Наталья Потапова
Проект «Фабрика игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Вид проекта : Творческо - исследовательский
Продолжительность проекта : Долгосрочный.
Участники проекта : Дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты.
Тематическое поле: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность темы: Игрушка всегда была рядом с человеком. Она - один из самых давних видов декоративно - прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Игрушку любят и дети, и взрослые. Для детей она забава, игра; для взрослых возможность перенестись в мир детства. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка.
Публикация «Проект „Фабрика игрушки“» размещена в разделах
Игрушка, которую ребенок сделал с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно привлекательна для него, дорога.
Изготовление игрушки – полезное занятие для детского ума и маленьких ручек. Оно развивает мелкую моторику рук, которая напрямую влияет на формирование головного мозга и становления устной речи ребёнка, а также развивает усидчивость, старательность и терпение, которые являются необходимыми качествами для успешной учёбы. Изготовление игрушки, формирует пространственное мышление, подготавливает ребёнка к лучшему пониманию стереометрии, с которой дети сталкиваются уже в начальной школе. Тренировка тонких движений пальцев помогает решить многие логопедические проблемы.
Цель проекта : Формирование умения самостоятельно создавать игровое пространство.
Задачи проекта :
• обогатить познавательный опыт детей;
• сформировать систему знаний детей об изготовлении мягкой игрушки;
• знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнамента;
• показать связь между орнаментом и формой украшаемого изделия;
• развивать у детей нетрадиционное решение;
• развивать чувство формы, ритма, композиции;
• совершенствовать трудовые навыки детей;
• закреплять умение рисовать декоративные элементы;
• формирование адекватной полу модели поведения;
• сформировать чувство уважение к своему труду и труду товарищей;
• развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;
Предполагаемый результат:
• дети должны познакомиться с материалами и инструментами для изготовления игрушек, у них должны выработаться умения и навыки их практического использования;
• дети получат первоначальные навыки изготовления игрушек из разных материалов;
• использование детьми результатов своей деятельности в качестве украшения, сувенира;
• широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь ДОУ;
• повышения уровня развития эстетического вкуса у детей;
• Дети будут иметь представление об изготовлении игрушки;
• Приобретут практические умения и навыки по работе с различными изобразительными материалами;
• У детей разовьётся художественный вкус, они научаться видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления.
• Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством;
• Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Предварительная работа:
• Девочки осваивали простейшие швы,
работали с трафаретом и выкройкой,
знакомились с декоративной росписью,
освоили технику работы акварельными красками,
научились работать контуром;
• Мальчики знакомились со слесарными инструментами,
знакомились со свойствами древесины;
• Дети знакомились со свойствами глины.
Обеспечение проектной деятельности :
Методическое:
• О. А. Соломенникова «Радость творчества»;
• А. Н. Малышева «Работа с тканью»;
• В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников»;
• Т. А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»;
• С. Р. Николаева «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками»;
• Н. Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»;
• В. С. Горичева «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина»;
• Э. К. Гульянц «Учите детей мастерить»;
• Материалы Интернета.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
• Материал: бязь белая, нитки мулине, доски, гвозди, наждачная бумага, глина;
• Инструменты: иголки, выкройки, простые карандаши, ножницы, лекала, синтепон, пассатижи, молотки, стеки, губки, водно–масленый раствор ;
• Художественные материалы: акварельные краски, кисти, контур;
• Образцы мягких игрушек;
• Образцы игрушек из дерева;
• Образцы игрушек из глины;
• Подбор книг, альбомов с различными видами росписи;
Продукт проектной деятельности :
• Изготовление и роспись игрушки для малышей;
• Оснащение РППС младших групп;
• Оформление технологических карт по изготовлению игрушек.
Этапы проведения и реализации проекта :
1. Информационно-накопительный:
• Изучение интереса детей для определения целей проекта.
• Подбор методической литературы, литературы для детей, материально-технических ресурсов.
• Работа со специалистами.
Проблематизация:
У Максима младший брат начал ходить в детский сад. Воспитатель рассказывает о том, что маленькие ребята в детском саду первое время часто плачут и скучают по своим близким.
2. Организационно-практический:
Целеполагание:
Дети, обсудив услышанное решили, что им необходимо утешить и развеселить малышей. Дети сами изготовят и подарят ребятам игрушки.
3. Планирование:
В ходе обсуждения дети вместе с воспитателем планируют, что именно можно сделать:
1. Разделиться на две группы (группа мальчиков и группа девочек);
2. Необходимо изготовить для малышей игрушки (из ткани, дерева, глины, предварительно изучив и исследовав способы изготовления.
3. Показать представление, используя сделанные игрушки.
4. Формы и методы реализации проекта :
Социально-коммуникативное развитие.
Игровая деятельность:
• Оформление центров игровой деятельности игрушками и атрибутами по теме.
• Сюжетно – ролевые игры: «Мастерская», «Ярмарка»
• Дидактические игры: «Что изменилось?», «Из чего сделаны», «Четвёртый лишний», «Подбери узор», «Путаница», «Узнай по описанию»;
• Словесная игра: «Узнай по описанию».
Коммуникативная деятельность:
• Беседа «История появления мягкой игрушки»;
• Беседа «Значение игрушки в жизни человека»;
• Рассматривание альбомов «Игрушки из глины», «Игрушки из дерева», «Мягкие игрушки»;
• Составление алгоритма «Как рождается игрушка»;
• Составление и отгадывание загадок по теме;
• Беседы об игрушках.
Художественно-эстетическое развитие.
Продуктивная деятельность:
Рисование:
• Рассматривание альбомов с различными видами игрушек;
• Работа в альбомах-тренажёрах «Декоративные узоры»;
• Рисование «Моя любимая игрушка»;
• Рисование узоров на полосе для украшения игрушки;
• Роспись изготовленных игрушек.
Лепка:
• «Глиняная свистулька»;
• Внесение различных дополнительных материалов для самостоятельной творческой деятельности.
Аппликация:
• выкладывание орнамента из листьев и семян растений;
• Внесение лоскутков ткани для подбора цветовой гаммы для аппликации.
Музыкальная деятельность:
Слушанье произведений, выполнение движений под музыку:
• «Кукла» Музыка М. Старокадомского. Слова О. Высотской.
• «Лошадка» Музыка Е. Тиличеевой. Слова Н. Френкель.
• «Ожившая кукла» Музыка В. Шаинского. Слова С. Алиханова.
• «Солдатик» Музыка Г. Куриной. Слова М. Карема.
• «Танец с куклами» Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой.
• «Машенька – Маша» Музыка и слова С. Невельштейн. Обработка В. Герчик.
• «Барабанщик» Музыка М. Красева, слова М. Чарной, Н. Найдёновой
• «Весёлый паровоз» Музыка З. Компанейца. Слова О. Высоцкой
• «На качелях» Музыка И. Васильевой. Слова Н. Метеличенко
• «Марш игрушечных солдатиков» Музыка И. Васильевой. Слова Н. Метеличенко
• «Весёлые матрёшки» Музыка Ю. Слонова. Слова Л. Некрасовой.
Восприятие художественной литературы:
• Чтение и заучивание:
- «Дай игрушку…»;
- «Зайка весело живёт…»;
- «Зайка – кроха»;
- «Мишка»;
- «Из цветной пушистой байки…»;
- «По волнам…»;
- «Раз сказали мне ребята…»;
- «Мой самолётик…»;
- «Целый день…»;
- «У меня живут два гнома…».
(Смотреть приложение).
• Внесение в книжный уголок иллюстраций к произведениям;
• Подбор в уголке театрализованной деятельности атрибутов для презентации своих игрушек.
Конструирование из разного материала:
• Конструирование из бросового материала;
• Работа в мастерских по изготовлению продуктов детского творчества;
• Изготовление детьми игрушек для малышей.
Познавательное развитие.
Познавательно – исследовательская деятельность:
• Рассматривание игрушек, определение этапов работы;
• Подбор материалов и инструментов, необходимых для работы;
• Знакомство с процессом изготовления игрушек, выполненных из разных материалов;
• Опыты с деревом:
1. Нагревание деревянной ложки в горячей воде.
Вывод: дерево плохо нагревается.
2. Опускание деревянных брусков в таз с водой.
( Вывод: дерево хорошо плавает, но при длительном нахождении в воде, намокает и тонет).
Цель:
Выявить свойства и качества этого материала.
• Опыты с воздухом:
1. Слушать звуки, издаваемые сдувающимся надувным шариком.
2. Слушать звуки, издаваемые поднимающимся на поверхность из воды воздухом.
(стакан с водой и трубочка).
• Исследование материала: глины и дерева.
Цель:
Учить детей сравнивать качества глины с качествами дерева (вес, цвет, прочность).
Поведение в воде (дерево плавает, глина - тонет).
• Исследование материала: глины.
Цель:
Показать детям приём «превращения» твёрдой глины в мягкую и наоборот.
• Исследование ткани и бумаги.
Цель:
Продолжать учить детей сравнивать, выявлять свойства и качества материалов.
5. Презентационно-завершающий:
• Развлечение для детей младшей группы с презентацией своих игрушек «Представление игрушек»;
• Создание фоторепортажа по проекту;
• Оценка этапов реализации проекта.
6. Контрольно-рефлексивный:
• Подведение итогов.
• Беседа с детьми о том чему они научились и как они достигли поставленных целей.
Заключение: В данном педагогическом проекте представлена система работы по изготовлению игрушек, изготовленных из разных материалов. В результате реализации проекта :
• дети получили представление о игрушках : о материале, из которого она изготавливается (ткань, синтепон, нитки, глина, дерево, об игровых действиях, которые можно совершить с ней;
• знают и показывают приёмы изготовления игрушки;
• имеют простейшие представления о значении игрушки в жизни «маленького человека»;
• дети познакомились с материалами и инструментами для изготовления различных видов игрушек, у них выработались умения и навыки их практического использования;
• использование детьми результатов своей деятельности в качестве украшения, сувенира, создания игрового пространства;
• широкое включение выполненных детьми игрушек в жизнь ДОУ;