Лариса Евгеньевна Тимонина
Проект «Формирование основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая часть
Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод. Для реализации задач по ознакомлению дошкольников с правовыми основами необходим комплексный подход, включающий в себя различные формы организации : занятия, игры, праздники, совместные мероприятия педагогов, детей и родителей, развлечения. При организации работы по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности : игровую и художественно-продуктивную. Поэтому я поставила перед собой задачу: выстроить единую содержательную систему ознакомления старших дошкольников с основами правовой культуры.
Публикация «Проект „Формирование основ правовой культуры детей дошкольного возраста в условиях ФГОС“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
я определилась с задачами, которые поставили перед собой при знакомстве старших дошкольников с правами :
• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Прежде всего, я составила тематический план воспитательно-образовательной работы по формированию основ правовой культуры старших дошкольников. Воспитательно-образовательную работу я проводила системно весь учебный год при распределении содержания в течение дня. Всю работу по правовому воспитанию я проводила как в форме регламентированных видов деятельности, и в форме непринужденной совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает интересы и инициативы детей, а так же через самостоятельную деятельность д. Всю свою работу старалась построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия. Обучение основам правового сознания я планирую через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного “Я” к окружающему миру. В процессе организованной образовательной деятельности, при организации которой я стараюсь сочетать разнообразные средства и методы : беседы, чтение художественной литературы (рассказов, стихотворений, сказок, рассматривание иллюстраций, составление рассказов, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, организация игровой деятельности: сюжетно-ролевых, творческих, развивающих и дидактических игр, инсценировки сказок, проблемное обучение, наблюдение и самонаблюдение, упражнение, приучение, повторение, прямое разъяснение отрицательных поступков, юмор, индивидуальная работа с детьми и т. д., где дети получают первые представления о своих правах, а их углубление, уточнение проходит через другие виды детской деятельности. Знакомство и обучение основам правового сознания я провожу обязательно с присутствием сказочного героя. Основной принцип в работе дать детям возможность познавать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах и поступках. Организация первого этапа включала в себя следующее:
- изготовление стенда «О правах ребенка»; - папку-передвижку «Наказывая – подумай «Зачем?»,
которые были помещены в уголке для родителей. Подключили родителей к совместной деятельности с детьми, к изготовлению альбомов «Я и моя семья».
Дальнейшее оформление альбомов предполагалось проводить от занятия к занятию, на которых ребята изготавливали эмблемы тех прав, которые изучались. На первом этапе я развивала представления о самом себе, семье, родственных отношениях, совместных делах и способах эффективного взаимодействия с ними. Познакомила с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе, семье; воспитывала уважение к старшим, стремление оказывать им посильную помощь. Для закрепления знаний детей проводились беседы, использовались воспитывающие ситуации. Чтение художественной литературы (В. Осеевой, В. Сухомлинского, Г-Х. Андерсена и др., развивающие игры («Кто что делает?», «Правила дома» и др.) способствовали формированию доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним. Работа в конце данного этапа включала в себя: настрой детей на удивительное путешествие в «мир прав человека», постановку проблемных вопросов, проведение вводной НОД «О правах – играя».
В результате тесного взаимодействия педагога и родителей с детьми, у последних появился интерес к общению со взрослыми, которые являются «источником» новой информации, к привлекательным образовательным формам, непосредственно к содержанию общения своим правам и обязанностям.
На втором этапе дети усваивали предусмотренное содержание, которое реализовывалось в форме специально организованных деятельности (что обеспечивало последовательность и систематичность, а его конкретизация, углубление, уточнение шло через другие виды детской деятельности, организационные формы, методические приемы.
При первоначальном ознакомлении детей с правом на имя, тематика НОД была следующая «Право на имя». Во время данной деятельности дети получили сведения о происхождении имен, их значимости; познакомились с правом на имя; дала ребятам представление о том, что каждый человек должен красиво представиться.
Привлекла родителей к тому, чтобы они объяснили своим детям, кто выбрал имя, почему, какого оно происхождения, что обозначает. С помощью игр, бесед дети учились составлять ласкательные производные из своего имени; учились называть полные имена от производных; вспоминали и называли названия городов, песни, в которых присутствуют имена людей; вспомнили имена людей с такими же именами, как и у ребят.
Так же дети рисовали «свое имя», т. е. как они его представляют, какие ассоциации у них рождаются. Ребята применили всю свою фантазию, воображение. Это были интересные, оригинальные рисунки. Кто-то рисовал цветы, кто-то деревья, небо, солнце. Затем каждый рассказал, почему он изобразил именно так свое имя. Для закрепления знаний детей о праве на имя были проведены дидактические игры «Эхо», «Цепочка имен». В игре «Эхо» дети представлялись так, как бы они хотели, чтобы их называли. Игра содействовала тому, чтобы ребята стали называть друг друга так, как сами того желают. В работе использовала и чтение художественной литературы (М. Цветаева «Имя твое», М. Ясный «Я придумываю фамилию».
В работе по формированию знаний о праве на имя было запланировано не только расширить и углубить представления детей, но и научить их применять это право в жизни; способствовать развитию правового мировоззрения и социально-нравственных представлений; конкретизировать и приблизить эти знания к жизненному опыту ребенка.
Большое значение я придавала формированию опыта нравственного поведения. С этой целью были использованы различные виды игр; проблемные ситуации «Можно ли жить без имени и фамилии», «Я заблудился», «Если бы всех звали одинаково»; различные беседы, задания, способствующие обогащению детей новыми впечатлениями, дающими возможность сделать правильный выбор, формирующие умение поступать в соответствии с нормами и правилами поведения.
Для формирования чувства собственного достоинства, осознания своих прав, чувства ответственности за другого человека, данное слово, начатое дело, проводили специально организованные дидактические игры, на которых преследовали цель: – помочь детям в накоплении социального опыта,
– формировать чувство самооценки,
– формировать навыки находить способы решения конфликтов и споров, умение договариваться.
Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его “прислушиваться” к собственным ощущениям, эмоциям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого мы проводили игры: “Зеркало”, “Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга”, “Мои сказочные сны”, “Волшебные человечки”… В этих играх детям предоставляется возможность не только анализировать свои чувства и желания, но и возможность взглянуть на себя со стороны, расширить представления о себе, осознать собственную ценность и ценность других людей. Во время проведения работы по правовому воспитанию я с ребятами организовала игровой уголок «Мои права и обязанности». Сюда вошли детские альбомы о правах, которые совместно с родителями; генеалогические древо семьи; эмблемы; дидактические игры; рисунки ребят; художественные книги, коллективно изготовленный плакат «Наши права».
С целью формирования способности адекватно реагировать на состояние и настроение окружающих; формирования у детей понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но они все равны; для того, чтобы помочь детям осмыслить и «присвоить» полученные знания, соотносить сложные понятия с привычными жизненными ситуациями, также для обобщения знаний детей о гражданских правах и обязанностях были использованы беседы, педагогические ситуации, обсуждение и анализ художественных произведений В. Катаева «Цветик-семицветик», В. Гаршина «Лягушка- путешественница», сказок «Волк и семеро козлят», «Снежная Королева», «Красная Шапочка», «Хаврошечка» и т. д. Проводила дидактические игры, чтобы научить детей разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу», совершенствовать знания детей о социальных нормах («я не должен») ; помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера («Снежная Королева») ; учить мысленно воспроизводить образы друзей и описывать их индивидуальные особенности («Угадай, кто это?», «Радио») ; развивать коммуникативные навыки, чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение друг к другу («Поводырь») ; познакомить с различными моделями взаимодействия друг с другом («Руки знакомятся»). Забавные сюжеты, иллюстрации, традиционные характеристики героев произведений помогают в постановке проблем добра и зла, поведения человека, его прав и обязанностей. Прекрасной базой для изучения прав человека и прав ребенка служат сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Золушка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка» и многие другие. Беседовали с детьми и о состояниях, переживаниях героев литературных произведений, о правомочности их поступков. Дети сами находят в таких литературных текстах примеры нарушения каких-то прав. Дети переживают случаи нарушения прав героев сказок, помнят о них, стремятся сами быть лучше. В беседах, конкурсах, при чтении художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, мы стараемся дать новые знания, вызвать оценочное отношение к окружающему миру. Используя прием драматизации, мы стараемся развить у детей умение “вжиться” в образ сказочного героя, войти в его положение. Каждый ребенок посредством игры имеет возможность побывать в роле другого. Это помогает ему характеризовать поведение окружающих, острее реагировать и выражать свое отношение к происходящему. Чтобы дети более тонко ощущали изменения окружающего мира, мы используем прием визуализации. Мы разыгрываем небольшие инсценировки, в которых дети представляют себя в роли крошечных насекомых, животных, либо маленькой любимой игрушки, попавшей в беду в большом окружающем мире. Ощущая беспомощность маленького друга, дети не только раскрывают все черты своего нравственного воспитания, но и искренне делятся своими впечатлениями, которые они прочувствовали на себе. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Большую часть времени посвящаем практике: решению проблемных задач, поиску решений от своего имени или от имени сказочного героя: «Как бы ты поступил», «Если бы я был волшебником», «Если бы я поймал золотую рыбку», дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Найди о ошибку и исправь», «Назови пословицы к данному праву», «Назови право к данной картинке», «Напой песню о названном праве». Детям нравится включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Организация проблемно – поисковой деятельности помогает ребенку воспроизвести усвоенные действия, увидеть со стороны как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Перед знакомством с правом на образование, мы задали детям вопрос: “В какой бы школе, и с каким учителем, вы хотели бы учиться?”. Получив ответы, я сделала для детей игру, которую назвала “Школа моей мечты”. Для детей были нарисованы шаблоны школ в виде ракет, замков, автомобилей, а учителя представлены в виде принцесс, космонавтов. С интересом и удовольствием дети обыгрывали каждый свою школу, рассказывая, чему их там будут учить. Правовое воспитание детей невозможно без свободного доступа к играм, игрушкам, атрибутам, пособиям. В данном случае мы не только решали задачу воспитания самостоятельности у детей, умения без посторонней помощи использовать необходимые для деятельности пособия, игрушки, но и способствовали реализации права ребёнка на уважительное отношение к себе. Наличие в группе и свободное использование атрибутов к таким сюжетно – ролевым играм, как “Семья”, “Аэропорт”, “Пожарная часть”, “Путешествие”, “Экскурсия” и т. п. содействуют закреплению в самостоятельной деятельности детей представлений о праве иметь имя, семью, путешествовать по своей родине и в другие страны, представлений о системе общественного устройства, правилах безопасного поведения. Назначение среды гражданско - правовой направленности в группе дошкольного учреждения заключается в трансляции детям не только определённых нравственно – правовых сведений, но ив предоставлении им возможности закрепить навыки правовой культуры. Обязательными в интерьере группы были карты, глобус, природные ландшафты регионов планеты. Этот материал способствует осознанию детьми многочисленности и многообразия проживания народностей на планете, знакомит их с основными расами и национальности на Земле, их социокультурными особенностями, вероисповеданием, равными правами и свободами людей разных национальностей.
Следующим правилом организации предметной среды в группе стало экспонирование личных вещей, семейных фотографий и продуктов изобразительной деятельности. Каждая работа ребёнка имела право экспонироваться на выставку и вернисажах, которые организовывались в холлам и вестибюлях ДОУ. При этом учитывалось желание самого ребёнка показать свою работу окружающим.
Работа с родителями:
Для решения поставленных задач мы организовали работу не только с детьми, но и с родителями, потому что повышение уровня правовой культуры родителей является важным условием успешной работы с детьми. Для изучения отношения родителей к проблеме формирования у дошкольников основ правовой культуры мы провели анкетирование.
Проанализировав ответы родителей, мы пришли к выводу, что родители слышали о Конвенции по правам детей, но что это за документ, о каких правах детей там идет речь, никогда не задумывались. О существовании Семейного кодекса РФ большинство родителей ничего не знают. Среди своих прав и обязанностей родители выделили заботу о здоровье и образовании ребенка. Большинство родителей считает, что права детей в семье не нарушаются, и высказали сомнение, а надо ли знакомить детей с правами, и не лучше бы было начать с обязанностей? Но, что хочется особо отметить, это заинтересованность родителей темой работы и желанием побольше узнать о правах детей.
Перед мной по правовому просвещению родителей стоят следующие задачи:
• Повысить уровень правовой культуры родителей, совместно изучать основные положения Конвенции о правах ребенка нормативные акты.
• Формировать индивидуальную родительскую позицию, стиль гуманных взаимоотношений с детьми.
• Вовлекать родителей в процесс воспитания и развития детей, в жизнь ДОУ.
• Пополнять копилку практического и наглядного материала по социально-правовому воспитанию детей и правовому просвещению родителей.
В работе с родителями я использовала разнообразные формы : тестирование, анкетирование, совместные праздники, педагогические дискуссии, информационно-наглядную работу и т. д.
Родителям было предложено ответить на вопросы анкет: «Какой вы родитель?», «Уголок ребёнка дома», «О наказании» с целью выявления нарушения прав детей в семье.
Оформлен наглядно-информационный стенд «Ребёнок и его права», в котором размещены нормативно правовые документы по охране прав детства.
На совместной встрече родителей, детей, педагогов (родительском собрании, родители имели возможность познакомиться с историей создания Конвенции ООН о правах ребёнка, с нормативно-правовыми документами по охране детства, обсудить сложные педагогические ситуации, поделиться опытом семейного воспитания. Также здесь был затронут вопрос о необходимости наказания в процессе воспитания детей, о формах наказания, ознакомились с «Семью правилами для всех» известного российского психолога Александра Леви. Так же заслушали аудиозапись мнений самих детей по этому поводу. Дети отвечали на вопросы о том, как часто их наказывают, за что, что они испытывают, будут ли они наказывать своих детей, когда будут мамами и папами. Для ознакомления и внедрения в семейную практику родителям было предложено поработать со сказкой (в каждом литературном произведении можно найти правовой аспект, рисунки детей по теме).
Были даны домашние творческие задания родителям на тему: «Домашние обязанности вашего ребёнка», «Генологическое древо семьи», сочинение «Мой ребёнок».
Основные задачи в формировании основ правовой культуры могут быть решены с помощью метода проектов, когда дети заинтересованы темой, принимают непосредственное участие в обсуждении, планировании, проведении исследований совместно с родителями. В свою очередь, воспитатель, сообщая детям новые сведения, рекомендует различные материалы, имеет возможность направлять работу в нужное русло. Родители тоже принимают активное участие в работе над проектом, так как видят положительные результаты. Работа по созданию генеалогическое древо семьи «Твои корни, малыш», по словам родителей, подарила много радости и удовольствия от общения со своими детьми и другими членами семьи. Родители сами захотели больше узнать о своих родственных «корнях». «Верим, что именно наш ребенок станет веточкой, которая будет развиваться, укрепляться, неся мир, добро и процветание нашему семейному древу. Ведь народная мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего». Родители, сделали вместе с детьми альбомы с фотографиями и рисунками «Я и моя семья», а при создании генеалогического древа семьи, дети знакомились со своей семьей, со своими предками. Для систематического информирования о жизни детей в детском саду и поддержания контакта с семьей организованы стенды и папки-передвижки. В фойе детского сада оформили стенд «Мои права», в группах папки-передвижки по теме: «Сказки о правах ребенка», «Правила поощрения и наказания»; «Игры на формирование правовой культуры»; «Памятка по созданию благоприятной семейной атмосферы» и др.
Помещаем в родительские уголки письменные консультации и памятки: «Как нельзя поступать с ребенком»; «Как найти подход к протестующему ребенку»; «Искусство быть родителем»; «Как нельзя ругать ребенка» и др.
Основные формы и методы работы по повышению их педагогических и правовых знаний могут быть разными: от индивидуальных бесед до общих родительских собраний.
Использовались индивидуальные формы работы с родителями (беседы, консультации, посещение семей, поручения родителям и др.)
Чтобы успешно решать вопросы правового образования родителей, был проведен мастер-класс на тему: «Защита прав и достоинства детей» целью которого было: формировать у родителей положительного к своему ребенку, познакомить с новыми формами работы по защите прав детей.
Так же мы делаем упор на проведение совместных мероприятий, способствующих сотрудничеству ДОУ и родителей, обеспечивающих повышение их правовых знаний. Фантазию, выдумку, артистические способности проявляют родители при проведении совместных праздников, спортивных соревнований, где они и их дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. А так же, организовывались выставки поделок, сделанных совместно с детьми («Новогодняя красавица», «Осенний калейдоскоп» и др.).
Постепенно родители станут полноправными участниками образовательного процесса. Родители будут принимать активное участие в создании предметно-развивающей среды. Вся выше перечисленная работа помогла мне в итоге решить следующие задачи:
• установить доверительные отношения с семьями детей, что дает достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье.
• оказывать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой.
• Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду.
• Дети комфортно чувствуют себя дома и в детском саду.
Подводя итог, можно сказать, что работа по разъяснению информированию родителей своевременна и необходима, т. к. правовое самосознание детей должно начинаться с дошкольного детства.