Екатерина Филатова
Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности-всё избежать,
а где надо – на помощь позвать!»
Вид проекта : познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Место проведения: МБДОУ №31»Родничок»
Сроки реализации: 1 год (2019-2020 уч. гг.)
Этапы реализации проекта :
Публикация «Проект „Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей 5–6 лет“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
1- подготовительный (сентябрь 2019-ноябрь2019)
2 -практический (декабрь2019 - март2020)
3-аналитико - обобщающий (апрель- май 2020).
Актуальность.
Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве. В наше время происходит много ДТП с участием детей дошкольного возраста. Поэтому важно научить безопасному поведению дошкольника на дороге и в быту, на улице, в природе. Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. В связи с этим у меня актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.
Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте.
Цель проекта :
Формирование и систематизацию у детей, осознанного выполнения общепринятых норм и правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях повседневной жизни, стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение.
Задачи:
1. Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Создать предметно-развивающую среду, направленную на формирование основ безопасности.
3. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме и систематизировать методическое сопровождение проекта.
4. Определить методы и формы работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
5. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
6. Определить целесообразность данного проекта.
Новизна: заключается в том, что показан путь адаптации федеральной программы «Безопасность» к требованиям ФГОС и условиям конкретного дошкольного учреждения, чётко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения осуществляется через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.
Практическая значимость:
- Внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ;
- В обогащении предметно - развивающей среды по ФЭМП дошкольников;
- В обобщении и распространении опыта работы.
Ожидаемые результаты:
осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
знание правил безопасного поведения на улицах города.
умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Этапы реализации проекта :
Реализация проекта включает в себя три этапа: прогностический, деятельный(4 блока, аналитико-рефлексивный.
1этап — Прогностический (сентябрь 2019-ноябрь2019)
- изучение нормативно-правовых основ, научной и методической литературы по вопросам основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, выявление уровня родительской компетентности.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми и их родителям;
Создание необходимых условий для реализации проекта;
Пополнение РППС;
Разработка конспектов НОД, бесед, досугов, викторин, развлечений;
Создание альбомов по безопасности;
Создание картотеки дидактических игр по ознакомлению детей с основами безопасности;
Создание картотек подвижных игр по ОБЖ, загадок;
Разработка и использование электронных презентаций;
Создание дидактических игр с использованием ИКТ;
Создание настольного макета, моделирующий улицы и дороги, светофор, пешеходный переход;
Создание лэпбука «ПДД».
2 этап — Деятельный этап (декабрь2019 - март2020)
Проведение серии мероприятий, направленных на формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста:
Формирование основ безопасности у старших дошкольников представлено в проекте в виде четырех разделов:
1 раздел «Безопасность на природе»
2 раздел «Личная безопасность. Опасности в доме»
3 раздел «Пожарная безопасность»
4 раздел «Безопасная дорога».
1 раздел «Безопасность на природе».
Для ознакомления детей с правилами поведения в природе мы беседовали с детьми на темы «Съедобные и не съедобные грибы», «Лекарственные растения» и др.
В играх-тренингах закреплялось представление: о правила поведения на воде, встрече с насекомыми. Рассматривались потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх с бездомными животными, ребята учились мерам предосторожности с незнакомыми растениями и насекомыми и т. д. Просматривая презентацию «Природа и человек», дети познакомились с правилами поведения в природе, после просмотра самостоятельно смогли сделать выводы о том, что нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях, мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых. Ребята с огромным интересом высказывали предположения, свою точку зрения, рассуждали в занятиях «Путешествие в лесу, закрепили правила поведения в лесу, знания о диких животных о том, что каждое животное приносит пользу. На занятие «Умеешь ли ты обращаться с животными?» ребята получили знания о правилах поведения с домашними животными; учились понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться. На занятие «Безопасность на природе», я объясняла детям правила безопасного поведения во время грозы, молнии, во время пожара в лесу.
В своей деятельности в данном направлении я использовала следующие формы и методы работы :
• Беседы: «Съедобные и не съедобные грибы, ягоды», «Лекарственные растения», «Гололед», «Осторожно сосульки», «Безопасность на воде».
• Чтение «Стихи по обучению детей безопасному поведению в природе» С. В. Бурдина, «Как Стобед улитку проглотил», загадывание загадок, чтение поговорок.
• Рассматривание альбома «Уроки безопасности», «Безопасность на льду», «Безопасность на улице».
• Рассматривание плаката «Правила поведения на природе», «Безопасность детей в лесу», иллюстрации «Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения».
• Просмотр презентации «Безопасность на воде», «Природа и человек».
• Мультимедийная дидактическая игра «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды»
• «Безопасность на природе»
• «Путешествие в лесу»
• Дидактические игры: «Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения», «Собери картинку», «Добрые и плохие поступки», «Опасно – не опасно».
• Рисование «Прогулка в лес».
• Театрализованное представление по безопасному поведению в природе «Лесная история»
• Электровикторина «Правила безопасности»
• Составление рассказов по картинкам «Как мы ведем себя на природе?»
• Моделирование ситуации «Ты потерялся в лесу»
• Игровой тренинг «Правила поведения на льду»
• Досуговое мероприятие «Мы - друзья природы».
• Д/игры «Разрешается-запрещается», «Съедобно-несъедобно».
• С/р игра "Спасатели леса".
2 раздел «Личная безопасность. Опасности в доме»
В данном разделе, основой которого является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
Я проводила ознакомительные беседы по темам «Запомните, детки таблетки – не конфетки», «Скорая помощь», «Безопасность в доме» и др. Проводила НОД «Опасные предметы дома», на котором закрепила у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.
Конечно, важное место в работе с детьми занимает обучение правилам личной безопасности в разделе «Личная безопасность», дети должны иметь представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми. В беседах рассматривались и обсуждались типичные ситуации «Если ты гуляешь один», «Если чужой приходит в дом» и др., обращала внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Старалась убедить их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями, НОД «Встреча с Бармалеем!»
Вспоминались и драматизировались русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка», на примере героев этих сказок я знакомила детей с правилами безопасности. Проводились практикумы и тренинги для отработки защитных навыков поведения. Разыгрывались ситуации правильного и неправильного поведения дома, рассматривались плакаты, иллюстрации «Правила безопасности для дошкольников».
В своей деятельности в данном направлении я использовала следующие формы и методы работы :
• Беседы по сюжетным картинкам: «Опасность общения с незнакомцем, «Если я потерялся. (в магазине, на рынке, на улице)», «Домашние и бездомные животные», «Запомните, детки таблетки – не конфетки», «Безопасность в доме».
• Чтение рассказа из цикла: «Советы тётушки Совы. Когда ты дома один», рус. нар. сказки «Волк и семеро козлят»,
• «Кот, петух, лиса»
• Рассматривание альбома «Безопасность в быту», «Уроки безопасности».
• Рассматривание иллюстраций и картинок
• Просмотр презентации «Один дома».
• Просмотр видеозаписи «Аркадий Паровозов спешит на помощь»
• Интерактивные игра «Культура безопасности»
• «Опасные предметы дома»
• «Встреча с Бармалеем».
• Дидактические игры: «Правильно-неправильно», «Четвертый лишний», «Найди опасные предметы», «С чем играть нельзя».
• Игровые ситуации: «Один дома», «Незнакомец за дверью», «К тебе подошёл незнакомец».
• Рисование «Опасные предметы»
• Игры драматизации «Кот. Петух и лиса»
• Составление рассказов по картинкам «Как мы ведем себя на природе?»
• Игры с мячом «Лови – бросай, сразу отвечай», «Свой. Чужой. Знакомый».
• Моделирование ситуации «Что будет, если…», «Незнакомец за дверью»;
• Викторина «Мой безопасный дом».
• Д/игры «Чрезвычайные ситуации в доме», «Опасные ситуации»
• С/р игра «Приготовление пищи», «Семья».
• Подвижные игры
• «Гуси-лебеди».
3 раздел «Пожарная безопасность»
Целью является формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
В своей деятельности в данном направлении я использовала следующие формы и методы работы :
• Беседы по сюжетным картинкам: «Огонь бывает разный», «Профессия пожарный», «Причины пожара», «Что делать, если начался пожар?».
• Рассматривание стенда о пожарной безопасности в детском саду.
• Чтение К. Чуковский «Путаница»,
• Г. -Х. Андерсен «Сказка про спички»,
• С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом».
• Рассматривание альбома «Пожарная безопасность»
• Знакомство детей с «огненными» пословицами и поговорками (анализ их значений) :
• Просмотр презентации «Правила пожарной безопасности для детей».
• Виртуальная экскурсия в пожарную часть.
• Просмотр видеозаписи «Аркадий Паровозов спешит на помощь»
• Интерактивные игра «Культура безопасности»
• НОД «Пожарная безопасность»
• Дидактические игры: «Горит – не горит», «Разложи иллюстрации по порядку»,
• Игровые ситуации: «Пожар в доме», «Пожар», «Вызови пожарных».
• Составление творческих рассказов «Что случиться, если…», «Как я спасал куклу от пожара»
• Решение ситуационных задач «Опасные ситуации при украшении новогодней ёлки».
• Тренинг «Вызов пожарных «01», «Дыши через повязку», «Действия при пожаре» (используя игровой материал)
• Моделирование ситуации «Эвакуация при опасности возникновения пожара»
• «Что будет, если…».
• Игра драматизация: «Кошкин дом».
• КВН «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня».
• Д/игры «Чем пожар я потушу».
• С/р игра «Спасатели»,
• «Пожарные».
• Подвижные игры «Спасатели», «После пожара», «Огонь – вода».
• Конструирование:
• «Пожарная машина»,
• «Пожарный (из бросового материала)»
4 раздел «Безопасная дорога».
В разделе закреплялись и углублялись знания о правила дорожного движения, с детьми были проведены беседы «Знакомство с улицей», «Пора не пора – не ходи со двора», «Правила поведения в транспорте» и др.
В играх-тренингах закреплялось представление: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Пешеходная зона», «Островок безопасности». Рассматривались потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома, ребята учились мерам предосторожности. На занятие «Безопасность на дорогах». В игровой форме формировались знания о дорожных знаках, их классификация, назначении.
Расширила представления детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Ребята познакомились с транспортом специального назначения «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция» и др., их особыми правилами движения по улице. Через сюжетно-ролевую игру «Транспорт», закрепила понятие о правилах поведения в общественном транспорте.
Итогом работы был проведённый Досуг – викторина «Знатоки дорожных правил», участвуя в котором ребята получили массу положительных эмоций от встречи со сказочным персонажем и помогли ему.
А дидактические игры «Светофор», «Собери знак», «Дорожные знаки», «Знак заблудился» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.
В своей деятельности в данном направлении я использовала следующие формы и методы работы :
• Беседы по сюжетным картинкам: «История дорожного движения», «Знай и выполняй правила уличного движения», «Правильная дорога домой и в детский сад».
• Рассматривание альбома «Дорожные знаки», «Безопасность на дороге».
• Чтение стихотворения В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года», С. Михалков «Скверная история», С. Маршак «Милиционер».
• Просмотр презентации «Правила дорожного движения».
• Мультимедийная дидактическая игра «Знак заблудился».
• НОД «Безопасность на дорогах», Знатоки дорожных правил»
• Дидактические игры: «Я - водитель», «Подбери знак», «Найди нарушителей».
• Рисование «Осторожно, дети».
• Моделирование ситуаций с использованием макета «Город» - анализ ситуаций.
• Досуг – викторина «Знатоки дорожных правил».
• Д/игры «Опасно – не опасно», «Три сигнала светофора»
• С/р игра «Водители и пешеходы»
• Подвижные игры «Умелый пешеход», «Воробушки и автомобиль»
• Встреча с сотрудниками ГИБДД
• Показ школьниками театрального представления по ПДД «Баба Яга против правил».
Партнеры
Для полноценного осуществления проекта в образовательном процессе детского сада необходимо сотрудничество педагога с участниками образовательного процесса – родителями и педагогами. Так родители выступают основными партнерами в формировании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающем мире. Осуществляя работу с родителями, мы решаем задачи формирования у них социальной компетентности в вопросах безопасности различных социальных условиях, в незнакомых ситуациях, в привлечении их к участию в различных совместных досугах и праздниках. Поэтому особое внимание в проекте мы уделяем выбору форм и методов работы с родителями.
Используемые разнообразные формы работы позволяют эффективнее решать задачи данного проекта.
Формы работы с родителями :
- беседы, консультации,
- родительские собрания,
- открытые мероприятия, дни открытых дверей,
- анкетирование,
- семинары - практикумы, мастер – классы
-совместная проектная деятельность.
Вышеперечисленные формы работы позволяют сформировать у родителей умение вести беседы с детьми дома, доносить необходимую информацию, доступную для понимания детям.
Использование разнообразных форм работ с родителями дает возможность более интересно и разнообразно представить материал и вызвать интерес к важности соблюдения основ собственной безопасности.
Немаловажным в реализации проекта является сотрудничество в педагогами ДОУ. Применение различных форм работы с воспитателями, способствует повышению компетентности педагогов в вопросах безопасности и осуществления работы с воспитанниками в данном направлении.
Формы работы с воспитателями:
- консультации,
- открытые мероприятия,
- практикумы,
- мастер – классы,
- организационно-просветительные мероприятия.
3 этап -Аналитико - обобщающий (апрель- май 2020)
Обследование сформированности у детей основ безопасности жизнедеятельности
Обобщение и распространение успешного опыта работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей
Открытый показ НОД для педагогов «Путешествие в страну безопасности»
Анализ эффективности использования форм работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
Оценка результативности проекта :
Таким образом, эффективность работы проведенной с детьми подтверждают следующие результаты:
1. Сформированы представления и навыки безопасного поведения на улице, дома, в природе.
2. Расширен кругозор о правилах безопасного поведения;
3. Сформированы умения работать в команде сверстников, умения сотрудничать, сочувствовать и сопереживать, высказывать свои мысли
4. Развиты мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
Выводы:
Результаты диагностики показали, что у детей сформированы элементарные представления о целостной картины мира, развиты интегративные качества, усвоение программы по образовательным областям.
В детском саду создана и внедрена система работы по теме: «Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья у детей старшего возраста» в результате чего, у детей имеются знания :
-О правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-Об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;
-О необходимости соблюдения мер предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности;
-О здоровом образе жизни.
Развиты познавательные, коммуникативные и регуляторные навыки детей в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями. В результате проекта у детей :
-Повысилась личная уверенность каждого ребенка, его самореализация через проживание «ситуации успеха»;
-Дети стали внимательнее друг к другу, руководствуются не только собственными мотивами, сколько установленными нормами;
-Возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности, сформированные навыки самостоятельного творческого мышления;
Идет накопление опыта по подбору необходимой информации по данной теме. Полученный опыт позволяет избежать несчастных случаев. Дети посещают кружки по интересам, спортивные секции, бассейн - они заинтересованы в здоровом образе жизни.
Анализ взаимодействия педагогов показал:
-Повысился интерес к данной теме;
-Появилась мотивация к проведению и использованию теоретических и практических наработок по данной теме;
-Отбор грамотных приемов, которые способствовали решению данной проблемы;
-Подключение педагогов на любом этапе проектной деятельности.
В ходе совместной деятельности продолжают развиваться детско-родительские отношения. Ребенок стал интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое уже в знакомых ситуациях: как правильно и безопасно развести на отдыхе костер, как оказать первую помощь при получении травмы. Родители понимают необходимость участия в проектной деятельности, в экскурсиях, походах и др. мероприятиях ДОУ. С помощью родителей созданы проекты, макеты, творческие выставки домашние копилки по сбору информации по безопасности.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что сегодня мы имеем следующий результат:
В ДОУ организована, система работы по формированию элементарных основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
- Педагоги совместно осуществляют воспитательно-образовательный процесс по данному направлению.
- Родители вовлечены в воспитательно-образовательную деятельность.
- У детей развиваются основы безопасности жизнедеятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.. Основы безопасности детей дошкольного возраста-- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007г.
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников; Мозаика -Синтез 2015г.
3. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ; - М. :ТЦ Сфера, 2006.- 64с.
4. Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью»; - М. :ТЦ Сфера, Педагогика, 2015. – 130с.
5. Тимофеева Л. Л. «Организационно-методическая работа по формированию культуры безопасности».// Дошкольная педагогика. – 2013г.
6. Григорович Л. А. Опасные ситуации в жизни детей (продолжение) / Л. А. Григорович // Дошкольное воспитание
7. Мартынов С. М. "Здоровье ребенка в ваших руках».
8. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская. — М. : Просвещение, 2004. — 94 с.
9. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / М. : Педагогическое общество России, 2005.
10. В. А. Добрякова «Три сигнала светофора». Дидактические игры, сценарии досуга. Кн. Для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская; Сост. Т. Ф. Саулина. – М. : Просвещение. 2008.
11. Боровлева А. Пожарная безопасность//Дошкольное воспитание. 2007.№4. с. 114.
12. Лукина Л. И Безопасность дошкольного образовательного учреждения. Управление ДОУ, Москва, 2007 год.
13. Малюшкина. Е. А. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Романовой, А. Б. - М. ,2009.
14. Горина Л. Н. Моделирование системы безопасности жизнедеятельности человека в образовательном процессе. [Текст] / Л. Н. Горина, А. А. Ковалева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010
15. Ушинский К. Д. Страх и смелость // Ушинский К. Д. Избр. Пед. Соч. : В 2 т. М. : Педагогика, 1974.
16. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. - М. ,2009.