Алла Высоцкая
Проект «Дышите правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедический проект
«Дышите правильно»
(Длительность проекта 1 учебный год)
Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, подгрупповой, среди детей посещающих логопедические занятия.
Участники проекта : дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Дышите правильно“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
Дети в общей своей массе плохо говорят, искажаются согласные, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Многие дети, занимающиеся на логопункте, имеют нарушения речи в форме ФФНР, осложнённое дизартрическим компонентом.
Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. При правильном дыхании возрастает объём лёгких, сила и выносливость дыхательных мышц, улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Цель дыхательных упражнений увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и способствуют профилактике заболеваний ЛОР органов. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развить нижнедиафрагмальное дыхание.
Задачи:
1. Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.
2. Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.
3. Развитие сильного плавного выдоха:
- на материале гласных звуков,
- на материале согласных звуков
- на материале слогов, слов
- на материале предложений и фраз.
4. Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания
Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
Будет разработан перспективный план и картотека по формированию речевого дыхания на учебный год.
Этапы реализации проекта
Мероприятия
1 этап Организационный
1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания
2. Составление перспективного плана работы над дыханием.
3. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания
2 этап Внедренческий
Работа с детьми:
1. Выработка сильного направленного выдоха,
Дифференциация ротового и носового выдоха
2. Выработка нижнедиафрагмального дыхания
3. Формирование диафрагмального дыхания, развитие его силы
4. Закрепление диафрагмального дыхания
5. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков
6. Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений
7. Участие детей в конкурсе чтецов.
Работа с родителями:
1. Семинар-практикум «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников»
2. Оформление письменных консультаций «Упражнения на развитие речевого дыхания детей старших группы», «Упражнения на развитие речевого дыхания детей у малышей»
3. Индивидуальные консультации с родителями
Работа с педагогами ДОУ
1. Семинар-практику
«Звуковая культура речи».
2. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей старших групп
3. Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи у воспитателей старших групп
3 этап Итоговый
1. Участие детей, занимавшихся на логопункте в утренниках.
2. Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания
Литература:
1. Вареник Е. Н., Корлыханова З. А., Китова Е. В. Физическое и речевое развитие дошкольников: взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физкультуре. М. 2009.
2. Ефименко Н. Н. Театр физического развития и оздоровления дошкольников. М., 1999.
3. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР. Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2005.
4. Леонова М. А., Крапивина Л. М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
5. Лукьянов Л. А., Ермолаев О. Ю., Сергиенко В. П. Тренируем дыхание. М. ,Знание 1987.
6. Симкина Л. П. ,.Титаровский Л. В. Азбука здоровья М. ,Амрита – Русь, 2006 г.
7. Шевцов Т. И., Хоменко Н. А. Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи