Наталья Полещук
Проект «Единство во имя мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема:«Единство во имя мира»
Актуальность проекта.
«Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Одним из главных условий развития нашей страны является межнациональное согласие».
В. В. Путин
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Работа по данным направлениям имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне.
Публикация «Проект „Единство во имя мира“» размещена в разделах
Цель. Формирование патриотических чувств у детей, любви к своей Родине.
Задачи:
1. Расширение представления детей о национальных праздниках.
2. Развитие творческих способностей детей в продуктивной и других видах детской деятельности.
3. Воспитание любви и уважения к русским национальным героям.
Участники проекта : дети группы (старший возраст, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Предполагаемый результат.
• Владение детьми знаниями о национальных героях, об истории возникновения праздника, об истории национальных святынь;
• Пополнение словарного запаса детей пословицами, поговорками о своей Родине;
• Пополнение предметно-развивающей среды группы;
• Заинтересованность и сотрудничество родителей, как участников организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми.
Первый этап – организационно-подготовительный.
• Подбор методической, художественной, детской литературы, иллюстративных материалов;
• Консультация для родителей «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России»;
• Оформление ширмы и лепбука «Наша Россия»;
• Вовлечение родителей в воспитательный процесс для совместной работы;
• Разработка содержания всего воспитательно-образовательного процесса по текущей теме;
• Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
Второй этап - основной.
• Рассматривание иллюстраций, альбомов.
• Знакомство с символами России.
• Игры народов России.
• День народного единства.
• Выставка рисунков «Я горжусь своей страной».
• Аппликация «Дерево дружбы».
• Коллективная работа и презентация «Мы едины для мира».
Третий этап - итоговый.
Квест – игра «В единстве народа – великая сила»
Заключение
В результате проекта :
• Дети получили представление о национальном празднике;
• Познакомились с историческими событиями;
• Научились понимать смысл пословиц и поговорок;
• С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины;
• Родители прониклись важностью воспитания нравственных основ гражданских качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Примерное планирование организованной образовательной деятельности с детьми в рамках проекта
Познавательное развитие:
Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».
Свободное общение: «Кто герои: Минин и Пожарский?», «Что означает - народное единство?».
Просмотр презентации «Мы едины для мира», посвящённые празднику.
Поисково-исследовательская деятельность: «Как и из чего мы сделаем праздничный плакат?».
Конструирование: «Старинная крепость», «Кремль».
Рассматривание фото, картин, иллюстраций.
Речевое развитие: Рассказ воспитателя: «Начало смутного времени», «Народное единство», «Памятник Минину и Пожарскому».
Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций, и др.
Чтение художественной литературы по теме.
Писатели и поэты о празднике.
Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки.
Социально-личностное развитие: Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие в Москву», «Золотые ворота».
Ручной труд: изготовление атрибутов для аппликации и коллективной работы.
Беседа о толерантности. Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов: беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, фото.
Художественно-эстетическое развитие: Коллективная работа «Мы едины для мира».
Слушание музыки: Кабалевский Д. «Походный марш»,«Кавалерийская», Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш».
Рисование «Кукла в национальном платье»
Физическое развитие: Свободное общение, беседа о сохранности здоровья в нашей стране.
Эстафета «Вместе мы едины»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Пословицы и поговорки
Худой мир лучше доброй брани.
Война кровь любит.
Войной да огнем не шутят.
Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
Вражда не делает добра.
Держи порох сухим - будешь непобедим.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
Если хочешь мира, будь готов к войне.
Кому мир недорог, тот нам и ворог.
Мир - дело великое.
Воевать - так не горевать, а горевать - так не воевать.
Без головы - не ратник, а побежал, так и воротиться можно.
Без смелости не возьмешь крепости.
Бей врага, не жалей батога.
Бой красен мужеством, а приятель дружеством.
Верно служу - ни по чем не тужу.
Веселое горе - солдатская жизнь.
Воевал молодой, а под старость отпустили домой.
Воин: сидит под кустом да воет.
Где тесно, там-то солдату и место.
Грозен враг за горами, а еще грознее за плечами.
Иному служба - мать, иному - мачеха.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Коли мало штыка, так дадим приклада.
Легко про воина слушать, да тяжело (да страшно) его видеть.
На войне рать крепка воеводою.
Не пуля, а человек человека из ружья убивает.
Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком.
Он и не понюхал пороху.
Пуля дура, штык молодец.
Солдат близко - кланяйся ему низко.
Солдат - казенный человек.
Солдат - отрезанный ломоть.
Солдат спит, а служба идет.
Солдаткиным ребятам вся деревня отец.
Честь солдата береги свято.
Авось да небось на фронте брось.
Автомат да лопата - друзья солдата.
Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.
Бой отвагу любит.
Беседа «День народного единства»
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
• 4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Хотите узнать, что это за праздник? Во все времена русские люди любили свою родину. Слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги.
• Постарайтесь подобрать красивые нужные слова к слову Родина (славная, сильная, богатая, любимая, чудесная).
• Этот памятник стоит в Москве на Красной площади (показать на фотографию памятника Минину и Пожарскому). На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Эти люди спасли свою страну от врагов, которые захватили ее.
• Не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. 400 лет назад вражеские нашествия разорили страну дотла. Русская земля была занята врагами-поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.
• Осенью в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами.
• Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!
• Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью, князя Дмитрия Михайловича Пожарского.
• Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?
• Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Пожарского? Правильно, смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными.
• Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы и победили. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября.
• Вот герои - избавители России: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский (показать портреты Минина и Пожарского). Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.
• Теперь мы празднуем День народного ополчения как свой заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.
• Помните: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды!
Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем, горящим в груди!
Нам – равнодушных, в жизни не нужно!
Злобу, обиду из себя, ты гони.
Стихи, загадки, пословицы
Н. Майданик
«Единство навсегда»
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
Н. Майданик
«День народного единства»
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!
В. Степанов
«Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности
«Россия – многонациональная страна»
Цель: Формирование представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
Задачи:
Закреплять и расширять представление о России
Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России
Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину
Способствовать формированию у детей интереса к народам России
Познакомить с особенностями разных народных культур.
Познакомить детей с народным фольклором, сказкам, народными играми.
Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Предварительная работа: Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники». Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские) Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов. Разучивание подвижных игр народов России: «Вестовые» (якутская н. и.); «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота» (русские н. и.); «Липкие пеньки» (башкирская н. и) и др. Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская роспись, матрешки и др.)
Оборудование и пособия: Карта РФ; элементы народных костюмов, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; телевизор; книги со сказками народов России.
ХОД:
Сюрпризный момент.
Детям демонстрируются элементы народных костюмов народов России.
Русский н. к. – кокошник.
Татарский н. к. – тюбетейка.
Чеченский н. к. – платок из легких тканей или шарф.
Чукотский н. к. – варежки из меха.
Воспитатель подводит детей к теме занятия, используя наводящие вопросы:
- что вы видите перед собой? (одежда, элементы одежды)
- кому может принадлежать эта одежда?
- кто может носить эту одежду? (кто мог носить такую одежду)
- как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О людях, которые живут в нашей стране.)
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите» :
Наша страна называется … (Россия).
Наша страна очень … (большая, огромная).
В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
- Люди, каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, чеченцы, татары, чукчи, орочи и др.)
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.
- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? ( Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, рубашка, кепка, штаны у мужчины.)
- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)
- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)
- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Обувь – торбаса, тоже изготовляли из меха и шкур животных.
- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?
- На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов и халата. Женщины носили длинные рубахи, почти до щиколоток. Рубахи украшали нагрудными украшениями. Поверх одевали камзол безрукавный (застегивался на поясе, на голове носили калфак. Татарский костюм украшен вышивкой. На ногах носили сапоги.
- А посмотрите, какой красивый чеченский костюм.
- мужской костюм состоял из: башмета - полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги. На голове - папаха.
У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка. Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ.
- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Традиции и праздники народов России.
- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)
- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)
- Что за праздник Масленица? Как его отмечают?
Дети с помощью воспитателя рассказывают о масленице.
Веселые проводы зимы, весеннего обновления природы, в России отмечаются празднованием масленицы. Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, и сжигания самодельного чучела Зимы.
На празднике было главное угощение - блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе.
В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
- А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Название праздника переводится как «праздник плуга».
Люди собираются на майдане (открытая площадь, где происходят разнообразные соревнования. Мужчины соревнуются в беге, прыжках в длину, прыжках в высоту, участвуют в скачках. Женщин не допускают к соревнованиям, они могут только наблюдать.
Одним из самых любимых соревнований - борьба на кушаках. Роль кушака играет полотенце. Основная задача участника обхватить противника полотенцем за талию и, с помощью некоторых телодвижений во время борьбы, положить его на лопатки.
Эти конкурсы придуманы больше не для того, чтобы проверить силу или прыть участников, а для того, чтобы развеселить толпу создать веселую атмосферу на празднике. Также праздник сопровождается танцами, песнями и хороводами.
День оленевода – традиционный праздник северных народов. Проводится в середине весны. В этот день устраивают спортивные соревнования:
Перетягивание палки и каната,
Прыжки через нарты,
Прыжки на шкурах (батуте)
Национальной борьбе,
Гонки на оленьих и собачьих упряжках.
Также праздник сопровождается песнями и танцами.
Танцы чукчей, якутов, коряков, эскимосов это своеобразные произведения народного искусства. Они приняты во всех случаях жизни.
Северные танцы это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение.
Физ. пауза
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
делали вот так (показ Тимербаем движения) .
Рассматривание книг со сказками разных народов России.
- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
- Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
- Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
-Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе народов (Ответы детей).
Народы нашей страны дружбой сильны.
Дружба и братство лучшее богатства.
Народные промыслы, кухня.
- Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
- Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)
- Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши, чеченцы делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; татары занимались ювелирным искусством, вышивкой золотой и серебряной нитью, кожаной мозаикой.
- У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)
- Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава, бешбармак. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак; эчпочмак (треугольные пирожки, манты, плов.
ТРИЗ «Волшебный светофор»
Данная игра используется при рассмотрении картины.
Если показать круг красного цвета – дети называют объекты, которые видят на картине. Если круг желтого цвета, дети придумывают, как эту картину можно назвать. А если зеленый круг – нужно определить, частью чего является сюжет картины (подвести детей к пониманию того что люди населяющие Россию являются единым народом).
Рефлексия
По окончании образовательной деятельности, воспитатель предлагает детям выбрать человечков: веселого – если им все понравилось и грустного – если не понравилось. Дети объясняют свой выбор.
-Что нового узнали?
- О чем (о ком) еще вы хотели бы узнать?