Старцева Ирина
Проект «Если хочешь быть здоровым» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. О проблемах здоровья говорят все больше и больше, а здоровых детей год от года становится все меньше.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических. Формирование осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов и родителей. Ведь не секрет, что благоприятные условия развития, обучения, и воспитания ребёнка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребёнка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа её национальной безопасности.
Публикация «Проект „Если хочешь быть здоровым“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
И забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей, помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое, социальное и эмоциональное благополучие. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать.
Специально организованная досуговая деятельность в ДОУ является эффективным средством формирования здоровья и выработки правильных привычек дошкольников.
Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости и других качеств сильной личности. Беседы, игры по теме, применение здоровьесберегающих технологий помогают сформировать предпосылки к здоровому образу жизни. Продуктивная деятельность помогает детям отобразить свои впечатления.
Понимая важность этой проблемы, мы решили реализовать проект по здоровьесбережению «Если хочешь быть здоровым!»
Тип проекта : краткосрочный
Вид проекта : групповой, информационный, практико-ориентированный.
Время реализации проекта : февраль –март 2019г.
Участники проекта : воспитатели, педагоги ДОУ, дети старшей группы, родители.
Цель проекта :
Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи проекта :
1. Формирование положительного отношения к физической культуре.
2. Формирование элементарных знаний в области гигиены, медицины, физкультуры.
3. Формирование у детей необходимых двигательных навыков и умений,
способствующих укреплению здоровья.
4. С помощью физических упражнений способствовать проявлению смелости, выносливости, терпения и уверенности в себе.
5. Создать условия для проявления положительных эмоций.
6. Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка через вовлечение их в совместную деятельность.
Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Формы работы с детьми:
1. Занятия познавательного цикла, физкультурные, чтение худ литературы.
2. Занятия продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
3. Беседы.
4. Оздоровительные процедуры : пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, игровой самомассаж, гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья».
5. Игровая деятельность: подвижные, дидактические, сюжетные, народные игры.
6. Просмотр презентации;
7. Рассматривание картинок по теме «ЗОЖ»;
8. Экскурсии
Формы работы с родителями:
1. Консультация.
2. Беседа.
3. Анкетирование: «Растем здоровыми»
4. Творческий конкурс семейных работ.
5. Участие в создании стенгазеты, в оформлении выставки.
6. Масстер-класс: «Нетрадиционное оборудование по физическому развитию дошкольников»
7. Изготовление пособий.
8. Презентации: «Здоровый образ жизни моей семьи»
8. Приглашение родителей на итоговое мероприятие: «Азбука здоровья»
Ожидаемый результат:
1. У детей сформируются необходимые двигательные навыки и умения,
способствующие укреплению здоровья.
2. С помощью физических упражнений у детей сформируются такие качества: смелость, выносливость, терпение и уверенность в себе.
3. Расширят знания о причинах болезней,о здоровом образе жизни.
4. Создание активной позиции родителей в совместной двигательной
деятельности с детьми.
5. Повысится заинтересованность родителей в укреплении здоровья детей.
6. Расширятся и обогатятся представления детей о витаминах, их роли в жизни человека.
7. Дети осознанно будут следить за своим здоровьем.
Материально-технические ресурсы:
-рассказы, сказки, былины, картинки;
- аудио, видеоматериалы, обучающая презентация;
- телевизор;
-компьютер;
- костюмы для праздника, развлечения;
- пособия для разных видов спортивной деятельности
«Дорожка Здоровья», «Строение тела человека» «Классики», спортивный инвентарь д/с.
Этапы реализации проекта :
1 этап- подготовительный:
- изучение методической литературы;
- составление плана деятельности;
- сотрудничество с родителями;
- подбор литературных произведений для детей;
- подготовка цикла бесед, консультации о здоровье, спорте.
II этап - практический
Для успешной реализации задач проекта необходимо :
Оздоровительные мероприятия (ежедневно) :
- утренняя гимнастика;
- дыхательная, гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика – побудка;
- подвижные и спортивные игры;
- пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм;
- прогулки;
- физминутки.
Профилактические мероприятия :
- профилактика плоскостопия (хождение по дорожкам «Здоровье», лукотерапия;
Подвижные игры:
1-П/и «Мой веселый звонкий мяч»,
2- «Коршун и наседка»,
3- «Перемени предмет»,
4- «Кто быстрее?»
5-П/и «Собери урожай»
6-Народные п/и «Золотые ворота»,
«Гуси – лебеди», «Гори – гори ясно».
7-Дыхательная гимнастика
8- Пальчиковые игры
Познавательные мероприятия:
1. Экскурсии : «В медицинский кабинет», «В пищеблок», «В аптеку».
2. Встреча с врачом.
.Встреча воспитанников группы со спортсменами хоккейной команды «»
3. Сюжетно – ролевые игры: «Больничка», «Аптека», «Спортивная семья» и другие;
4. Дидактические игры :«Витамины на тарелке», «Что лишнее?», «Доскажи словечко», «Вредно-полезно», «Продолжи фразу», «Кому что нужно?», «Кто скажет больше слов о мяче (клюшке, лыжах, велосипеде и т. д.)» ,«Откуда продукты к нам на стол пришли?», «Вредно – полезно», «Съедобное – несъедобное», «Дары природы», «Найди свой овощ» «Сказочка – указочка».
5. Беседы с детьми : «Что такое здоровье», «Мое тело» ,«Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!», «Что такое личная гигиена», «Здоровые зубы-здоровью любы» ,«Скелет-наша опора», «Глаза-главные помощники», «Чтобы уши слышали», «Правила поведения во время еды», Полезная пища». Загадывание загадок про части тела.
6. Загадки и пословицы о спорте, об овощах и фруктах
7. Работа в спортивном уголке:
-Рассматривание альбома «Виды спорта».
-Рассматривание иллюстраций: «Тело человека», «Органы человека».
8. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит». С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Как Саша сама себя вылечила», А. Барто «Девочка чумазая».
Чтение пьесы «О пользе витаминов».
9. Конкурс чтецов стихотворений о спорте: «Физкультура и спорт – залог здоровья».
10. Презентации: «Строение тела человека», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»
11. Гимнастика после сна, солевое закаливание, ходьба по ребристой дорожке, самомассаж ушей, рук, ног;
12. Развлечение : «Азбука здоровья»
III этап – заключительный
1. Проведение спортивного праздника «Азбука здоровья»
2. Паказ НОД : «Где прячется здоровье», «Наше здоровье»- воспитателям ДОУ.
3. Презентация проекта на конференции для родителей ДОУ и на педсовете.
4. Семинар – практикум для педагогов ДОУ и родителей: «Звуковая гимнастика по О, Г. Лобановой»
5. Публикация опыта работы на сайте ДОУ.
Вывод:
Анализируя проделанную работу можно сказать : тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности. Проект разработан с использованием здоровьесберегающих технологий. В процессе реализации проекта создана здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду, позволяющая расширить знания детей о способах укрепления своего здоровья. Работа в данном направлении очень интересна не только нам – педагогам, но и родителям. Главным результатом проекта является то, что родители были не только вовлечены в воспитательно – образовательный процесс, но и научились делать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребенка и нашу работу по здоровьесбережению продолжают в домашних условиях.
Методическое обеспечение проектной деятельности :
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы. М. «Мозаика – Синтез» 2010 г.
2. Школа раннего развития «Как устроено мое тело» Шалаева. АСТ, 2010 г.
3.«Методика физического воспитания детей» Глазырина. «Владос».М. ,2001 г.
4.«Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня.
5. «Старшая группа». Корнеичева. С. –Пб. Педагогическое общество России. 2010г.
6.«Пальчиковая гимнастика с предметами». Бачина. М. : Аркти, 2006
7. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010.
8. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г.
9. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр, автор Т. А. Тарасова, Л. С. Власова; Москва 2008г.
10. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н. С. Голицына, И. М. Шумова.
Тематический план
Работа с родителями 1 Анкетирование : «Какое место занимает физкультура в вашей семье".
2. Физкультурное развлечение : «Азбука здоровья».
3. Разучивание стихотворений о спорте с детьми.
4. Оформление фотогазеты «Папа, мама и я –здоровая семья»
5. Презентация: «Здоровый образ жизни моей семьи».
6 .Родительское собрание
7. Выставки совместных работ детей и родителей.
8. Рекомендации родителям по профилактике плоскостопия.
9. Консультации для родителей:
-«Здоровый образ жизни ваших детей»
-«Дыхательная гимнастика для детей 5-7 лет»
-«Витамины от А до Я.»
10. Фотоальбом «Здоровый образ жизни моей семьи».- 11. Изготовление нетрадиционного спортивного оборудования для занятий физкультурой : «Цветная дорожка», «Паутина», «Осьминожек»
12. Изготовление пособия : «Мое тело».
13. Семинар-практикум для родителей: «Здоровье ребенка в наших руках» (Дыхательная гимнастика О. Лобановой)
Работа с детьми 1. Игровая деятельность:
1- Д/и «Продолжи фразу»,
2- Д/и «Кому что нужно?»,
3- Д/и «Кто скажет больше слов о мяче (клюшке, лыжах, велосипеде и т. д.)».
4- Д/и «Откуда продукты к нам на стол пришли?»,
5-Д/и Вредно – полезно»,
6-Д/и «Съедобное – несъедобное»,
7- Д/и «Дары природы».
8- Д/и «Найди свой овощ»
9- Д/и «Сказочка – указочка».
10- Д/и "Поварёнок".
11- "Я и моё тело".
12- Игра-эстафета «Разложи на тарелках полезные продукты»
2. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие: -
1. - НОД: «Физкультура и спорт – залог здоровья».
2. - НОД : «Полезные продукты»
3. - Конкурс чтецов стихотворений о спорте:
5. Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит»,
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»,
А, Барто «Как Саша сама себя вылечила». «Девочка чумазая»,
В. Лебедев- Кумач «Закаляйся»
Чтение пьесы «О пользе витаминов».
5 - С/р игра «Магазин», «Больница»
6. Викторина «Загадки и отгадки».
7. Беседа : «Полезная пища».
- «Я и мое здоровье»
-«Для чего нужен воздух»
- «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!»,
- «Что такое личная гигиена»
- «Чистота – залог здоровья»
- «Здоровые зубы-здоровью любы»
- «Зачем нужен режим дня?»
- «Глаза-главные помощники»
-«Для чего нужна зарядка
-«Полезно – не полезно»
- «Правила поведения во время еды»
8. Загадывание загадок про части тела.
-Загадки и пословицы о спорте.
-Загадки и пословицы о спорте.
-Загадки об овощах и фруктах.
9. Работа в спортивном уголке:
- Рассматривание альбома «Виды спорта».
- Рассматривание иллюстраций «Тело человека», «Органы человека».
12. Просмотр мультфильма:
«Федорино горе», «Мойдодыр», «Лунтик»
13. Презентация детских сообщений: «Строение тела человека».
14. Экскурсия: «В медицинский кабинет»,
«В пищеблок», «В аптеку».
3. Художественно - эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность:
1. Рисование на тему:
«Мы со спортом крепко дружим!»
- «Рисуем по точкам»,
- «Нарисуй по заданию»,
- «Штриховка фруктов и овошей»;
-". Рисование нетрадиционными техниками: кляксография: "Микробы"
2. Лепка на тему:
- Виды спорта».
-Витамины в карзине
3. Аппликация коллективная:
- «Спортздоровье-спорт,игра».
. Конструирование:
- «Дворец спорта»
- «Продуктовый магазин»
- «Поликлиника».
4. Физическое развитие:
1. П/и «Мой веселый звонкий мяч»,
2. «Коршун и наседка»,
3. «Перемени предмет»,
4. «Кто быстрее?»
5. П/и «Собери урожай»
6. Народные п/и «Золотые ворота»,
«Гуси – лебеди», «Гори – гори ясно».
7. Дыхательная гимнастика
8. Пальчиковые игры
9. Массаж
6. Спортивное развлечение «Азбука здоровья».
7. Оформление фотогазеты «Мы со спортом дружим