Татьяна Чередниченко
Проект «Герои города Бийска»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Бийска
ПРОЕКТ
«Герои города Бийска»
Выполнила: Бадрашова Т. С.
Воспитатель МБОУ «СОШ №12»,
дошкольные группы
г. Бийск, 2021
Содержание.
1. Характеристика проекта….3
2. Актуальность проекта….4
3. План работы над проектом…7
4. Приложение…. 9
• Сюжетно-ролевая игра «Разведчики»
• Экскурсия к мемориалу славы «Воинам-бийчанам»
Публикация «Проект „Герои города Бийска“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
• Беседа «Великая Отечественная Война»
• Рисование «Вечный огонь»
• Выставка совместного творчества «9 мая глазами детей»
• Занятие по ознакомлению с окружающим миром
«Наши герои бийчане»
5. Список литературы…29
Характеристика проекта :
Тип проекта – информационный-ориентированный.
Вид проекта – групповой, кратковременный, творческий
Вид детской деятельности – познавательно – исследовательский
Участники проекта– дети,воспитатель, родители,музыкальный руководитель
Возраст детей – старшая группа (5-6 лет)
Продолжительность проекта–краткосрочный
Основные формы реализации проекта : экскурсии, беседы,занятия, продуктивная деятельность детей, сюжетно- ролевые и дидактические игры, создание видео ролика совместно родителями.
Образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно – эстетическое
- Физическое развитие
Результаты реализации проекта :
- сформированы представления о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- выставка рисунковдетей,посвящённых 9 маю;
- создание видеоролика «Дети о войне» с участием родителей.
Актуальность
«Никто не забыт, ничто не забыто…»
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира. Только в условиях систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг бийчан в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи. Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Герои города Бийска» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Цель:воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Сформировать у детей представление о Великой Отечественной Войне;
2. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.
3. Познакомить детей с героическим подвигом бийчан в Великой Отечественной войне.
3. Создание условий для формирования у детей патриотических чувств через совершенствование форм сотрудничества с родителями.
4. Воспитывать чувство гордости и безусловной любви к своей Родине.
Условия реализации:
Данный проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста для ДОУ с непосредственной близостью социально – значимых объектов. Проект реализуется на базе старшей группы МБОУ «СОШ №12», корпус 4, дошкольные группы г. Бийска.
Проблемный вопрос: Почему мы празднуем 9 Мая? В честь кого этот праздник?
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Формы работы с родителями:
1. Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.
2. Просмотр фильмов о войне вместе с детьми.
3. Чтение художественных произведений о войне-А. Гайдар «Война и дети», Е. Благинина «Шинель».
4. Совместная экскурсия к мемориалу «Воинам-бийчанам».
5. Участие в выставке совместных рисунков о войне.
6. Создание видео ролика «Дети о войне».
Этапы проекта :
I. Теоретический этап.
II. Практический этап.
III. Заключительный.
IV. Итоговый. Ответ на проблемный вопрос. Ответ: 9 мая – День Победы в Великой Отечественной Войне. Это праздник в честь солдат и всех людей, которые защищали нашу Родину во время войны.
План работы над проектом
Этап Дата Место проведения Содержание работы воспитателя
I 21.04.21 МБОУ «СОШ №12», корпус 4, дошкольные группы Определение актуальности;
Постановка цели;
Определение задач.
22.04.21 МБОУ «СОШ №12», корпус 4, дошкольные группы Поиск информации:
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- чтение стихов, журналов, газет;
- изучение интернет-источников.
23.04.21 МБОУ «СОШ №12», корпус 4, дошкольные группы Индивидуальные консультации и беседы с родителями о предстоящей экскурсии, об идее создания видеоролика.
26.04.21 МБОУ «СОШ №12», корпус 4, дошкольные группы «Оформление ДОУ»
Дидактическая игра «Вещи войны»
Сюжетно- ролевая игра «Разведчики»
II 27.04.21 Мемориал славы Воинам-бийчанам Совместная экскурсия с родителями к мемориалу славы «Воинам-бийчанам»
27.04.21 МБОУ «СОШ №12», корпус 4, дошкольные группы Беседа с детьми «Великая Отечественная Война».
Продуктивная деятельность с детьми «Вечный огонь»
29.04.21 МБОУ «СОШ №12», корпус 4, дошкольные группы Выставка совместногодетского творчества с родителями «9 мая глазами детей»
30.04.2021 МБОУ «СОШ №12», корпус 4, дошкольные группы Создание видеоролика с участием детей и родителей «Дети о войне»
III 4.05.21 МБОУ «СОШ №12», корпус 4, дошкольные группы Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Наши герои бийчане»
5.05.21 МБОУ «СОШ №12», корпус 4, дошкольные группы Тематическое занятие по музыке «Памяти павших будьте достойны»
IV 7.05.21 МБОУ «СОШ №12», корпус 4, дошкольные группы Ответ на проблемный вопрос.
Приложение.
1. Сюжетно-ролевая игра «Разведчики»
Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Задачи:
1. Уточнить представления детей о Российской Армии.
2. Закреплять умение ориентироваться на карте-схеме.
3. Развивать нравственные качества личности навыки детей, умение договариваться, сговариваться на игру, искать адекватные выходы из конфликтных ситуаций.
Подготовка к игре:
• рассматривание иллюстраций на военную тематику. Чтение «Партизанский разведчик», «Герои рядом» К. Вахлис, рассказа А. Митяева «Почему Армия родная», Я. Длуганского «Что умеют солдаты»,
• беседы о разведчиках, солдатах, их роли в войне, чем занимаются разведчики и солдаты, для чего нужен госпиталь, зачем военные тренируются;
• Провести «маневры» перед игрой: метание в цель, построение по сигналу тревоги, переползание по-пластунски, изучение карты схемы, перевязка раненых;
• Изготовление атрибутов к игре совместно с воспитателем.
Игровые роли: главнокомандующий, командир разведчиков, разведчики, противники (шпионы, врач, санитарки, раненые, повар, рядовые.
Дети одеты в одежду с элементами военной формы (повязки, пилотки, фуражки, гимнастерки, у врача и санитарок халаты, колпаки, повязки.
Атрибуты: пистолеты, автоматы, фуражки, карта-схема, атрибуты для госпиталя, шапочки и бинты для санитарок, пилотки, телефон для связи, мешочки с песком или шишки, мишень (на ватмане, дуги, бинокль, медали для награждения бойцов.
Предметы-заместители: вместо настоящих пилоток и фуражек можно использовать сделанные из бумаги пилотки, вместо автоматов можно использовать сделанные из конструктора автоматы и пистолеты, бинокль можно сделать из пластиковых бутылочек от питьевого йогурта, медали можно сделать из картона.
Игровая комната или игровая площадка разбита на части в соответствии с задуманным сюжетом, организованы:
• Военный госпиталь
• Штаб
• Штаб противников (шпионов)
• Кухня полевая
• Место для тренировки военных
• Минное поле
• Болото
Можно организовать дополнительные препятствия для разведчиков
Ход игры:
Совместно с воспитателем дети решают, какой сигнал будет служить началом игры.
- Ребята, посмотрите, у нас в вами организован штаб. Для чего он нужен? (ответы детей). Кухня полевая для чего нужна? Кто за нее отвечает? Что здесь делают? (ответы детей). Здесь у нас госпиталь. Для чего он организован? (ответы детей). Это место для тренировки военных. Что делают на тренировках? (ответы детей). Здесь штаб противников (шпионов). Какая цель у них? (ответы детей).
После обсуждения сюжета, дети распределяют роли в игре и занимают свои места. Роль главнокомандующего остается за воспитателем, но она второстепенная.
Главнокомандующий армий (воспитатель) : разведгруппе собраться в штабе главнокомандующего войск, для получения задания.
Дает задание для группы разведчиков: в кратчайшие сроки по карте схеме доставить секретный пакет в штаб. Не забывайте, что ваши противники, хотят перехватить пакет. Если это произойдет, задание будет провалено, и противники получат преимущество.
Звучит сигнал, извещающий о начале игры.
2. Экскурсия к мемориалу славы «Воинам-бийчанам», возложение цветов.
3. Беседа «Великая Отечественная Война»
Много на свете живет людей и все они разные. Все живут в разных странах и говорят на разных языках. А мы с вами живем в стране самой большой и красивой в мире. И называется наша страна – Россия. Много богатства хранится в недрах земли русской: есть золото и серебро, много рыбы плавает в наших реках, много зверья водится в наших лесах. Но самое главное богатство нашей Родины – люди.
Сегодня я расскажу вам о том, какая беда случилась много-много лет назад. Это было так давно, когда ещё ни вас, ни меня на свете не было, мы ещё тогда не родились. А жили да были в те времена наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки, и были они молодые – молодые.
И жил в немецкой стороне один человек, звали его Гитлер, он был очень жадный и злой. Страна, в которой он жил, называлась Германия и была она не такая большая и богатая как наша Россия. Вот и захотелось Гитлеру захватить нашу Родину. И собрал он огромное войско, и пошёл войной на нашу землю. А по пути захватил другие страны и народы. И много горя и бед принёс этот Гитлер со своей немецкой армией. И все народы покорились ему. А осталась одна Россия. И собрал он войско больше прежнего, и решил любой ценой завоевать нашу землю. Однажды, ранним летним утром, когда все спали, немецкие самолёты стали бомбить наши города и посёлки, танки расстреливали мирных жителей. …Началась война….
На защиту своей родной страны поднялся весь народ, от мала до велика. Мужчины взяли в руки оружие и отправились воевать, прогонять врагов со своей земли. Наши солдаты были смелые и храбрые, только оружия у них было мало, ведь воевать они ни с кем не собирались. А немецкие войска были хорошо подготовлены и быстро захватили города и деревни, одни за другими. И куда бы ни ступала нога немецкого солдата, везде было зло. Немецкие солдаты не жалели никого: убивали женщин и стариков, сжигали и разоряли дома, а маленьких детей отбирали у матерей и отправляли их в немецкую страну. Забирали одежду, игрушки и заставляли много работать, а кормить их не хотели. А когда дети плакали, их били палками.
Четыре долгих года шла тяжёлая война, много людей она погубила, много горя принесла людям. Все: и стар, и млад встали на защиту нашей Родины. Наши доблестные деды шли на войну, даже подростки рвались на фронт и каждый защищал свое Отечество. И назвали эту войну Великой Отечественной.
Много было совершено подвигов солдатами! И где бы мы ни были, в каждом городе нашей страны, стоят памятники воинам. В городах горит вечный огонь для того, чтобы мы никогда не забывали о тех людях, которые отдали свои жизни, чтобы мы с вами мирно жили сейчас. В Великую Отечественную Войну люди показали, на что способен российский народ, как сильно он любит свою Родину, и какая великая и могущественная наша страна.
4. Рисование «Вечный огонь»
Цели: Познакомить с традициями празднования Дня Победы; рассказать о значении этого праздника для нашей страны; воспитывать у детей нравственные и патриотические чувства; вызывать интерес к истории своей страны.
Предварительная работа: рассматривание альбомов о Советской армии, рассказы о подвигах павших солдат, разучивание стихов, беседа с родителями, чтение книги Л. Кассиля «Твои защитники»
Ход занятия:
Воспитатель: - Приближается самый великий праздник нашей страны. День Победы. В этот день все люди поздравляют друг друга и вспоминают тех, кто пал в сражении. Цветы дарят не только ветеранам, но и возлагают к памятникам. В некоторых городах есть такой памятник – звезда, в центре которой горит огонь.
Этот памятник называется Вечный огонь – памятник павшим в Великой Отечественной Войне воинам. Он горит и днем и ночью.
Огонь никогда не гаснет, как не гаснет память о солдатах. К Вечному огню несут цветы взрослые и дети, приходят к нему и ветераны, чтобы почтить памятью своих боевых товарищей.
Послушайте стихотворение, оно так и называется:
«Вечный огонь»
Александровский сад.
Памятник тысячам жизней.
Вечный огонь, это память солдат,
Честно служивших Отчизне.
И от лучей багровое, как знамя,
Весенним днем фанфарами звеня,
Как символ славы возгорелось пламя –
Святое пламя Вечного огня!
Ты к огню не спеша подойди, помолчи,
И цветы на гранит, поклоняясь, положи.
Как память людская вечен гранит,
А пламя бессмертный подвиг хранит.
Предлагаю сегодня нарисоватьпамятник вечному огню.
Рассмотрите схему, она состоит из прямых линий и известных вам фигур. Возьмите простой карандаш и начинайте.
Может получиться вот так:
При желании, украсьте свою работу праздничным салютом, и не забудьте о цветах, нарисуйте пару гвоздик (по мере необходимости взрослый может помогать ребенку).
Воспитатель: Расскажите о выполненной работе. Понравилось ли вас занятие? Что вы делали сначала, что потом? Что нового вы сегодня узнали?
Горит Вечный огонь.
Перед ним стоит бывший солдат.
На сердце его боль,
В глазах его печаль.
Он вспоминает то,
Что пережить пришлось,
Ту страшную войну,
Что повидать далось.
5. Выставка совместногодетскоготворчества с родителями «9 мая глазами детей»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
«Наши герои бийчане»
Цель:Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) создавать условия для расширения знаний о войне путем ознакомления с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
2) формировать представление детей таких понятиями как: «герой», «подвиг»;
3) развивать у детей чувство гордости за свой народ;
4) воспитывать у детей чувство патриотизма в процессе просмотра фото и видеоролика;
5) воспитывать уважительное отношение к людям, которые отдали жизнь, чтобы защитить Родину.
Предварительная работа:
• беседы о Великой Отечественной войне;
• экскурсия к памятнику «Воинам-бийчанам»;
• рисование «Вечный огонь».
Работа с родителями:
• участие в экскурсии к памятнику «Воинам-бийчанам»;
• участие в выставке совместного творчества «9 мая глазами детей»;
• создание видеоролика «Дети о войне»
Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint «Наши герои».
Ход занятия:
Заставка слайд 2
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех здоровыми и весёлыми! Сегодня я принесла для вас необычное военно-полевое письмо. Так в военное время солдаты посылали письма домой. Давайте его прочтем.
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух,-
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
- О чем оно? (Ответы детей)
- А теперь давайте присядем на свои места и начнем наше занятие.
- Сегодня я хочу показать вам фильм о подвиге наших героев. На этой неделе мы с вами и родителями ходили на экскурсию к памятнику «Воинам-бийчанам».(Слайд 2,3,4) Там мы с вами обратили внимание на отдельностоящие памятники с изображениями, именами и фамилиями людей. Тогда я вам пообещала рассказать об этих людях и сказала, кто они. Кто же эти люди? Почему их фамилии находятся не в общем списке солдат? (Ответы детей) Эти люди-герои войны и проживали они когда-то в нашем городе. В их честь названы улицы нашего города.
- Начавшаяся Великая Отечественная война многое изменила и в нашем Алтайском крае. На всех участках фронта сражались наши земляки. Среди этих людей было свыше 26 тысяч бийчан.
Первым бийчанином – героем Великой отечественной войны стал Иван Михайлович Некрасов - полковник, командир полка стрелковой дивизии. Родился Иван Михайлович под Петербургом. (Слайд 5) До начала войны попал в Бийск. Ушел на фронт. С одной ротой полковник Некрасов вступил в бой с противником. Врагов было намного больше. Но Некрасов нанес сокрушительный удар по врагу. …Действия полка Некрасова решили одну из важнейших задач сражения и проложили первые шаги к победе в этой страшной войне. 12 сентября 1941 года Ивану Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем назван один из переулков города.
Трофимов Николай Игнатьевич. (Слайд 6)На фронт был призван с первых дней войны. Трофимов служил солдатом во взводе истребителей танков. Было их 28, а вражеских танков 50. В этом легендарном бою они почти все погибли, но задержали продвижение немцев к Москве, уничтожив при этом 32 танка. Среди героев был и наш земляк Н. И. Трофимов. Трофимову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Именем Трофимова названа улица в Бийске. В Бийске жила мать Николая Игнатьевича, работал его родной брат. Здесь же работает и его сын Александр Николаевич.
Красильников Николай Петрович родился в Бийске. (Слайд 7) Николай Красильников был призван в армию Бийским военкоматом. Дивизия, в которой служил младший лейтенант Красильников, вела бои в Белоруссии. В 1944 году противник был прижат к берегу Балтийского моря. Командир стрелкового взвода младший лейтенант Красильников отобрал группу бойцов, под сильным огнем противника перебрался на западный берег реки и вступил в бой. В этом бою был ранен, но от лечения в тыловом госпитале отказался, так как не захотел покидать войну в разгар победоносных боев с врагом. 8 июля он умер от полученной раны. А вскоре пришло сообщение из Москвы - Красильникову Николаю Петровичу была присвоена высшая степень отличия и звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Естьулица Красильникова и в нашем городе в районе Заречья. В сквере у Вечного огня Николаю Петровичу установлен памятник.
Но участвовали в войне не только мужчины, но и женщины. Одной из них была Валя Максимова. (Слайд 8). В селе Сесены есть памятник героям войны. Там 27 фамилий, одна из надписей такая: «Валя Максимова, комсомолка, радистка с Алтая». На войне оказалась в 1942 году. Потом сведения о ее судьбе прерываются почти на год. Последнее что узнали родные о сестре, когда после войны стали ее разыскивать, было короткое сообщение: «Максимова Валентина Степановна действительно находилась в партизанском отряде «Журналист» с 20.03 43г. По 15.04.44 года в должности радистки. 16.04.44 г. в боях с немецкими захватчиками пала смертью храбрых». Теперь ее имя носит прекрасная привокзальная улица города Бийска.
- А теперь давайте немного отдохнем, а потом продолжим узнавать о наших героях.
Физкультминутка «Солдат молоденький» (Слайд 9)
- Мы немного отдохнули, а теперь давайте продолжим занятие, посвященное героям нашего города.
Мы сегодня с вами познакомились с четырьмя героями нашего города, но ведь их было гораздо больше. Участники войны есть во многих семьях, в том числе в наших семьях. Давайте посмотрим небольшое видео.
Показ видео «Дети о войне» (видеоролик, созданный совместно с родителями, слайд 10
- Наш народ смелый, отважный, он выстоял и победил. И никому не сломить нашу Родину. Давайте жить мирно, дружно и никогда не знать что же такое это страшное слово «война». Мы должны помнить о той войне, о героях и их подвигах. Прошло много лет с той страшно поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспоминайте добрым словом своих прадедов и все тех, кто принес нам Победу. Поклонитесь героям великой войны с фашистами. Я хочу подарить вам этих белых голубей – символ мира на земле!
Список использованной литературы.
1) Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. [текст] / Н. В. Алёшина - Москва, ТЦ Сфера, 1999.
2) Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. [Текст] / Н. В. Алёшина - Москва, ЦГЛ, 2004.
3) Гришаев В. Бой за переправу. Бийский рабочий. [Текст] / В. Гришаев – Бийск, 1977, 18 мая – с. 2
4) Гришаев В. Командир полка. Бийский рабочий [Текст] / В. Гришаев – Бийск, 1974, 16 мая – с. 2
5) Косенков Б. Недаром помнит вся Россия… Бийский рабочий [Текст] / Б. Косенков – Бийск, 1975, 7-8 февраля – с. 2
6) Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. [Текст] / И. Рыбалкова – Москва, Дошкольное воспитание 2003, № 6.
7) Шмойлов Э. П. Бийск (очерки истории города)[Текст] / Э. П. Шмойлов – Бийск, Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993. – 350 с.
8) Шмойлов Э. П. Достойные бийчане: исторические очерки [Текст] / Э. П. Шмойлов – Бийск, НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2003. – 197 с.
9) Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. [Текст] / Т. А. Якушева – Москва, Дошкольная педагогика 2006, № 6.