Марина Костенко
Проект «Формирование связной речи у дошкольников с ОНР с использованием интеллект-карт»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Формирование связной речи у дошкольников с ОНР»
Выполнила: Костенко Марина Александровна
Должность: воспитатель логопедической группы,
Актуальность проекта
За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден. Особенно это хорошо прослеживается у детей с ОНР.
Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Публикация «Проект „Формирование связной речи у дошкольников с ОНР с использованием интеллект-карт“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
70 % детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.
В основу формирования правильной устной речи детей с ОНР положена такая единица речи, как предложение, с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития.
Связь слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи. Поэтому построение грамматически оформленных предложений - кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии.
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми. В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.
Вышесказанное позволяет назвать проблему нарушения связной речи у детей с ОНР необычайно актуальной.
«Первостепенной задачей на третьей ступени логопедической работы является развитие связной речи детей на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, формированию различных грамматических и синтаксических конструкций. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи» (1)
Анализ литературы показал, что при пояснении понятия «связная речь» речи акцент делается на слове «связная». Поэтому под определение «связная речь» подпадает даже такая единица языка, как предложение, на основании того, что все слова в предложении связаны друг с другом. Вместе с тем в психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или контекстная) речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения.
Известно, что диалогическая речь является основой для развития монологической. Живое общение современным детям, а, зачастую, и их и их родителям заменяют компьютерные игры, обмен сообщениями с сокращенными словами в телефоне. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной диалогической и монологической связной речью.
Необходимость владения навыками связной речи весьма актуальна для будущих школьников. Восприятие и воспроизведение речи учителя, текста учебного материала, умение объяснять, рассуждать, аргументированно отвечать на вопросы, корректно вести беседу в соответствии с темой, адекватно проявлять эмоции – необходимые навыки для коммуникации, социализации современного ученика. Вот почему развитие связной речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучений и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР, необходимо уделить внимание смысловой стороне речи, так именно она является определяющей в развитии словаря.
Продуктивная деятельность находит свое применение в различных образовательных областях работы с детьми с ОНР, имеющими речевые нарушения: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи» (1). В логопедической работе в решении задач по развитию различных компонентов языковой способности, использование продуктивной деятельности в качестве дополнительного инструмента (в том числе и в процессе формирования навыков связной речи) у детей с ОНР, может оказаться весьма эффективным.
Проблема проекта
Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у детей с ОНР оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Связная речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствует, либо развивается с большими отставанием.
Особенности связной речи у детей с ОНР :
• Ограниченность словарного запаса;
• Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов;
• Нарушение связности и последовательности рассказа;
• Нарушение логической последовательности изложения;
• Заметная фрагментарность изложения, недостатки в грамматическом оформлении предложений;
• Смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии.
Основываясь на своем педагогическом опыте работы с дошкольниками, стараюсь уделять особое внимание развитию речи детей, т. к. одной из главных задач обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения.
Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
1. расширение, обогащение и активизация словаря;
2. воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;
3. формирование правильной разговорной речи.
4. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей.
В своем проекте я использовала разные методы для развития речи детей, но сегодня хочу вас познакомить с методом интеллект-карт.
Добро пожаловать в мою творческую мастерскую по теме «Интеллектуальные – карты» - как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста». Такой данный метод стал для меня новой формой работы в развитии связной речи у детей.
Встал большой вопрос, как ввести в совместную деятельность с детьми интеллект - карты, чтобы дети захотели ими пользоваться. Пока я размышляла, дети помогли связать карту с любимыми детскими персонажами мультфильма про Фиксиков. У Фиксиков есть инструмент «Помогатор», который помогает решать разные жизненные проблемы героев. Так у карты появилось детское название, которое дополнительно стимулирует детей к её использованию. Детям нравится пользоваться «Помогатором» и создавать его самим.
Коротко расскажу историю этого метода.
Метод интеллект – карт был создан американским ученым и бизнесменом Тони Бьюзеном. По- английски он называется mind maps. Буквальное слово mind –означает «ум», а слово maps- «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще всего в переводах используют термин интеллект – карты. В мире дошкольных технологий, карты- пришли благодаря кандидату педагогических наук В. А. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта - это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллект - карты основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение интеллект - карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Полезные свойства интеллект – карты :
• Наглядность: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
• Привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
• Запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
• Своевременность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
• Творчество: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
• Возможность пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Советы по составлению интеллект - карты :
• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д;
• Лист располагается горизонтально;
• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки;
• Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы;
• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово;
• Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации;
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Алгоритм создания интеллект карты :
• Постановка цели – рождение идеи;
• «Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом;
• Создание интеллект карты – структурирование информации, продумывание хода «детского исследования»;
• «Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования».
Использование интеллект – карты :
• Первое направление: сбор материала об объекте или предмете;
• Втрое направление: закрепление и обобщение материала;
• Третье направление развитие связной речи.
Первое направление:
Сбор материала о предмете или объекте.
• Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы;
• Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение;
• Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление:
Закрепление и обобщение материала.
• Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам;
• Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация;
• Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление:
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Рекомендации по применению интеллект – карты :
• Задавайте больше вопросов;
• Обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;
• Беседуйте по карте;
• Составляйте рассказы;
• Добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей, экспериментируйте и у вас все получиться.
Цели проекта :
• Повышение уровня сформированности связной речи у детей с ОНР.
• Формирование умений детей точно, связно, последовательно и грамматически правильно пересказывать сказки, рассказы, опираясь на модели и самостоятельно.
• Развитие связного высказывания при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок, событиях из своей жизни, составлении рассказа на свободную тему с элементами творчества;
• Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;
• Формирование психических процессов (различных видов памяти, мышления, внимания);
• Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием.
Задачи проекта
• формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.
• развивать и формировать необходимый уровень речевых умений и способностей.
• формировать навыки связной речи.
• развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.
• обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями.
• осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения речевой активности ребенка.
• развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Ожидаемые результаты проекта
- развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей;
- формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;
- формирование умений адекватно передавать в речи, изображенные на картинках простые действия;
- усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др., необходимых для составления речевых высказываний;
- практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений. Формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью, - умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания (правильно ли определен субъект и объект действия, названо ли выполняемое действие, отражено ли то или иное качество предмета и т. д.).
Сроки разработки и реализации проекта
Долгосрочный (3 месяца)
Ресурсы проекта
Участники проекта :
• воспитатели (Составление программы, планов, подбор литературы,
• родители (Чтение художественной литературы, контроль за речью,
• дети 6-7 лет (Выполняют намеченные мероприятия,
Планирование проекта
1. Подготовительный (информационно- аналитический) этап
Деятельность детей:
Знакомство детей с проектом;
Деятельность родителей:
Пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта.
Анализ родителями своих возможностей и предполагаемых затруднений по теме проекта
II. Организационный этап
Деятельность детей:
Включение в практическую деятельность проекта по развитию связной речи
Деятельность родителей:
Активное сотрудничество с воспитателями в процессе работы над проектом Участие родителей в беседах, консультациях, мастер-классах.
III. Практический этап
Деятельность детей:
• Участие детей на занятии, в совместной с другими детьми, воспитателями и родителями деятельности.
Деятельность родителей:
• Выполнение рекомендаций воспитателя по развитию связной речи (рассматривать реальные предметы, проговаривать под руку в процессе изучения темы, изготовление интеллект-карт)
IV. Заключительный этап
Деятельность детей:
• Самостоятельная деятельность детей по формированию связной речи
Деятельность родителей:
• Выполнение рекомендаций воспитателя по составлению интеллект -карт по изучаемым лексическим темам
Практическая часть проекта
«Таблица». Реализация проекта
Сроки Формы работы Формы отчета
Организационно – подготовительный этап
Декабрь Сбор и анализ информации, работа с методической литературой; изучение интернет – ресурсов по теме проекта. Список использованной литературы.
Консультация для родителей «Использование метода интеллект - карт в детском саду» Информация в уголок для родителей.
Консультация для педагогов «Применение метода интеллект - карт в дошкольном образовании» Информация для педагогов
Разработка перспективного плана по внедрению метода интеллект - карт в образовательный процесс. Перспективный план
Основной – практический этап
Январь-февраль
Составление карты по теме: «Одежда» Интеллект-карта «Одежда»
Составление карты по теме: «Зимушка - зима» Интеллект-карта «Зима»
Итоговое мероприятие по тематической неделе «Весна - красна» Интеллект-карта «Весна»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Мир диких животных Интеллект-карта «Мир животных»
Занятие по речевому развитию «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» Интеллект-карта «Сказки А. С. Пушкина»
Мастер – класс для родителей ««Играя, развиваем речь!» Мастер – класс
Занятие по ФЭМП «Знакомство с арифметической задачей» Интеллект-карта «Арифметическая задача»
Индивидуальная работа по составлению интеллект - карт. Индивидуальные интеллект –карты на любые темы
Заключительный (аналитический) этап
Февраль Анализ результатов проекта Презентация для родителей и педагогов.
в течение всего времени реализации проекта Диссеминация педагогического опыта.
Обобщение и систематизация опыта работы
3- «Заключительный»
- анализ результатов проекта;
- диссеминация педагогического опыта.
Заключение
Таким образом, реализация проекта «Использование метода интеллект – карт для развития связной речи» имеет большое положительное значение для всех участников образовательного процесса нашего детского сада.
Воспитанники усвоили технологию составления интеллект – карты. Они являются активными участниками на всех этапах работы: сбор материала, его систематизация, оформление, составление рассказов по ней. Имеют возможность видеть результаты своей деятельности, что повышает их самооценку и создает ситуацию успеха для каждого ребенка, повышает интерес к занятиям.
Педагоги изучили и внедрили в практику новую эффективную методику работы по развитию познавательных процессов детей.
Родители убедились в результативности метода и в том, что необходимо уделять особое внимание развитию ребенка в совместной домашней деятельности. Все мероприятия, запланированные в проекте на этот период, реализованы.
Вывод:
Интеллект – карты – это уникальный образовательный продукт, инструмент, который учит работать с информацией в том формате, в котором наш мозг лучше всего её понимает и усваивает. С помощью интеллект – карт изучать предметы и осваивать новые знания интереснее.
Список использованной литературы :
Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.
Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П. А. Самсонова. — М. : ООО «Попурри», 2019.
Колчина Н. И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10.
Луговская Е. П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности. - Анапа, 2019.
Ментальные карты в дошкольном образовании//Сборник материалов. - а. Хакуринохабль, 2018.
Романичева Е. С. Ментальные карты, или интеллект-карты// Литература в школе. — 2015. — №8.