Елена Чаус
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей через русские народные сказки» для младшего дошкольного возраста
Постановка проблемы и ее актуальность.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, буквально живет с ними в мире сказки, ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.
Публикация «Проект „Духовно-нравственное воспитание детей через русские народные сказки“ для младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое высокое предназначения. Современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие их первоначальный смысл, превращают сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого творческого и нравственного восприятия сказки. Народные же сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор для воображения. Воспитывают в ребенке способность сопереживать чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою.
Цель проекта : духовно-нравственное развитие детей посредством ознакомления с творчеством русского народа, фольклором, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы.
Задачи проекта :
Знакомить детей с русскими народными сказками.
Формировать у ребенка устойчивые нравственные позиции, умение отличать хорошее от плохого.
Развивать творческие способности детей, эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту.
Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Содействовать совместному творчеству родителей и детей, гармонизации отношений между ними.
Сроки реализации: 1 год (2013-2014 уч. г.).
Тип проекта : познавательно-творческий, игровой, групповой, долгосрочный.
Участники проекта : дети (3-4 года, воспитатели, родители.
Руководитель проекта : воспитатель – Чаус Е. В.
Планируемые результаты:
В ходе проведения проекта у детей формируются духовно-нравственные качества, чувство уважения к своему народу, Родине.
Дети умеют слушать сказки и выражать свое отношение к героям.
Знают любимых сказочных персонажей.
Развивается речь, активизируется словарь.
Формируются творческие детско-родительские отношения.
План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:
1. Подготовительный этап.
Изучение методической литературы.
Разработка плана проектной деятельности на тему «Духовно-нравственное воспитание детей через русские народные сказки».
Подбор русских народных сказок для дошкольного возраста.
Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
2. Основной этап.
Работа с детьми:
Работа с детьми по сказкам. Время работы с одной сказкой – 1 месяц, в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Сентябрь – сказка «Колобок» (обр. К. Ушинского).
Чтение и беседа по содержанию сказки. Рассказывание сказки с помощью педагога. Показ сказки (театр кукол би-ба-бо).
Октябрь – сказка «Репка» (обр. К. Ушинского).
Чтение и беседа по содержанию сказки. Рассказывание сказки с помощью педагога. Показ сказки (настольный плоскостной театр).
Ноябрь – сказка «Маша и медведь» (обр. М. Булатова).
Чтение и беседа по содержанию сказки. Рассказывание сказки с помощью педагога. Показ сказки (театр на магнитах).
Декабрь – сказка «Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской).
Чтение и беседа по содержанию сказки. Рассказывание сказки с помощью педагога. Обыгрывание сказки с помощью метода моделирования, используя геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольники).
Январь – сказка «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой).
Чтение и беседа по содержанию сказки. Рассказывание сказки с помощью педагога. Драматизация сказки.
Февраль – сказка «Заюшкина избушка» (обр. О. Капицы).
Чтение и беседа по содержанию сказки. Рассказывание сказки с помощью педагога. Обыгрывание сказки с помощью метода моделирования, используя настольный деревянный конструктор «Заюшкина избушка».
Март – сказка «Теремок» (обр. Е. Чарушина).
Чтение и беседа по содержанию сказки. Рассказывание сказки с помощью педагога. Развлечение «Кто в теремочке живет?».
Апрель – сказка «Курочка Ряба» (обр. К. Ушинского).
Чтение и беседа по содержанию сказки. Рассказывание сказки с помощью педагога. Драматизация сказки. Показ детям другой группы.
Май – итоговое занятие: игра-путешествие «Сказочная страна»
Работа с родителями:
Рекомендовать родителям регулярно читать детям русские народные сказки.
Провести цикл консультаций для родителей: «Что такое сказка?», «История возникновения сказки», «Как читать сказку?», «Сказки, которые мы читаем детям», «Сказка в жизни ребенка», «Роль сказки в развитии речи детей».
Привлечь родителей к изготовлению разных видов театров.
Провести родительское собрание: «Духовно-нравственное воспитание детей через сказку».
Предложить принять участие в создании альбома «Любимый сказочный герой» (оформить страничку).
3. Заключительный этап.
Драматизация и показ детям другой группы сказки «Курочка ряба».
Развлечение «Кто в теремочке живет?».
Открытое родительское собрание: «Духовно-нравственное воспитание детей через сказку».
Создание альбома «Любимый сказочный герой».
Изготовление разных видов кукольных театров родителями совместно с детьми.
Результаты работы. Выводы.
Проделанная работа по ознакомлению с русскими народными сказками дала положительный результат:
Дети умеют слушать сказки, знают любимых сказочных героев, дают оценки их поступкам.
Сформированы устойчивые духовно-нравственные представления.
Речь детей стала более разнообразной и эмоциональной.
Улучшились детские взаимоотношения в коллективе.
Гармонично развиваются творческие детско-родительские отношения.
В ходе реализации проекта возникла традиция – рассказывая русские народные сказки, надевать павлово-посадский платок.