Калугина Марина Николаевна
Проект «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через семейные праздники, досуги»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Муринский детский сад комбинированного вида №1»
Проект
Тема: «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через семейные праздники, досуги, развлечения»
(опыт работы)
Подготовила воспитатель:
Калугина М. Н.
2024 г
Вид проекта : социально- значимый, физкультурно-оздоровительный
Сроки реализации проекта : долгосрочный (октябрь 2023 – март 2024 г.)
Публикация «Проект „Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через семейные праздники, досуги“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Cценарии развлечений, праздники
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Участники: воспитанники старшей группы,
педагоги ДОУ, родители, инструктор по физической культуре.
Актуальность.
Природа создала самое лучшее из своих совершенств- это человек. Для того, чтобы он мог пользоваться всеми благами жизни, любоваться её красотой, очень важно иметь крепкое здоровье.
«Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.
Именно поэтому, одной из главных проблем семьи и детского сада является здоровье и развитие детей дошкольного возраста. За последние годы развитие здоровья дошкольников имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И поэтому важно именно на этом этапе сформировать у детей такую базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, которая будет вырабатывать осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание.
Эффективность физического воспитания дошкольников целиком зависит от систематической и целенаправленной воспитательно-образовательной работы с детьми, в условиях ДОУ и семьи, учитывающей возрастные особенности их развития. Анализ практики показывает, что в настоящее время наблюдается недостаточное физическое развитие детей при поступлении в детский сад. При этом дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть количестводвижений проводимых ими в течение дня ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушение осанки. И одной из основных причин таких показателей является неосведомленность родителей в вопросах дошкольной педагогики, в частности, физического воспитания детей и знаний о ценностях здорового образа жизни. А Спортивные досуги и праздники с родителями
Это яркий пример здорового образа жизни, который запомнится ребенку;
Это правильная мотивационная составляющая приобщения семьи к ЗОЖ;
Благоприятно влияет на эмоционально-волевую сферу ребенка (воспитывает дисциплинированность, выдержку, упорство).
Проблема: Недостаточная осведомленность родителей о важности и ценности здорового образа жизни. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).
Цель –формирование у детей дошкольного возраста в потребности к здоровому образу жизни в тесном контакте с родителями, через спортивные мероприятия.
Задачи проекта :
1. Повышать уровень родительской компетенции в области физического развития детей;
2. Создавать условия для возникновения интереса у детей и родителей к спорту и совместной физкультурно-оздоровительной деятельности;
3. Найти эффективные формы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни через партнерство всех участников образовательного процесса : педагогов, детей, родителей;
4. Способствовать поддержанию семейных традиций по формированию здорового образа жизни, объединяя этим детей, родителей, педагогов.
5. Повышать уровень родительской компетенции в области физического развития детей;
Развивающие: развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций.
Воспитательные: воспитывать желание ценить своё здоровье и соблюдать здоровый образ жизни.
Методы проекта : Праздники, досуги, развлечения. Информационный.
Предполагаемый результат реализации проекта :
Дети:
• укрепление здоровья; повышение двигательной активности; формирование элементарных основ безопасности и сохранения своего здоровья.
Родители:
• обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в ДОУ и в семье; повышение компетентности родителей в вопросах физического воспитания и оздоровления детей.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный,
1. Изучение понятий, касающихся темы проекта;
2. Разработка перспективного плана по организации мероприятий;
II этап – практический
1. Организация целенаправленной просветительской и консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни, организации активного отдыха в семье.
2. Проведение физкультурных праздников и развлечений
III этап – заключительный
1. Проведение мероприятия в группе «Зарядка с папой».
2. Проведение спортивного развлечения на лыжах «Мы –спортивная семья»
3. Проведение спортивного праздника «23 февраля-День защитников Отечества»
4. Изготовление плаката «Цветок здоровья»
Принципы взаимодействия с семьей:
1. Принцип партнёрства, взаимопонимания и доверия. Необходимо расположить родителей к себе, добиться их взаимопонимания и доверия, беседуя с ними об их детях, подмечая их особенности привлекая родителей к решению различных задач. Родители чувствуют внимание к своему ребёнку и к себе и становятся более открытыми для общения.
2. Принцип согласованности действий. Мы стараемся подробно познакомить родителей с правилами, действующими в группе, ДОУ, и согласовывать эти правила с ними. Иначе будет невозможно сформировать основы здорового образа жизни (соблюдение режима дома и т. д.).
3. Принцип ненавязчивости. Все свои советы и просьбы стараемся преподносить в ненавязчивой форме, чтобы избежать принуждения и достичь взаимопонимания и доверия.
4. Принцип «активного слушателя». В своей работе с родителями мы стремимся внимательно выслушивать каждого родителя, с пониманием относиться к их просьбам и пожеланиям, если у них есть какая-нибудь озабоченность по поводу их детей.
5. Принцип самовоспитания и самообучения. Мы призываем родителей признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться, заняться самообразованием и самовоспитанием, чтобы быть примером для своего ребёнка.
Перспективный план мероприятий с детьми и родителями
с октября 2023г по март 2024г.
месяц Названия мероприятий Цель мероприятий
Октябрь
1. Анкетирование
«Ведете ли вы здоровый образ жизни?».
2. Беседа «Что такое ЗОЖ?
просмотр презентации
3. Памятка «Здоровье-главное богатство человека».
4. Мониторинг.
Определение роли семьи в формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Ознакомление родителей с формированием
ценностей здорового образа жизни детей.
Ноябрь 1. Консультация для родителей «Воспитание основ здорового
образа жизни у детей дошкольного возраста».
2. Памятка «Советы по укреплению здоровья детей».
4. Совместная деятельность дети и родители зарядки «Зарядка с папой». Повышение педагогической культуры родителей по ЗОЖ.
Создать комфортную атмосферу и эмоциональный настрой для занятия.
Декабрь Памятка «Физкульт – ура! Ура! Ура!»
(рекомендации на тему
профилактики нарушения плоскостопия, осанки).
3. Индивидуальные беседа
с родителями: «Спортивная обувь для занятий физкультурой».
4. Досуг «Мы спортивная семья». Познакомить с мерами профилактики плоскостопия, нарушения осанки, напомнить о необходимости приобретения спортивной обуви.
Повысить уровень сплочённости и двигательной активности.
Январь 1. Памятки: «Точечный массаж носа или волшебные точки».
«Игры, которые лечат».
2. Круглый стол «Все о дыхании ребенка»
3. Изготовление плаката «Цветок здоровья»
4. Совместное мероприятие «Лыжня здоровья» Познакомить родителей с техникой точечного
массажа.
Вызывать интерес к зимним видам спорта
на свежем воздухе.
Проявить инициативу в коллективной работе и радоваться результатам.
Февраль 1. Оздоровительный досуг дети-родители
«23 февраля-День защитников отечества».
2. Консультация «Организация физических упражнений дома».
3. Папка-передвижка «Берегите зрение детей». Повышение педагогической культуры
родителей по ЗОЖ.
Познакомить с правильной техникой
упражнений с детьми 5-6 лет
Март Мониторинг заболеваемости воспитанников группы.
2. Родительское собрание «Здоровым быть здорово»».
3. Советы родителям:
«Дети наше будущее». Работа над своими ошибками Повысить уровень знаний для
укрепления здоровья своих детей.
Использовать рекомендации воспитателя и
специалистов. Поддерживать ЗОЖ в семье.
Вывод:
Путём реализации проекта осуществился комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у воспитанников группы. Дети знают основы безопасности и сохранения своего здоровья. Повысилась двигательная активность и в семье. Родители повысили свою компетентность в вопросах оздоровления своего ребёнка и физического воспитания. Методы работы с родителями поспособствовали их личной заинтересованности и желания соблюдать здоровый образ жизни в своей семье. Цель проекта достигнута.
Список литературы:
Амосов Н. М. Здоровье и счастье ребенка. — М. : Знание 1979 г.
Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. – М. : АРКТИ, 2001. – 78 с.
Силюк Н. А. Зимние физкультурные праздники для детей дошкольного возраста : пособие для практических работников ДОУ – М. : Айрис-пресс, 2006. – 112 с. :ил.
Шарманова С. Б. Спортивная наука – детям. – Челябинск: УралГАФК, 2000. – 68 с.
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 353 с.