Оксана Терещенко
Консультация для воспитателей детского сада «Выразительные средства детского рисунка»
Консультация для воспитателей детского сада
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕТСКОГО РИСУНКА
1) линия
Первые средства, которые открывает для себя ребёнок, лежат как в орудиях изобразительной деятельности, так и в самих спонтанных каракулях ребёнка.
Каракули продолжают существовать в рисунках детей всех возрастов в переработанном и трансформированном виде (волосы – зигзаги и спирали, мех – удлиненные штрихи, румянец – окружности).
Публикация «Консультация для воспитателей детского сада „Выразительные средства детского рисунка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Тщательность проведения изображающей линии – выражение отношения к изображаемому:
- красивое – с максимальным старанием (сложная, выразительная линия, меняет толщину линии)
- некрасивое – нарочито небрежно (простая проволочная линия – одинаковая толщина).
2) цвет
В 3-4 года красивое изображается яркими, чистыми красками, преимущество отдается желтой, оранжевой, красной, голубой, изумрудно-зелёной. Части дети выбирают для раскраски изображаемого предмета цвет, не соответствующий натуре («неподражательный цвет»). Иногда изображаемый предмет раскрашивается сразу несколькими яркими красками (у самолёта одно крыло красное, другое – синее, хвост – жёлтый). Типичны рисунки, где изображения закрашены сплошь разноцветными полосами и точками.
- красивое – цвет тёплый, локальный, чистый, разнообразное сочетание цвета.
- некрасивое – небрежно, закрашивается чёрной, коричневой, синей краской.
С 4-5 лет решение красиво – некрасиво идё т двумя противоположными путями:
с 4-5 лет до подросткового возраста решают тему красивого и некрасивого исключительно цветом.
- красивое – тёплый цвет (жёлтый медведь)
- некрасиво – холодный, небрежно (для ребёнка не важен действительный цвет реального предмета) – чёрный тигр, тёмно-синяя баба-яга.
Неподражательный цвет используется в рисунках двух типов :
1тип – рисунок в виде схемы или иконического изображения.
2 тип - беспредметные рисунки в виде цветовой композиции (пятна, полосы, диффузные пятна).
Во 2 типе самое красивое – тёплые, чистые цвета, рисунок ритмичен, круговые направления («чистый воздух, ветерок, хорошее настроение»).
Самое некрасивое – грязные пятна, сделанные путём смешения разных красок. («грязь, пурга, гроза, каляки-маляки»).
Красный волк – хороший волчок, бедненький, которому страшно в лесу, где много охотников.
Серый волк – зубами щёлк – страшный и опасный.
Переходя на реальную передачу цвета изображаемого предмета, ребёнок увеличивает яркость любимых цветов – ярко-красный румянец, более зеленая трава (банты, платья, украшения - яркие). При передаче некрасивого ребёнок может наделить этот предмет нереальным цветом.
Ребёнок положительно оценивает рисунок, если в нем есть соответствие цвета реальному цвету предмета.
Часто дети, усвоив значение цвета, и пользуясь в рисунках реальными цветами предметов сбиваются на произвольную раскраску.
Присвоение значение цвета как признака предмета происходит в процессе практического воспитания.
3) орнаментация.
- красивое – часто украшается орнаментом. Красота часто связана с симметрией (уравновешенность, согласованность, которая прослеживается в орнаменте.
- некрасивое – никогда не украшается.
симметричные композиции.
4) гиперболизация качеств или отдельных элементов изображения.
Используется для усиления впечатлений (у плачущего – поток слёз, замарашка вся в грязи).
Дошкольники часто преувеличивают части тела, чего школьники уже не делают. (Волк хочет съесть зайца – пасть у волка превосходит намного размеры зайца).
5) использование символики (совокупность условных знаков). Часто дети используют пунктирные линии, стрелки, точки, рисуют бомбы, свастику, сердце, голубя.