Ирина Бакаева
Проект «Есть у нас огород, для борща там все растет»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №241» г. Ярославля
Проект «Есть у нас огород-для борща там все растет» (младшая группа).
Составила: воспитатель Бакаева И. В.
Проект «Есть у нас огород- для борща там все растет» направлен на расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на участке детского сада.
Тип проекта : Познавательно – исследовательский
Вид проекта : групповой.
Публикация «Проект „Есть у нас огород, для борща там все растет“» размещена в разделах
Сроки реализации: с 1июня – 1 октября (средней продолжительности).
Участники: воспитатели, дети младшей группы, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Актуальность: Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников. Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Цель: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей, привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода.
Задачи:
- Формировать представления об огородных работах, проводимых в летний период в саду и огороде.
- Расширять представление детей о жизни растений.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
- Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
- Участвовать в посильной практической деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
-Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
- Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
-Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
-Получение знаний детей о жизни растений.
-Создание необходимых условий для наблюдений за жизнью растений и возможность ухаживать за ними.
-Развитие познавательного интереса у детей, любознательности, коммуникативных навыков.
-Развитие умения правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
-Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».
-Гербарий «Строение растения.
-Сбор урожая.
-Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
-Выставка «Что нам осень принесла»
Этапы реализации проекта :
1. Организационно- подготовительный:
- Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями, специалистами;
- подбор необходимого материала для создания огорода;
- выявление знаний детей о жизни растений;
- составление перспективного плана.
2. Рефлексивно диагностический:
-Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
3. Практический:
- Беседа: «Насекомые помощники»;
- рассматривание семян растений;
- наблюдение за рассадой;
-наблюдение за ростом и развитием растения.
Социализация:
Д/и «Собери растение», «Что за чем».
Сюжетно-ролевые игры - «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».
Коммуникативная деятельность: составление рассказа «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц и поговорок о труде.
Чтение: Я. Тувим «Овощи», С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», Н. Носов «Про репку», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
Труд: Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, индивидуальные трудовые поручения.
Продуктивная деятельность: аппликация, рисование, лепка овощей.
Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».
Здоровье: «О пользе овощей»(беседа).
4. Заключительный:
Оформление материалов проекта :
- Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».
- Гербарий «Строение растения».
- Сбор урожая.
- Выставка «Что нам осень принесла.
Содержание работы в процессе реализации проекта :
1. Содержание труда на огороде :
Осуществление вторичной перекопку земли,
Посев семян растений,
Высаживание рассады овощей,
Полив,
Рыхление земли,
Прополка,
Пасынкование,
Сбор урожая,
Подготовка огорода к зиме.
2. Содержание наблюдений и экспериментов:
Наблюдение за ростом и развитием растений,
Определение по внешнему виду растения, в каких условиях оно нуждается,
Рассматривание разных частей растения : стебель, листья, цветки, плоды, корни,
Сравнение плодов разных культур.
Формы организации:
Труд детей на огороде был организован в виде индивидуальных поручений.
Правила организации огорода :
Для того, чтобы создать огород в детском саду, необходимо определить на территории детского сада место, которое бы находилось на освещённом пространстве. Огород в детском саду имеет свои особенности планировки.
На размер огорода в детском саду влияют местные условия расположения детского сада. Но, желательно, чтобы на каждого ребёнка приходилось не менее 0,5 м огорода.
Для того чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины грядки, не следует делать ширину грядки более чем шестьдесят сантиметров. Длина одной грядки приблизительно около трёх метров. В нашем огороде были грядки были сделаны в виде небольших квадратных колодцев.
Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Между грядками оставляют расстояние шириной пятьдесят сантиметров — чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.
Огород в детском саду должен иметь и главную дорожку шириной не менее одного метра, благодаря которой дети смогут пройти к грядкам, а воспитатель сможет провести организованную образовательную деятельность и наблюдения.
Образовательная деятельность:
1. Беседы:
1. Овощи.
2. Про морковку.
3. Гороховая каша.
4. Кукурузная каша.
6. Азбука здорового питания.
7. Огород и поле».
Дидактические игры:
1. Кто найдёт больше отличий.
2. Найди пару.
3. Чей хвост.
4. Во саду ли, в огороде.
5. Найди пару: насекомые.
6. Найди пару: Фрукты. Овощи. Ягоды. Грибы.
Вывод:
Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, конечно, самым главным нашим достижением стал сбор урожая: дети собирали картофель, помидоры, тыкву.
В результате все испытали большое удовольствие, а у детей появилась уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные
Челны,2009.
4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
5. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за разные года.
6. Интернет-ресурсы.