валентина каширина
Проект «Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование эмоционального отношения к социальным нормам у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: силуэты различных сказочных героев из плотного картона; кусочки ткани различной формы и фактуры для моделирования; бисер, цветной песок; цветной картон для фона; клей; набор картинок с изображением различных сказочных героев.
Занятие № 1. Чтение русской народной сказки «Морозко».
Занятие № 2. Беседа и разыгрывание ситуаций «Хорошее слово, да не к месту сказано».
Занятие № 3. Творческое моделирование «Мой любимый герой из сказки».
Занятие № 1 (конспект)
Публикация «Проект „Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит“» размещена в разделах
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Чтение русской народной сказки «Морозко».
Цель: Уточнять представления детей о таких моральных качествах, как доброта и злость. Знакомить с такими моральными качествами, как вежливость и грубость.
Оборудование: иллюстрации к сказке «Морозко».
Ход занятия:
П: - Каждое утро наша встреча в детском саду начинается со слова …
Д: - Здравствуйте.
П: - А кому вы еще говорите это слово?
Д: - Маме, папе, бабушке, дедушке, соседям, друзьям, знакомым.
П: - А что означает это слово?
Д: - «Здравствуйте» значит «будьте здоровы».
П: - Можно ли сказать незнакомому человеку «Привет!».
Д: - Нет,нельзя.
П:- Верно. Это будет невежливо. Так можно обращаться только к близким людям. А как можно еще здороваться?
Д:- Можно здороваться за руку. А еще можно говорить «Хэллоу!». Еще можно сказать «Добрый день или вечер».
П:- Молодцы! Много вариантов знаете. А как следует вести себя, когда вы здороваетесь?
Д:- Нужно хорошо себя вести, улыбаться, кивать головой, смотреть в глаза.
П:- Сейчас я прочитаю вам сказку, в которой вежливость и грубость сильно повлияли на жизнь двух девочек.
(Читается сказка «Морозко»).
П:- Понравилась вам сказка? А кто понравился?
Д:- Да, сказка понравилась, интересная. А у меня такой мультик есть. Мне понравился Мороз. А мне больше всего понравилась добрая девочка. Мне тоже понравилась падчерица.
П:- А кто не понравился и почему?
Д:- Мне не понравилась старуха, потому что она злая и жестокая. Хотела чтобы девочка умерла. А мне еще не понравилась старухина дочка, потому что она ленивая и не знает добрых слов.
П:- Назовите моральные качества падчерицы. Какая она?
Д:- Она добрая, ласковая, трудолюбивая, вежливая.
П:- Назовите моральные качества родной дочери старухи.
Д:- Она ленивая, грубая, злая, не вежливая.
П:- Как отплатил Морозко девочкам?
Д:- Падчерицу наградил, подарил ей красивое платье, дал ей короб с подарками за ее доброту и вежливость. А старухину дочь наказал за то, что она злая и не вежливая.
П:- Молодцы! А теперь давайте вместе с вами рассмотрим иллюстрации к сказке. Кто изображен на картине?
Д:- Морозко и падчерица.
П:- А как вы догадались что это падчерица, а не старухина дочка?
Д:- Потому что девочка улыбается и у нее добрые глаза. На ней красивая юбка и новая шубка. У нее в руках птичка, которую она греет, значит это добрая девочка. И у Морозко тоже добрые глаза, он тоже улыбается, значит ему эта девочка очень нравится.
П:- Все правильно. А теперь давайте вспомним как выглядит злой человек?
Д:- У злого человека хмурое лицо, брови нахмурены, рот сжат, губы тонкие. Он не улыбается, взгляд жесткий. Бывает, что человек когда злится, то руки складывает на груди.
П:- Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру под названием «Изобрази эмоции». (Психолог вместе с детьми повторяет признаки, характеризующие внешние проявления злости, доброты и радости. И каждый ребенок показывает эти эмоции).
П:- Все молодцы! (Рефлексия). Занятие окончено. Всем спасибо.
Занятие № 2 (конспект).
Беседа и разыгрывание ситуации «Хорошее слово, да не к месту сказано».
Цель : выяснить каких сказочных персонажей дети относят к добрым, а каких к злым; учить понимать, как слова (вежливые или грубые, могут влиять на эмоциональное состояние человека.
Оборудование: набор картинок, с изображением различных сказочных персонажей; рассказ Л. Каминского «Как Маша яблоко ела».
Ход занятия:
Детям предлагаются для рассматривания картинки, на которых изображены персонажи различных сказок. И дети определяют какой персонаж из них злой, а какой – добрый. По окончании дети отвечают на вопросы.
П:- Дети, ответьте, пожалуйста, какого человека называют добрым?
Д:- Добрым называют того, кто никого не обижает, кто не дерется, не обзывается, всем помогает. Кто не совершает плохих поступков. Всегда здоровается и вообще вежливый.
П:- А какого человека называют злым?
Д:- Который делает все наоборот. Он всех обижает, с ним никто не хочет дружить из-за этого. Он не вежливый, ни с кем не здоровается.
П:- Вы знаете добрых людей?
Д:- Да, я знаю добрых – это моя крестная Лена. А у меня бабушки добрые. А у меня есть старшая сестра – она добрая.
П:- А злых?
Д:- Нет, я никогда не видела злых людей. Я тоже никогда не видела. А я видела: у нас во дворе один мальчик всех детей всегда обижает, песком их посыпает. Все дети от него плачут во дворе.
П:- Какие люди вам больше нравятся добрые или злые?
Д:- Конечно, добрые люди больше нравятся. Добрыми становятся те, кого родители воспитывают. А меня уже не надо воспитывать, я уже воспиталась. Я всегда со всеми здороваюсь. А я тоже добрая и вежливая.
П:- Молодцы, девочки! Я вижу, что вы все добрые и воспитанные. А теперь послушайте небольшой рассказ и давайте мы вместе подумаем какая девочка в этом рассказе воспитанная или нет
(читается рассказ Л. Каминского «Как Маша яблоко ела»)
«Как-то раз, когда Маша была маленькая, папа угостил ее большим и красивым яблоком. Маша откусила кусочек, потом протянула яблоко папе и сказала:
- Папа, съешь яблоко сам, оно внутри гнилое!
- Как тебе не стыдно! – сказал папа. - Так говорят только не вежливые люди!
Тогда Маша подумала и сказала:
- Папа, съешь, ПОЖАЛУЙСТА, сам это яблоко, оно внутри гнилое!
Сейчас Маша уже большая и ходит в школу. И теперь она уже знает, что нельзя предлагать другим то, что не нравится тебе самому. А кто так поступает, считается не культурным человеком Даже если он говорит такое слово, как, ПОЖАЛУЙСТА».
Обсуждается поведение Маши. Рассматриваются варианты желательного поведения. Разыгрывается с детьми данная ситуация. (Рефлексия).
Занятие № 3 (конспект).
Творческое моделирование «Мой любимый герой сказки»
Цель: учить передавать свое отношение к моральным качествам персонажей сказок, используя средства художественной выразительности.
Оборудование: набор вырезанных из картона силуэтов героев сказок, бисер, цветной песок, кусочки ткани, фломастеры, бусинки и т. п., клей, цветной картон для фона.
Ход занятия:
П:- Здравствуйте, дети. На прошлом занятии мы с вами выяснили, что все вы любите сказки и положительных героев этих сказок. Посмотрите, я вам приготовила силуэты различных героев. Силуэт – внешний контур предмета. Сейчас мы и узнаем сможете ли вы угадать кто это (детям показываются силуэты и они угадывают героев).
П:- Правильно, вы всех угадали. Молодцы. Но вспомните, эти герои у нас какие?
Д:- Добрые, положительные.
П:- А положительные герои какими должны быть?
Д:- Красивыми.
П:- А сейчас у нас герои красивые?
Д:- Нет, сейчас они просто белые и не красивые.
П:- А хотите чтобы они стали красивыми? Сейчас мы с вами превратимся в художников и дизайнеров и сделаем из этих невзрачных фигурок настоящих сказочных героев. Посмотрите, на вашем столе лежат различные материалы, с помощью которых мы будем совершать превращение. Выбирайте себе любого героя, которого хотите. Все выбрали? А теперь начинаем волшебство ….