наталья кудрина
Проект долгосрочный «Мамина радость»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект долгосрочный
Поступление ребенка в детский сад является значительным событием как для родителей, так и для сотрудников дошкольного образовательного учреждения. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее участниками, во многом зависит будущее взаимодействие. Встречу и прием родителей недопустимо сводить только к деловым контактам с сотрудниками детского сада, а необходимо наполнить ее особым содержанием, направленным на установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребенка в детском саду.
Темочки:
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Однако нелегко не только детям, но и родителям, поэтому очень важно проводить предварительную работу с семьей задолго до прихода ребенка в детский сад. Как показывает многолетний опыт работы, постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям.
Адаптация к условиям детского сада протекает у разных детей по-разному. Это зависит от того, насколько малыш подготовлен в семье к приходу в детское учреждение, насколько согласованы действия педагогов и родителей. Родители должны не только знать, что твориться в организме и душу ребенка, когда он впервые идет в детский сад, но и быть активными участниками процесса адаптации.
Адаптация ребенка к детскому саду, а вместе с ним и его родителей – очень серьезная проблема. Не подготовленный, к посещению дошкольного учреждения, ребенок не просто плачет, оставаясь без родителей, он переживает стресс, который впоследствии может обернуться серьезными проблемами со здоровьем как физическим, так и психическим. Да и родители, отдавая своего ребенка в детский сад, часто имеют поверхностное представление о том, чем он там будет заниматься.
Поэтому, необходимо вовлекать в воспитательно-образовательный процесс, ненавязчиво обучая их различным методам и приемам работы с маленькими детьми. Но вовлекать так, чтобы у родителей появилось желание адаптировать ребенка к новым условиям.
Гипотеза проекта
Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
В связи с выдвинутой гипотезой определилась актуальность.
Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, обусловившие выбор (цели) проекта :
• между необходимостью формирования педагогической и психологической компетентности у родителей и недостаточным количеством действенных технологических решений по реализации данной проблемы.
• между актуальностью проблем воспитания детей с позиций педагога и ориентированием на потребности семьи, запросы родителей.
Родители нуждаются в помощи со стороны специалистов, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Таким образом, воспитательный потенциал семьи, не используется в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты – педагоги дошкольных учреждений.
Детальное знакомство с организацией жизни в детском саду и его образовательной программой, вопросы обеспечения психологической безопасности личности, знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение, помогают решить многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в дошкольное учреждение и подготавливают базу для сохранения здоровья детей.
Родители, которые прошли «раннюю адаптацию» готовы понять проблемы ребенка и дошкольного учреждения, решать их совместно с педагогическим коллективом, творчески подходить к сложным ситуациям, активно участвовать в жизни своего малыша в детском саду. Именно поэтому работа с родителями ребенка раннего возраста и молодыми семьями – будущими родителями представляется своевременной и оправданной.
Цель проекта : обеспечение успешной адаптации ребенка к условиям МДОУ; осуществление плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию в образовательных учреждениях; создание единой развивающей среды для ребенка и его родителей.
Достичь этой цели можно только совместными усилиями на основе принципов: систематичности, поиска, согласия в решении главных вопросов, осознанной деятельности педагогов и родителей.
Задачи проекта :
1. Создать единый стиль воспитания и общения в образовательном учреждении и семье, положительную эмоциональную среду общения между семьей и педагогами.
2. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
3. Развивать креативные способности родителей и детей в совместной деятельности.
4. Помочь родителям обеспечить полноценное физическое и психологическое развитие детей и воспитание с раннего возраста привычек здорового образа жизни.
5. Организовать индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности до поступления в детский сад.
Миссия проекта
Семья помогает ребенку расти и жить. В семье он усваивает социальные нормы и ценности, приобретает опыт самореализации, учится жить по законам общества. Современная семья существенно отличается от семьи прошлых лет: сокращается число детей, увеличивается количество неполных семей… Вместе с тем немало тех, кто уверен: для счастливого детства ребенку нужен дом, где есть отец и мать. Отношения детей и родителей на протяжении десятилетий становятся более эмоциональными, определяются глубиной привязанности друг к другу. Для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни.
Тип проекта :
Практико-ориентированный, открытый, долгосрочный : 2014-2015 г.
Участники проекта :
Педагоги МАДОУ, воспитанники и их родители.
Условия реализации проекта :
Заинтересованность родителей, регулярность и систематичность работы.
НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Просветительское представление Практически-действенное повышение
информации для повышения заинтересованности родителей
психолого-педагогической в выполнении общего дела, проявлении
культуры родителей творческих способностей, полноценном
эмоциональном общении
Критерии эффективности проекта
Рост мотивации Повышение статуса Взаимодействие педагогов Снижение срока
к изучению проблемы МДОУ и его конку- и родителей на основе откры- адаптационного
у всех участников рентноспособности тости, взаимообогащения, периода
проекта установления и расширения
Работа над проектом состоит из 3-х блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Информационно-аналитический блок
Сбор и анализ сведений Изучение семей, Выявление готовности
о родителях и детях их трудностей семьи ответить на запро-
и запросов сы дошкольного учреж-
дения
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов.
К этим методам относятся:
наблюдение
опрос анкети-
рование патронанс
интервьюиро-
вание изучение специальные
медицинских диагностические
карт методики
Работа в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям
родителей
Первое направление
передача им необходимой
информации по тому
или иному вопросу
Для решения вопросов в этом направлении используются разные формы
лекции Индивидуальное и подгрупповое консультирование
Информационные листы газеты Листы-памятки
Листы-памятки
Библиотека для родителей
видеотека
аудиотека
организация
Второе направление продуктивного общения всех участников
образовательного пространства, это -
обмен
мыслями идеями чувствами
С этой целью проводятся и планируются такие мероприятия, которые включали бы родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждало» бы взрослых вступить с ребенком в общение. Известно, что традиционное общение родителей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа «что ел, почему штаны грязные и т. п.»
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к празднику и т. д.)
Соответственно с решением данной задачи выбираются и формы
взаимодействия: ведение домашних
дневников
игротеки защита семейных прав
выставки выходного дня традиции издание семейных
газет, журналов
театральная пятница праздники
встреча с интересным человеком
Практический блок
Визитная карточка учреждения
с указанием направлений его деятельности,
программы, дополнительных услуг
информация о Наглядная информация график работы
достижениях для родителей сотрудников с деть-
ми и родителями
стенд о правах и обязанностях родителей,
который содержат краткие выдержки из
нормативно-правовых документов
знакомство с сотруд- комплект документов, рекомендаций,
никами группы, которую памяток к процессу адаптации
будет посещать ребенка
ребенок, медицинским
персоналом
Встреча родителей с заведующим
продумать место для проведения беседы, чтобы
родители почувствовали расположение подготовка гардероба для того, чтобы родители
руководителя к ним, желание разделить их заботы, могли раздеться и оставить свои вещи персоналом
помочь преодолеть трудности
информация об
охране жизни и Экскурсия по детскому саду организация питания
здоровья детей
развивающая среда оздоровительные процедуры дополнительные услуги
режим дня: воздушный, условия проведения гигиенических
световой, двигательный, процедур
питьевой
Встреча воспитателей с родителями
индивидуальные беседы посещение семьи
рассматривание фотоальбома создание родителями альбома
детского сада о собственном ребенке
План работы клуба
«Мамина радость»
№
п/п Наименование мероприятия Дата проведения и время Краткое описание мероприятия Участники Ответственные
1 Организация клуба. Проведение анкетирования май
18 ч 00
мин Выявить запросы родителей, мотивацию участия в работе клуба, индивидуальные способности членов клуба. Анкета. Сплочение группы Родители, подавшие заявления о приеме ребенка в детский сад; молодые семьи (потенциальные родители) Педагог-психолог
2 Журнал для родителей. Путь к материнству начинается с младенчества. сентябрь
18 ч 00 мин Пропаганда здорового образа жизни, создание положительной эмоциональной среды, межличностных отношений в семье Родители – участники клуба Педагог-психолог. Старший воспитатель
3 Экскурсия по детскому саду октябрь
18 ч 00 мин Показать родителям, что в дошкольном учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для формирования здоровья и развития ребенка. Организовать знакомство с сотрудниками ДОУ Родители – участники клуба Заведующий ДОУ
4 Учим малыша смотреть и видеть, слушать и слышать (семинар-тренинг) ноябрь
18 ч 00 мин О возможностях младенца и методах его развития. Анкета Л. Н. Галигузовой «Искусство общения с ребенком» с. 56. Упражнение «Кто это?» Родители – участники клуба Педагог-психолог
5 Перинатальная педагогика. Консультация для будущих родителей декабрь
18 ч 00 мин Дать знания будущим родителям о том, что они ответственны за здоровье будущего ребенка, самый ранний период развития человека представляет собой возможность для профилактически эмоциональных и физических отклонений Будущие родители, молодые семьи Педагог-психолог
6 Играем от души, играем вместе. Тренинг. январь
18 ч 00 мин Показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком. Какие игрушки нужны вашим детям? Чему обучается ребенок в игре? Родители – участники клуба Педагог-психолог, старший воспитатель
7 Обучение приемам релаксации. Тренинг по выходу из стрессовых состояний февраль
18 ч 00 мин Ознакомление с техниками самоуправления эмоциональных состояний. Упражнения: «Снятие мышечного напряжения», «Достижение состояния покоя», «Воспоминания детства», «Уверенность», тест «Самооценка эмоционального состояния» Молодые семьи, родители и участники клуба Педагог-психолог
8 Что надо знать о прививках. Юридические аспекты вакцинации. Закаливание и двигательная активность ребенка раннего возраста. Консультация. март
18 ч 00 мин На основе совершенствования сотрудничества с родителями облегчить процесс адаптации поступающих в ДОУ детей, уменьшить вероятность психосоматических заболеваний Родители – участники клуба Заведующий ДОУ, врач-педиатр
9 Об эмоциях раннего возраста. Игры для развития эмоциональной сферы. Семинар-тренинг апрель
18 ч 00 мин Обучение родителей способам развития эмоциональной готовности к созданию выразительных образов, созвучных эмоциональному состоянию ребенка Родители – участники клуба Педагог-психолог, воспитатели младших групп
10 Особенности психического развития ребенка в первые три месяца жизни. Консультация май
18 ч 00 мин Игры для развития двигательных способностей. Игры для развития зрительного аппарата. Игры для развития слуха Будущие родители, молодые семьи – участники клуба Педагог-психолог
11 Развитие речи детей третьего года жизни. Практическое
занятие сентябрь
18 ч 00 мин Ознакомление родителей с способом проведения игровых занятий с детьми. Речевое занятие «Кто в гости пришел?» Игры с куклой «Это что и для чего?» Родители – участники клуба Педагог-психолог, логопед или воспитатели
12 Консультация «Первый трудный возраст. От года до трех» октябрь
18 ч 00 мин Формирование позиции родителей как основы полноценного развития и воспитания ребенка. Взаимодействие с ребенком при проявлениях упрямства, своеволия, стремление к деспотическому подавлению окружающих Родители – участники клуба Педагог-психолог
13 «Семейные ценности». Выставка фотографий, коллекций, поделок, отражающих увлечения семьи ноябрь
18 ч 00 мин Объединить семью и сотрудников ДОУ в совместной деятельности, повышать статус семьи и авторитет педагогов Родители – участники клуба Педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели ДОУ
14 Мы с моей бабушкой – лучшие друзья. Вечер досуга. Совместные развлечения игры декабрь
18 ч 00мин Показать взрослым необходимость общения, духовную связь бабушек и внуков, учить играть вместе Родители, бабушки, дети Педагог-психолог, музыкальный руководитель
15 «Буду сильным, ловким, смелым». Спортивное развлечение январь
18 ч 00 мин Заинтересованность родителей новыми формами общения с детьми, показать значимость роли отца, дедушки, в воспитании ребенка Родители, дедушки, дети Инструктор по физической культуре, воспитатели ДОУ
16 «Если хочешь быть здоров». Развлечение-конкурс февраль
18 ч 00 мин Внедрять в повседневную жизнь семьи навыки здорового образа жизни, показать родителям возможности и варианты совместного проведения свободного времени Родители с детьми Медицинская сестра ДОУ, педагог психолог
17 «Вот и стали мы большие». Праздник март
18 ч 00 мин Заинтересованность родителей новой формой общения, при которой в процессе игр, развлечений дети взаимодействуют друг с другом и родителями. Родители с детьми Воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, педагог-психолог
18 Знакомство воспитателей с семьей. Организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей апрель Профилактика дезадаптации ребенка к детскому саду:
Анкета «Моя семья». Посещение семьи с получением информации о ребенке. Составление индивидуального плана – сопровождения проблемных детей Педагог-психолог, старший воспитатель, медицинская сестра, воспитатель младших групп
19 Анкетирование с целью отслеживания результатов работы клуба. Ознакомление родителей с уставом ДОУ, заключение договоров май
18 ч 00 мин Проведение итогов работы клуба Родители – участники клуба Старший воспитатель, заведующая ДОУ
Контрольно-оценочный блок
Это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий
Опрос книги отзывов оценочные листы
экспресс- собеседование
диагностики
наблюдения самоанализ
деятельности
Условия для реализации проекта
создание развивающей среды,
отвечающей потребностям
детей раннего возраста
наличие специально
оборудованных помещений
выбор образовательных
программ
определение актуальных форм
работы специалистов с
детьми и родителями
Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативное-правовое:
-Семейный кодекс РФ;
-Конвенция о правах ребёнка;
-Закон РФ об образовании;
-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
-Санитарно- эпидемиологические требования к организации режима и работы дошкольных образовательных учреждений;
-Устав МАДОУ;
-Локальные акты МАДОУ.
2. Информационное:
- информационная страница на сайте;
- информация в СМИ;
- мультимедийные презентации, выполненные педагогами и специалистами МАДОУ
3. Организационное:
- сотрудничество с районной поликлиникой;
- анализ ресурсов необходимых для реализации проекта;
- работа по управлению деятельностью участников проекта.
4. Материально-техническое:
- игротека;
- видеотека;
- методические и дидактические пособия, картотека.
5. Методическое:
- теоретическая и методическая литература;
- периодическая печать;
- СМИ для родителей;
- материалы по передовому педагогическому опыту.
6. Кадровое: в проекте участвуют :
- заведующий;
- старший воспитатель;
- педагог- психолог;
- логопед;
- музыкальный руководитель;
- медицинская сестра;
- врач-педиатр;
- гинеколог.
Предполагаемый результат по реализации проекта
- успешная адаптация к условиям детского сада и поступление в группу;
- обеспечение доступности образования для всех слоев населения;
- положительная динамика в развитии детских видов деятельности;
- практически исчез коммуникативный барьер между педагогами и родителями;
- низкий процент заболеваемости;
- осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста;
- повышение физического и психического уровня развития детей;
- подготовка родителей к поступлению ребенка в детский сад предполагает сохранение и развитие физического и психического здоровья;
- просвещение будущих родителей, молодых семей ориентирует взрослых на осознание личностной ценности и индивидуальной значимости ребенка.
Риски проекта
- рыночные – дефицит финансовых средств;
- организационные – стереотипы общественного сознания.