Галина Орлова
Проект «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе на тему «Дымковская игрушка»
Выполнили воспитатели: Боброва Н. В.
Распопова Г. В.
Пояснительная записка:
Вид проекта : познавательно - творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный. (2 недели)
Участники проекта : воспитатели, родители и дети средней группы.
Актуальность:
Публикация «Проект „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Наши дети практически незнакомы с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными промыслами. А ведь именно занятия декоративно -прикладным искусством могут научить детей воспринимать прекрасное, научат любоваться красотой окружающей действительности. Дымковские мастерицы создают жизнерадостные, нарядные, веселые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнца, песни, говор и смех слободских гуляний. Более "детскую" игрушку трудно придумать. Они привлекают детей яркостью и оригинальностью. Мастерицы весьма изобретательны в своих простосердечных узорах, имеющих бесконечное множество вариантов: это и легкие цветные линии, образующие ясные геометрические сочетания, горошки, полоски, точки. Декоративная роспись дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли настоящих мастеров, выразить в своей работе индивидуальность, красоту окружающего мира, природы.
Цель:
Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи, формировать у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности, формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и другие предметы, способствовать увеличению кругозора детей, обогащать лексический запас, видеть красоту игрушки.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять представления детей об истории возникновения дымковской игрушки.
• Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушке.
• Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.
• Продолжать формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность.
• Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.
• Развивать умения в рисовании применение нетрадиционных техник (тычки, ватные палочки, различных крупных и мелких форм - простых элементов узора.
• Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться изделия, создавая прямые и волнистые линии);
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к дымковской игрушке.
• Прививать любовь к русскому быту с помощью литературных произведений и народного фольклора.
• Воспитывать уважение к труду мастеров.
Словарная работа:
• Активизировать употребление в речи: «Дымковская игрушка», круги, точки, полоски, ,волнистые дуги, соленое тесто, глина, лепка, обжиг.
Развивать интонационную выразительность речи.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного проекта я предполагаю, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагога группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях.
•
Реализация проекта :
Подготовительный этап:
1. Постановка цели и задач.
2. Определение методов исследования.
3. Подбор материала по данной теме.
4. Подбор рисунков, фотографий дымковских игрушек.
5. Изготовление дымковских игрушек.
6. Создание мини музея «Народные промыслы».
7. Создание презентации «Дымковская игрушка».
8. Подбор художественной литературы по теме.
9. Создание картотеки дидактических игр.
10. Создание картотеки подвижных игр по теме.
11. Подбор материала для продуктивной деятельности.
12. Организация НОД на заданную тему.
Основной этап:
1. Обыгрывание дидактических и подвижных игр.
2. Решение игровых ситуаций.
3. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
4. Отгадывание загадок по теме.
5. Чтение художественной литературы по теме.
6. Рассматривание иллюстраций народного творчества.
7. Посещение мини музея «Народные промыслы».
8. Беседы.
Заключительный этап:
1. Лепка и роспись дымковской игрушки из соленого теста, аппликация «Дымковский орнамент», рисование «Дымковская лошадка».
2. Выставка работ детей «Красота Дымки».
3. Развлечение «Дымковская игрушка».
Ход проекта
НОД.
Познание.
Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.
1. Знакомство с дымковской игрушкой.
2. Презентация «Дымковская игрушка».
3. Стихи, загадки потешки о дымковской игрушке.
Художественное творчество.
Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать мелкую и крупную моторику рук.
1. «Дымковская игрушка» (раскрашивание карандашами по предложенному образцу). Раскраска по выбору детей.
2. «Узоры дымковской игрушки» (рисование гуашью некоторых узоров).
3. «Украшение дымковскими узорами тарелочки»» (аппликация)
4. Лепка из соленого теста, обжиг и роспись дымковской лошадки.
Развивающие игры.
Цель: обогащать словарь детей. Развивать связную речь, внимание, мышление. Закрепить знания о дымковской игрушке.
1. «Продолжи узор».
2. «Вставь словечко».
3. «Что вышло».
4. «Узелки».
Музыкально- художественная деятельность.
Цель: развивать у детей интерес к народной музыке, желание ее слушать. Вызывать эмоциональную отзывчивость.
Подборка народной ярмарочной музыки.
Подвижные игры.
Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.
1. «Ручеек».
2. «Платочек».
3. «Золотые ворота».
4. «Перетягивание каната».
Литература.
1. Купцов И. И. «Родина жар-птицы»
2. Розова Л. К. Дидактический демонстрационный материал «Дымковская игрушка»
3. Раскраска «Дымковская игрушка».
4. Раскраска «Русские сувениры»
5. Величкова Г. Учебное издание «Дымковская игрушка»
Вывод.
В ходе реализованного проекта у детей сформировался интерес к дымковской игрушке. Они усвоили цвета данной росписи, могут узнавать и называть все элементы дымковской росписи. Знают различные приемы рисования и научились составлять узоры. Дети получили первоначальное представление о декоративно – прикладном искусстве, расширили кругозор с помощью стихов, загадок, народной музыки и различных игр.