Зуля Халикова
Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Публикация «Проект „Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Цель проекта
Сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта
- сформировать первичные финансовые и экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Срок реализации проекта -
Участники проекта - дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, воспитатели группы, родители (законные представители)
Продолжительность - долгосрочный
Тип проекта - Информационно-познавательный
Продукт проекта Атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Супермаркет» : деньги, чеки, бейджики
Этапы проекта
1 этап - подготовительный
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта
2 этап – основной
Реализация проектных мероприятий :
Понедельник,
• НОД «Почему взрослые работают?». Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.
• Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал». Цель: развивать представления о рекламе товара
Вторник,
• НОД «Азбука денег». Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
• Чтение произведения А. Романова «Чудеса в кошельке» Цель: раскрыть сущность понятия «деньги»
Среда,
• НОД «Семейный бюджет и расходы семьи». Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).
• Д / и «Что быстрее купят?» Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Четверг,
• НОД «Открываем супермаркет». Цель: систематизировать знания детей о разнообразии товаров. Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.
• Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек, бейджиков для с/р игры «Супермаркет»
Пятница,
• Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Цель: развивать представление о рекламе
• НОД «Юные финансисты». Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления; обобщение знаний о потребностях человека.
Понедельник,
• Демонстрация презентации «История денег» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста
• Игра «Купи другу подарок» Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Вторник,
• Чтение К. Чуковский «Муха-Цокотуха». Цель: сформировать представление о том, что не все можно купить за деньги (дружба)
• НОД «Школа банкиров». Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Среда,
• НОД «Деньги всякие нужны». Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».
• Д / и «Угадай, где продаются» Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов
Четверг,
• НОД «Музей денег». Цель: расширять представление детей о свойствах и функциях денег; систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России.
• Д / И «Кто трудится, кто играет» Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)
Пятница,
• НОД «Путешествие в страну Экономград». Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.
• Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Цель: познакомить с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов. Учить определять разницу между «хочу» и «надо».
3 этап - заключительный
Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»
Предполагаемые результаты
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Заключение
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневались, сможет ли воспитаннник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Список литературы
Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.
Интернет ресурсы
https://dohcolonoc.ru/
https://e.stvospitatel.ru/