Кушнарева
Проект «Дышим правильно говорим красиво»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время признано, что первыми педагогами детей являются их родители.
ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста. Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности.
Публикация «Проект „Дышим правильно говорим красиво“» размещена в разделах
Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, что поможет в дальнейшем развивать способности ребенка, сформировать его ценностные жизненные ориентиры. И нам, педагогам, необходимо установить партнерские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда должны быть направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие личности ребенка. Используя информационно — коммуникационные технологии, логопед решает главную задачу взаимодействия с родителями — повышает уровень их педагогической компетентности.
В настоящее время, детей, имеющих стойкие нарушения речи, становится всё больше и больше. Дефекты звукопроизношения многообразны. Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, затрудняются в произношении длинных фраз и не договаривают слова.
Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голоса и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно, произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом. Ребенку надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и еще и направлять воздушную струю в нужном направлении.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует, неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.
Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Работа по развитию речевого дыхания должна осуществляться систематически, а для этого необходимо заниматься не только в детском саду, но и дома. Именно с этой целью к данной работе должны быть привлечены родители.
Название проекта : «Дышим правильно, говорим красиво».
Тип проекта : практико-ориентированный,
Руководитель проекта- Кушнарева Марина Геннадьевна, учитель – логопед Килиман Светлана Александровна, воспитатель.
Длительность проекта - 2 недели
Образовательная область – «Речевое развитие».
Участники проекта -
1. Дети подготовительной группы комбинированной направленности
2. Учитель-логопед.
3. Педагоги.
4. Родители.
Место реализации - МКДОУ д/с № 2
Актуальность
Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель дыхательных упражнений увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Новизна заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Цель: обучение детей и их родителей правильному нижне-диафрагмальному дыханию, обогащение знаний о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развития правильного звукопроизношения, формирование у детей умения управлять органами дыхания.
Задачи:
• Формировать у детей и их родителей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
• Обучить детей и родителей технике диафрагмально – релаксационного дыхания.
• Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.
• Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи.
• Повысить компетенцию родителей в данной области.
• Привлечь родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей и изготовлению дыхательных тренажёров.
Ожидаемый результат:
• Дети научатся правильному дыханию «животиком», глубокому вдоху и удлиненному выдоху;
• Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию.
• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
Практический результат проекта :
• Обновлена картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания.
• Оборудован «уголок дыхания» в логопедической зоне предметно - развивающей пространственной среды группы.
• Систематизированы комплексы дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и вовремя непосредственно – образовательных и коррекционно - развивающих мероприятий с детьми.
• Изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов для родителей;
• Изготовлены специальные пособия для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детско-родительского творчества.
• Оформление выставки «Послушный ветерок».
• Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе.
Этапы реализации проекта
№ п/п Этапы Мероприятия Сроки
1. Организационный 1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания.
2. Составление плана - схемы проекта.
3. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания и привлечения к изготовлению пособий для дыхательной гимнастики, «дыхательных тренажёров». январь
2. Практический
Работа с детьми:
1. Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха
2. Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания.
3. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков.
4. Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха.
5. Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажёров.
Работа с родителями:
1. Консультация в родительский уголок «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников» (1 неделя проекта).
3. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для игр на дыхание.
3. Мастер-класс для родителей «Дышим-правильно говорим красиво!» раздача буклетов.
4. Выставка для родителей с демонстрацией изготовленного оборудования.
январь
3 Итоговый Обновить картотеку упражнений на формирование речевого дыхания, разработка новых комплексов дыхательной гимнастики. Обновить «уголок дыхания» в логопедической зоне предметно- развивающей пространственной среды группы;
Систематизировать комплексы дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и вовремя непосредственно – образовательных и коррекционно- развивающих мероприятий с детьми,
Изготовить раздаточную продукцию в виде буклетов для родителей;
Изготовить специальные пособия для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детско-родительского творчества.
Оформить выставку «Послушный ветерок».
Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе.
январь
Тематический план реализации проекта :
Дата Тема Игры и упражнения
14.01.2019 Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания
и увеличение объема вдоха и выдоха.
Проведение мастер-класса: «Развитие речевого дыхания» для родителей (приложение № 1). «Вдох-выдох».
В положении лежа на спине левую руку положить на грудь правую на живот (в области пупка, расслабиться. Сделать произвольный выдох, правая рука и живот при этом опускаются вниз, грудная клетка и левая рука остаются без движения. Затем пауза и непроизвольный вдох через нос (живот поднимается вместе с правой рукой, опять непроизвольный выдох животом и т. д. Упражнение повторяют 15-20 раз и отдыхают
2-3 мин.
«Подуем на ленточки»
Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Оборудование: Пособие-тренажёр «Разноцветный ветерок».
Ленточки, ленточки,
разноцветные ленточки,
Мы на ленточки подули,
Мы ленточки раздули.
Учитель-логопед показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
Повторить 4-5 раз.
«Раздувайся, пузырь»
Цели: тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Дети приседают.
Надувайся, пузырь,
Расти большой,
Да не лопайся!
Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.
Повторить 4-5 раз.
«Вот какие мы большие!»
Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха
С каждым новым днём –
Мы растем, мы растём.
Выше, выше тянемся!
Подрастём, подрастём,
Малышами не останемся!
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.
Повторить 3-4 раза.
Игра на задувание на дыхательном тренажёре «Разноцветный ветерок»
15.01.2019 Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.
Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота» (приложение№ 2)
«Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
«Прожорливые фрукты». С помощью сильного выдоха нужно шарик закатить в «рот» фрукту.
«Горячий чай» подуть на «кружку» с чаем, что бы он быстрей остыл.
«Задуй свечу» подуй на «пламя» свечи
«Буря в бутылке» ребенок делает глубокий вдох через нос, дует через трубку в бутылочку с наполнителем, создавая там сильную бурю (приложение№ 2).
«Сюжетные картинки». Расскажите ребенку сюжет, изображенный на картинке, и предложите подуть на детали картинки (в зависимости от сюжета) «птички летите», «помоги детям скатиться с горки», «самолеты летите «и т. д.
Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.
«Снежинка лети». Дутье на снежинку, которая лежит на варежке. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2, продолжительный выдох ртом (приложение № 2).
«Ныряльщики»
Цель: выработка дифференцированного дыхания.
Краткое описание: Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду», делают выдох носом. Каждый ребенок повторяет упражнение не более 2-3 раз.
Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох, произнесение звука «т» (короткий выдох).
16.01.2019 Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.
«Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.
«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.
«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.
«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков А- И, А-У, З-Ы-О на одном выдохе с утрированной артикуляцией.
Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).
«Лёгкие снежинки, белые пушинки». Произнесение звукосочетания «АРУ» со сменой высоты и силы голоса.
«Звуки вокруг нас»
Цель: развивать правильное речевое дыхание пропеванием на одном выдохе гласных звуков [а], [о], [у], [ы].
Учитель-логопед: В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Малыш плачет: «А-а-а!» Медвежонок вздыхает, когда у него зуб болит: «О-о-о!» Самолет в небе гудит: «У-у-у!» А пароход на реке гудит: «Ы-ы-ы!» Произнесите за мной эти звуки, причем каждый звук долго, на одном выдохе.
«Фокусники»
17.01.2019 Учим детей выдувать мыльные пузыри и надувать воздушные шары
1. Беседа на тему «Хочешь быть здоров? Дыши правильно»
2. День воздушных шаров и мыльных пузырей (приложение№ 2)
18.01.2019 Гимнастика оздоровления «Дуем на лепесточки», «Разбудим дракончика», «Вертушки», «Подними и удержи шарик» (приложение№ 2).
«Осторожные птицы» Цель. Закрепление представлений по теме «Птицы».
Оборудование: Дудочки.
Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит, и вся стая стремительно поднимается в воздух. «Давайте, и мы поиграем в таких осторожных птиц», — предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (стульчикам).
При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно
21.01. 2019 Обновление картотеки: «Дыхательная гимнастика для детей".
«Мельница», «Мишка и мышка», «Надуй шарик», «Насос», «Одуванчики», «Осы», «Паровоз», «Петушок», «Пилим дрова», «Под водой», «Пузыри», «Пчела», «Раздуваем костёр», «Самолет», «Свеча», «Снежинки пушистые» и т. д. (приложение № 6).
22.01.2019 Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).
«Произнеси чистоговорки»
Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки». Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка».
23.01.2019 Памятки для родителей, информационные листы. Рекомендации по выполнению игр и упражнений для развития речевого дыхания (приложение № 3).
24.01.2019 Использование изготовленного оборудования и дыхательных тренажеров самостоятельно детьми (по выбору). «Зайка», «Снежная буря», «Поймай рыбку», «Накорми смешариков» (приложение№ 4).
25.01.2019 Выставка результатов детско-родительского творчества «Послушный ветер – ветерок»
Совместное использование дыхательных тренажеров родителями и детьми (приложение№ 5).
Рефлексия.
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
Проведенная совместная работа повысила компетентность родителей в вопросах развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста, сформировала у родителей представления об особенностях развития речевого дыхания у детей, о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей.
Родителям предоставлены практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания.
Дети вместе с родителями принимали активное участие в изготовлении дыхательных тренажеров и научились самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития речевого дыхания.