Расима Мухамедьярова
Проект «Если хочешь быть здоров» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДС №1 с. СтерлибашевоРБ в-ль: Мухамедьярова Расима Галимьяновна
План проекта.
1. Наименование инновационного проекта образовательной организации.
2. Актуальность.
3. Цели, задачи, основная идея предлагаемого инновационного проекта.
4. Срок реализации, продолжительность, тип проекта, участники.
5. Участники проекта.
6. Тип работы.
7. Формы работы.
8. Условия для реализации проекта.
9. Сотрудничество с родителями.
10. Совместная работа с узкими специалистами.
Публикация «Проект „Если хочешь быть здоров“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
11. Ожидаемые результаты проекта.
12. Десять золотых правил.
13. Научно-методическая ценность.
14. Приложение (фотоотчёт, консультации для родителей, картотека подвижных, пальчиковых игр, картотека физминуток, динамических пауз, скороговорки, для артикуляционного аппарата.)
Актуальность проблемы:
Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста и поэтому применение здоровьесберегающих технологий обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья детей, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье дошкольников.
Цель проекта : Сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учётом индивидуальных потребностей и способностей, формирование ответственности за своё здоровье у детей. Родителей, воспитателей.
Задачи проекта :
- закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
- умственной и физической работоспособности;
- повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
- обеспечение гармоничного физического развития;
- совершенствование умений и навыков в основных видах движений;
- профилактической оздоровительной работы;
- ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
- детей на здоровый образ жизни;
- формирование полезных привычек;
- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- формирование валеологических навыков;
-формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
- формирование правильной осанки;
- воспитание ценностного отношения к своему здоровью;
- воспитание красоты, грациозности, выразительности движений;
- воспитание интереса к любви и спорту.
Срок реализации: июнь 2017 - июнь 2018
Участники проекта : воспитатель, воспитанники подготовительной группы, руководитель физической культуры, логопед, психолог, музыкальный руководитель, родители.
Тип работы: групповой, информационный, практический.
Формы работы:
- физкультурные занятия;
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные игры;
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
- двигательно-оздоровительные физкультминутки;
- физические упражнения после дневного сна;
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
- физкультурные досуги;
- спортивные праздники;
- массаж.
Условия для реализации проекта :
- организация разных видов деятельности детей в игровой форме; - построение образовательного процесса в виде модели культуры;
- организация культурного творчества дошкольников;
- оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями;
- соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
- создание условий для эмоционального благополучия (уголки уединения);
- создание условий для удовлетворения потребности детей в движении;
- реализация наиболее эффективных форм систематической работы с родителями;
- индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
- психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста.
Сотрудничество с родителями:
Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и детского учреждения, а также на основе родительского договора. Проводились беседы, консультации, рекомендации для родителей, по поводу профилактики болезней, соблюдения личной гигиены, о пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; папки-передвижки; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, показ родителям; анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы).
Совместная работа со специалистами:
Ведётся совместная работа воспитателя с руководителем физической культуры,
логопедом, психологом, музыкальным руководителем, медицинским работником.
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта предполагается : сформирование основы к здоровому образу жизни; улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;положительная динамика снижения заболеваемости; сформированные представления, желание и стремление к здоровому образу жизни у всех участников образовательного процесса; повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения; наличие у выпускников детского сада показателей сформированности ценности здорового образа жизни; накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ : картотеки, игр, упражнений, проекты, перспективные планы, конспекты НОД, презентации; создание системы мониторинга; высокая активность родителей в спортивных мероприятиях детского сада.
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы"
В. А. Сухомлинский
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Наш МБДОУ детский сад №1с. Стерлибашево работает по общеобразовательной программе: «От рождения до школы». В программе «От рождения до школы» присутствуют несколько образовательных областей, но нам конкретно нужна образовательная область: «Физическое развитие». Основными целями и задачами являются формирование у детей начальных представлений о ЗОЖ; сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение переутомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценки при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса к любви и спорту.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
-от типа дошкольного учреждения,
-от продолжительности пребывания в нем детей,
-от программы, по которой работают педагоги,
-конкретных условий ДОУ,
-профессиональной компетентности педагога,
-показателей здоровья детей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ :
- обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств;
- технологии профилактики заболеваний;
- углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;
- противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами;
- витаминопрофилактика (витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты);
-санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
- закаливание КГН;
- беседы по валеологии;
- спортивные праздники;
- спортивные развлечения и досуги;
- недели здоровья;
- соревнования;
- прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: консультация для педагогов «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками»;«Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста»- руководитель физической культуры; консультации для педагогов: «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ»; практикум для педагогов ДОУ: «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня» - старший воспитатель. Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей :Информационные стенды для родителей; информационные стенды медицинских работников: о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья); консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Современные здоровьесберегающиетехнологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы : приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии:
Физкультминутки, динамические паузы - проводятся во время занятий в течении 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Педагоги ДОУ.
Подвижные игры - проводятся,как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате (малой и со средней степенью подвижности., ежедневно для всех возрастных групп; игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. Руководитель по физической культуре, педагоги ДОУ.
Релаксация - проводится в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, для всех возрастных групп, используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
Руководитель по физической культуре, педагоги ДОУ, психолог.
Технологии эстетической направленности-реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и природы, оформлении помещений к праздникам, для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.
Гимнастика пальчиковая - тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции; проводится в любой удобный отрезок времени, ежедневно; рекомендуется всем детям. Все педагоги ДОУ, логопед.
Гимнастика для глаз –способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения; проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Все педагоги ДОУ.
Гимнастика дыхательная - способствует развитию и укреплению грудной клетки, проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Все педагоги ДОУ.
Гимнастика пробуждения–способствует быстрому пробуждению организма; проводится ежедневно после дневного сна в течении 5-10 мин. ; форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях. Все педагоги ДОУ.
Физкультурное занятие – проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Руководитель по физической культуре, педагоги ДОУ.
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) – проводится совместно с психологом в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Психолог, педагоги ДОУ.
Коммуникативные игры – проводится 1 раз в неделю по 30 мин., занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Психолог, педагоги ДОУ.
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в детском саду я в своей практике использую нетрадиционные приемы работы. В группе оборудован «Уголок здоровья». оснащен как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т. д., так и нестандартным оборудованием, сделанными руками педагогов:
- «Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблении мышц.
- Ходьба по гимнастической доске, где происходит массаж стопы ног.
- Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование - султанчики, вертушки.
- Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные.
- Для массажа ступней ног и развития координации движений используются пластмассовые шарики.
- После сна полоскание горла и рта, бодрящая гимнастика, которая проводится босиком под музыку.
- Максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
-Тропа здоровья на свежем воздухе – для массажа стопы ног, профилактика плоскостопии, предназначена в тёплое время года, которая состоит из трё х частей: песок, гравий, щебёнка.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ :
В результате реализации проекта предполагается : сформирование основы к здоровому образу жизни; улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;положительная динамика снижения заболеваемости; сформированные представления, желание и стремление к здоровому образу жизни у всех участников образовательного процесса; повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения; наличие у выпускников детского сада показателей сформированности ценности здорового образа жизни; накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ : картотеки, игр, упражнений, проекты, перспективные планы, конспекты НОД, презентации; создание системы мониторинга; высокая активность родителей в спортивных мероприятиях детского сада.
Десять золотых правил здоровьесбережения :
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Научно-методическая ценность:
К сожалению, сегодня на смену увлекательным подвижным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное развитие ребёнка. Безусловно, их значимость огромна, но необходимо признать, что у дошкольника всё меньше времени остаётся для подвижных игр, для общения со сверстниками, для прогулок. Нарушение баланса между игрой другими видами детской деятельности, негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста организма, является одной из причин ухудшения их здоровья, снижения жизненного тонуса. А ухудшение здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Поэтому необходимо в стенах ДОУ создавать условия, чтобы ребёнок мог выдержать психические и физические нагрузки, с которыми они столкнутся в школе. Нам, воспитателям, представляется, что этому способствуют игровые формы организации двигательной деятельности детей не только на свежем воздухе, но и различные динамические паузы во время занятий и во время пребывания в группе. Таким образом, мы строим воспитательный процесс, учитывая гармоничное, физическое и личностное развитие ребёнка.