Лучший педагог года

Проект «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Галина Щеглова
Проект «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Обоснование актуальности и перспективности проекта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно соприкасаются с природой. Разнообразие животного мира пробуждает любознательность, побуждает детей к деятельности. Встречи с природой помогают им формировать реалистические знания об окружающем мире, воспитывать гуманное отношение к живым существам.

Публикация «Проект „Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет относиться к этому миру, научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях.

В процессе приобщения к экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие оказывает созданные игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы и заключения.

Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем простое использование запретов и предписаний, которые дети запоминают механически.

И так, я сделала вывод: что использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях экологического цикла помогает активизировать деятельность ребенка, развивать познавательную активность, наблюдательность, поддерживать интерес к изучаемому, развивать творческое воображение, образное мышление, снять утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого педагога.

Теоретическая база проекта.

Методологическую основу моего проекта составляют : идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачева.

В своей работе я опираюсь на практические пособия:

Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; З. Ф. Аксёновой «Войди в природу другом»; В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»; Е. А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников»; Л. М. Потапова «Детям о природе».

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры, некоторые из них я использую в своей работе: программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», О. А. Соломенниковой «Ознакомление с природой в детском саду»

Технология проекта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства формирования экологических знаний детей важно по целому ряду причин:

экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;

позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.

• в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

• доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны.

Поэтому целью своей педагогической деятельности определила: формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Для реализации цели выделила задачи:

Образовательные:

- Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе. При этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе). Дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом гуманистической направленности отношения Человека к природе. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

- Закреплять и обогащать знания детей о природе.

Воспитательные:

- воспитывать гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес дошкольников к миру природы; эстетические чувства, т. е. умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее.

- Развивать фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

В своей работе я использую дидактические игры, в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников.

Для того чтобы использование дидактических игр было эффективным, необходимо целенаправленно обучать детей. Методика обучения детей дидактическим играм зависит от возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

У детей в среднем дошкольном возрасте уже накоплен элементарный опыт игровой деятельности, методику обучения и руководства дидактическими играми я провожу в следующем направлении. Перед началом игры я рассказываю детям ее содержание, вычленяя при этом 1 — 2 наиболее важных правила. Обязательно активно включаюсь в игровую деятельность детей и по ходу игры еще раз проговариваю правила, показываю игровые действия, говорю о дополнительных правилах. Это первый этап обучения дидактической игре. На втором этапе дети уже играют самостоятельно. Я со стороны наблюдаю за ходом игры, стараюсь исправлять ошибки детей, разрешаю конфликтные ситуации. Когда интерес к игре у детей пропадает, могу предложить ее новый вариант. Широкое использование дидактических игр и упражнений дает мне возможность формировать умение детей анализировать окружающий мир и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной, приятной им деятельности.

В своей работе я подобрала и систематизировала разные виды игр:

- словесные игры «Угадай какое время года», «Старичок - лесовичок», «Что где растет» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции;

- настольно-печатные игры «Собери картинку Насекомые», «Парные картинки», «Найди пару (овощи и фрукты)» и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы;

- дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» и др., уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память;

- подвижные игры природоведческого содержания «Кошки - мышки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Гуси лебеди» и др., в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Игры использую на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга. При проведении занятий по экологическому воспитанию детей применяю игровые обучающие ситуации с привлечением игрушек - аналогов, с использование литературных персонажей хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон).

Огромный интерес у детей вызывают занятия, на которых к ним в гости приходит Старичок - Лесовичок. Он приходит в разное время года и способствует расширению у детей знаний о сезонных изменениях в природе, о представителях животного и растительного мира, умению устанавливать причинно-следственные связи, формированию эмоционально - положительного, бережного отношения к природе.

При использовании игровых обучающих ситуаций у дошкольников возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и оттого, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков.

Используя информационно-коммуникационную технологию, применяю игры экологического содержания («Какой? Какая?», «Как приготовились животные к зиме?», «Признаки зимы», способствующие расширению у детей знаний о представителях животного мира, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к природе, развитию внимания, логического мышления.

Для работы по данному направлению совместно с родителями в группе была создана предметно-развивающая среда, в соответствии с ФГОС ДО, которая способствует формированию познавательной активности ребенка и бережному отношению к природе. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений. В игровом центре, содержатся необходимые атрибуты к играм, удовлетворяющие основную потребность в игре.

Моя цель – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, побудить их к содействию и на личном примере, а не на словах, демонстрировать ребенку правильное поведение в природе.

Задачи которые я перед собой ставила это:

- Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

- Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

- Повысить уровень экологической культуры и информированность родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

- Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды родного города.

- Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

- Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

В работе с родителями мы оформили уголок для родителей. Организуем консультации и беседы экологического содержания, например «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологические игры», «Зелёная аптечка». Проводим анкетирование «Экологическое воспитание детей». Также я использую такую нетрадиционную форму работы с родителями, как круглый стол «Воспитание доброты к природе». Проведение экологических акций «Домик для птичек», «Мое комнатное растение».

Работу с родителями строю на основе сотрудничества и единства требований, поэтому видна положительная динамика в развитии данного направления.

Анализ результативности проекта

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию экологических знаний у детей по средствам дидактических игр, я добилась положительных результатов в работе по данной теме. Дети с интересом играют в игры экологического содержания, с удовольствием ухаживают за комнатными растениями в уголке природы. Проводились совместные с родителями и детьми акции «Домик для птичек», «Моё комнатное растение».

Трудности и проблемы при использовании данного проекта.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Для меня работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Основная трудность при использовании данного опыта состояла в недостаточной компетентности родителей по данной проблеме. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями, продвигаясь в едином ритме мы сможем решить главную нашу задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить все живое, бережно относиться к тому, что подарила ему мать-природа.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Дидактическая игра является одним из методов развития познавательного интереса детей дошкольного возраста к различным видам деятельности.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Опубликовано: 25 октября 2023 в 13:18
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Щеглова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД