «Что пригодится при пожаре», «Что нужно пожарным», «Все на пожар», «Доскажи словечко».
Заключительный этап:
1. Презентация детьми подготовленных докладов о работе пожарной службы.
Достигнутый результат:
1. Дети группы расширили и углубили знания о профессии пожарного, о значимости, ценности этого труда.
2. Некоторые дети научились составлять небольшие рассказы о профессии пожарного, уверенно презентовать их перед своими товарищами.
3. Ежедневные обсуждения и рассматривание иллюстраций и фильмов о профессии пожарного, обогатило словарь детей, способствовало повышению их речевой активности.
4. Проект способствовал воспитанию у детей уважение к труду взрослых, бережного отношения к окружающему
5. Родители участвовали в поиске информации о пожарной службе вместе с детьми, помогли им составить и записать составленный рассказ, оформили доклад детей фотографиями и кроссвордами.
6. Проект укрепил дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовал желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.
Уверены, что данный проект привлек внимание детей к данной профессии, помог взглянуть на работу взрослых другими глазами, более уважительно относиться к их труду. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех, поэтому мы очень надеемся, что в будущем наши выпускники выберут себе любимую профессию, доставляющую радость и приносящую пользу людям.
Планирование к проекту по дошкольной профориентации «Героическая профессия пожарный»
Понедельник Задачи дня: познакомить воспитанников с темой недели, знакомство с новыми предметами в группе (игра «Что появилось новое в нашей группе»); пробудить интерес к профессии пожарного.
В группе размещены тематические плакаты
1. Центр книги посвящается подвигу пожарных (выставлены книги по противопожарной тематике);
2. Центр творчества представлены листы для раскрашивания с ситуациями пожаротушения, пожара;
3. Центр противопожарной безопасности : макет многоэтажного дома с пожаром, вырывающимся с верхних этажей, маленькие куколки расположены у дома, пожарная, пожарные, телефон и табличка с номером 01;
4. Центр познания: настольная игра «Все на пожар», дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Правила пожарной безопасности».
Тема беседы: «Профессия пожарный»
Цель: познакомить детей с различными профессиями людей, рассказать о значимости разных профессий.
Задачи: закрепить знания детей о профессиях; расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям : формировать уважение к труду взрослых разных профессий, определить значимость этих профессий. Составить с ребенком рассказ об одной из профессий людей.
НОД
1. Восприятие художественной литературы и фольклора
Стихотворение С. Я. Маршака «Пожар»
Просмотр презентации «Есть такая профессия людей при пожаре спасать»
2. Изобразительная деятельность.
Рисование: создание плаката для сверстников «Дети и огонь».
Задачи
1. Сформулировать краткое предупреждение о предостережении опасного поведения с огнем или при пожаре;
2. Передать по средствам художественной деятельности сюжет;
3. Вызвать гордость воспитанников за свое творчество;
4. Организовать выставку и привлечь внимание воспитанников других групп детского сада к безопасному поведению.
3. Двигательная деятельность
Игра большой подвижности основной части занятия «Огонь и дети»
Задачи:
1. Развивать внимательность, быстроту, ловкость, выдержку;
2. Формировать культуру поведения;
3. Выполнять деятельность согласно условиям игры, дисциплинированность, волю и стремление к победе.
Организация образовательной деятельность в режимных моментах:
Дидактическая игра «Раньше и теперь»
Чтение литературы С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
Коллективная работа. Конструирование.
Запрещающий знак «Спички детям не игрушки»
Вовремя самостоятельной деятельности:
Настольная игра «Все на пожар»
Разучивание стихов для пожарных во время экскурсии
ВТОРНИК
Задачи дня:
1. Развитие речевой деятельности по теме профессия пожарные
2. Активизация речевого творчества, пополнение словаря.
Тематические изменения в центрах развития:
1. Центр книги пополнение из домашней библиотеки книг.
2. Центр творчества представлены листы для раскрашивания животные и дети в пожароопасной ситуации.
3. Центр актерского искусства: персонажи сказок «Кошкин дом», С. Я. Маршака, «Волк и семеро козлят» (акцент ставится на ситуацию использования огня, вред и помощь).
4. Центр природы картинки изготовленные воспитанниками группы Возникновение пожара в природе в случае природных катаклизмов.
5. Центр речевой: картотека пословиц, загадок, поговорок по теме пожарной безопасности, речеговорки на тему огня «Ра-ра-ра не боимся мы костра».
Тема беседы: «Пожарный».
Цель: Осмысление детьми важности, необходимости и сложности профессии пожарного.
Задачи: Систематизировать знания детей о профессии пожарного, определить какими качествами должен обладать человек этой профессии. Повторить правила поведения во время пожара. Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи. Воспитывать уважение к людям этой профессии, желание быть храбрым, решительным, смелым.
НОД 1. Коммуникативная деятельность.
Рассказ «Мой плакат предупреждает».
Составить короткий рассказ по своему плакату об опасности пожара. Представить свои рисунки-плакаты воспитанникам других групп детского сада
2. Музыкальная деятельность.
Прослушивание музыкального сопровождения к мультфильму «Кошкин дом»С. Я. Маршака.
Разыгрывание сценки из произведения «Кошкин дом» с музыкальным сопровождением. Игра «Огонь и дети» под музыкальное сопровождение.
3. Изобразительная деятельность (рисование)
Нарисовать рисунок «Пожар» самостоятельно выбрав сюжет и материалы для рисования (карандаши, краски, восковые мелки, пластилин для намазывания; возможно смешанное использование материала)
Задачи:
1. Учимся переносить задуманный сюжет в рисунок. 2. Составляем рассказ по собственному рисунку.
Организация образовательной деятельности в режимных моментах: Беседа «А какой он огонь?». Пополнения словарного запаса (слова характеризующие и положительное и отрицательное отношение к огню -разный огонь). Во время прогулки познавательное развитие (природное окружение) опыты с огнем (на улице).
Наблюдение за огнем, свойства огня, внешний вид огня. Просмотр мультфильма «Пожар в лесу». Вовремя самостоятельной деятельности: игра с мячом (по типу «съедобное, несъедобное») «Огонь бывает разный» Задача: смысловое использование прилагательных, глаголов в сочетании со словом огонь.
Дидактические игры: «Огнеопасные предметы», «Что пригодится при пожаре». Изготовление коллективной работы «Спички детям не игрушка»
Разучивание стихов для пожарных во время экскурсии
СРЕДА Задачи дня: активизировать и расширить знания о правилах безопасного поведения в быту (с электроприборами, обращения с легко воспламеняющими материалами) и поведения при пожаре.
1. Центр книги : пополнение книги из домашней библиотеки.
2. Центр творчества: преврати геометрическую фигуру в предмет пожарной безопасности (шаблоны трафареты).
3. Центра противопожарной безопасности : пополнение макетом пожарной части.
4. Центр актерского искусства: персонажи сказок «Кошкин дом», С. Я. Маршака, «Три поросенка» (акцент ставится на ситуацию обращения с огнем в быту, и его последствия)
5. Центр познания добавляются лото «Бытовые приборы» (какой предмет может стать причиной пожара, почему, демонстрационный материал «Не играй с огнем».
НОД
1. Познавательно-исследовательская деятельность (Формирование элементарных математических представлений) «Сколько и какие электроприборы в нашей квартире» (Счет на кухне, ванной …; различные основания для классификации схожесть с геометрическими фигурами, размер, местонахождения в квартире).
Беседа о правилах безопасности обращения с электроприборами. Просмотр мультфильма «Правила обращения с электроприборами и газовой плитой»
2. Двигательная деятельность. Игра большой подвижности «Огонь и пожарные»
Задачи:
1. Развивать внимательность, ловкость;
2. Отрабатываем навык быстрого передвижения;
3. Выполнять действия согласно условиям игры, дисциплинированность, волю и стремление к победе. (Делимся на команды (огонь и пожарные) на полу рассыпаны пластмассовые шарики разных цветов, синих и голубых немного больше чем красных. Задачи собрать как можно быстрее шарики в корзины (команда «Огонь» собирает красные, «Пожарные» синие).
3. Самостоятельная деятельность: Просмотр иллюстраций «Причины возникновение пожара дома»
Игра с мячом (по типу «съедобное, несъедобное») «бытовые приборы способные стать причиной огня», задача научится анализировать причины возгорания и их источники.
Дидактическая игра «Доскажи словечко», «Огнеопасные предметы». Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные»
Изготовление коллективной работы «Спички детям не игрушка» Разучивание стихов для пожарных во время экскурсии
ЧЕТВЕРГ
Организация экскурсии в пожарную часть.
Задача дня:
Знакомство с профессией пожарного при непосредственном общении с пожарными;
Вызвать чувство восхищения, благодарности воспитанников к людям важной профессии.
1. Центр книги пополнение из домашней библиотеки книги 2. Центр творчества раскраски с атрибутами пожаротушения и пожарными, макеты атрибутов.
3. Центр противопожарной безопасности пополнение макетом одежда пожарных, транспорт для пожаротушения 4. Центр актерского искусства персонажи сказок «Снегурочка» (акцент ставится на ситуацию значения огня как символа) 5. Центр конструирования :Конструирование «Пожарной части», «Пожарной машины»
НОД Деятельность по развитию речи (отгадывание загадок по теме, чтение стихов, пословиц)
Беседа. «Что мне больше всего запомнилось, впечатлило на экскурсии»
Задача:
1. Обобщить и систематизировать увиденную информацию, закрепить в устной речи
2. Обменяться впечатлениями
Организация образовательной деятельность в режимных моментах и самостоятельной деятельности:
Дидактические игры: «Что нужно пожарным», рисунок 1,
(с использованием картинок и собственных иллюстраций); «При пожаре звоните 01» учимся использовать правила общения с диспетчером, активизируем информацию о месте жительства, имени фамилии своем и семьи.
Коллективное моделирование «Наша пожарная часть»
Сюжетно - ролевые тематические игры (по самостоятельному выбору детей).
ПЯТНИЦА
Центры развития максимально выставлены, представлен весь материал по теме.
Самостоятельная деятельность воспитанников
Праздник-развлечение «Юный пожарный»
Чтение тематической литературы: «Пожарные собаки» Л. Толстого. (обсуждение произведения).
В течении недели используются перемещения объектов игровой и образовательной деятельности из одного центра развития в другой с учетом плана педагогической работы. Изменения происходят не каждый день во всех игровых центрах.
В групповом помещении в зоне для занятий размещены плакаты предупреждающие об опасности пожара и причинах пожара.
1. Центр книги пополнение центра книгами из библиотеки и семейных библиотек воспитанников.
2. Центр творчества вместе с различными материалами пополняется в соответствии с темой: раскраски; листы для творчества преврати геометрическую фигуру в предмет связанный с пожарными; трафареты; модели из пластилина связанные с пожарными для примера самостоятельной лепки.
3. Пополнение центра противопожарной безопасности в течении недели меняется вызывая интерес к важной профессии пожарного (за счет обмена игрового и демонстрационного материала других групп детского сада)
4. Центр дорожной безопасности на неделю превратился в активную площадку для разыгрывания сюжетной игры при пожаре
5. Центр познания:
Картотека пословиц, загадок, поговорок по теме пожарной безопасности.
Карточки «Что нужно пожарному?».
Настольная игра «Все на пожар»
Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Правила противопожарной безопасности»
Лото бытовые предметы (какой предмет может стать причиной пожара, почему)
Демонстрационный материал «Не играй с огнем».
Простые ребусы, лабиринты «Как спастись от пожара»
6. Игровой центр: Игровой материал – бытовые приборы, телефон, Различные кубики, конструкторы для конструирования и режиссированы ситуации по пожарной безопасности
7. Центр конструирования: Пример. Самостоятельная деятельность по впечатлению от экскурсии в пожарную часть.
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ:
1. В прихожей группы организован стенд для информирования родителей по пожарной безопасности. На стенде выкладываются информационные газеты по пожарной безопасности для родителей, которые меняются 1 раз в 2 недели в течении года. А также прописана тема недели задачи непрерывной образовательной деятельности, мероприятия недели.
2. Совместная творческая детско-родительская деятельность «Огонь – друг и огонь – враг» (выставка рисунков)
Задачи: 1. Развитие поисковой исследовательской деятельности.
2. Вовлечение родителей в образовательный процесс и развитие совместного творчества детей и семьи.
3. Сопровождение воспитанников на экскурсию в пожарную часть. Изготовление подарка благодарности от воспитанников для пожарных за их труд
Список используемой литературы
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л, Стеркина Р. Б. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПБ: «Детство — ПРЕСС», 2008, 144 с.
2. Аралина Н. А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности».
3. Шорыгина Т. А., «Правила пожарной безопасности» для детей 5-8 лет. М: ТЦ Сфера, 2007 – 64с.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2007 год «Пожарная безопасность».
Использованные материалы и интернет — ресурсы:
1 https://zanimatika.narod.ru/OBJ4.htm
2 https://www.druzhina-penza.ru/index.php
3 https://gpn.shatura.ru/propoganda/detiipb/index.html
4 https://detsadd.narod.ru/index_8_4.html
пострадавших, некоторых везут в больницу.