Елена Ковынева
Проект по ПДД «Добрая дорога в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах «Добрая дорога в детский сад» разработан с целью вооружения дошкольников знаниями правил дорожного движения, привития навыков повседневного использования данных знаний на практике и тем самым предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма на дорогах нашего города. Проект основан на организации совместной познавательной, исследовательской, творческой и игровой деятельности воспитанников и партнеров на основе компьютерной телекоммуникации (использование презентаций, мультимедийных пособий, интерактивных игр и викторин и др.)
Публикация «Проект по ПДД „Добрая дорога в детский сад“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Доброта. Проекты
- Наш любимый детский сад. Проекты
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Паспорт проекта
Наименование
проекта
Добрая дорога в детский сад
Цель проекта
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной обстановке.
Задачи проекта
Образовательные:
Знакомить воспитанников со значением дорожных знаков, учить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Формировать у дошкольников навыки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Развивающие:
Расширять словарный запас детей по дорожной грамотности.
Создавать условия для сознательного изучения дошкольниками Правил дорожного движения.
Повышать компетентность родителей по особенностям формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Воспитательные:
Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов.
Сроки и этапы реализации
Срок реализации – 1 год.
Этапы:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
Ожидаемые результаты
Сформированность навыков спокойного, уверенного, безопасного поведения дошкольников на дорогах;
знание правил дорожного движения, умение применять эти знания в дорожных ситуациях;
умение предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них;
умение свободно пользоваться дорожной грамотой : автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор;
повышение знаний у родителей об особенностях формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, в транспорте.
Целевые группы
воспитанники старшей группы,
родители воспитанников.
Сотрудники проекта
ГИБДД, районная библиотека.
Аннотация к проекту
Актуальность
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России за 2014 год, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Согласно аналитической справки о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в Новгородской области за 12 месяцев 2019 года Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области, зафиксировано 394 ДТП с участием детей, 25 погибло, 415 травмировано. Неблагополучное положение с детским ДТП наблюдается в ряде городов и районов, в том числе и в Валдайском районе. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно, - всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В нашем ДО накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. С воспитанниками старших возрастных групп проводятся: соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий. В мае 2020 года в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» наше дошкольное отделение получило - мультимедийный интерактивный комплекс ПДД «Стоп», позволяющий в игровой форме формировать навыки безопасного поведения на дороге. В связи с этим, мной был создан проект по теме : «Добрая дорога в детский сад»
Новизна
В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоционально- волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников. Большую помощь в этом оказывает мультимедийный интерактивный комплекс ПДД «Стоп». Специальное оборудование делает занятия ПДД не только полезными, но и максимально интересными, позволяет организовывать обучающие игры и прорабатывать различные дорожные ситуации на практике. А благодаря ИКТ-технологиям процесс формирования знаний происходит быстрее и интересней.
Гипотеза
Проблема формирования у старших дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах будет решена, если её решать комплексно, совместно с родителями, педагогами, используя современные педагогические технологии и специальное оборудование.
Тип проекта
Учебный, долгосрочный.
Сроки реализации проекта :
01.09.2020 г. по 31.05.2020 г.
Ресурсное обеспечение проекта :
мультимедийный интерактивный комплекс ПДД «Стоп»;
компьютерные телекоммуникации (мультимедийные презентации, пособия, интерактивные игры, викторины и др.)
Уголки в групповых комнатах «Азбука дорожной безопасности».
Стенды для родителей.
Наглядный материал (транспорт различного функционального назначения, настольно-печатные игры, дидактические игры по ПДД, плакаты, иллюстрации, дорожные знаки, сюжетные картинки с изображением ситуаций на дорогах, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Дорожное движение», «Инспектор ДПС» «Автошкола», «СТО»)
Библиотека «Школа тётушки Совы» (детская литература о безопасности дорожного движения)
План реализации проекта
Подготовительный этап.
(сентябрь 2020)
- подборка художественной литературы, подготовка наглядного иллюстрированного материала по теме проекта. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме, а также мультимедийных презентации, пособий, интерактивных игр и викторин.
Список методической литературы для изучения воспитателям:
1. К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
2. Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л., «Безопасность»;
3. В. А. Добряков «Три сигнала светофора»;
4. В. Э. Рубляк «Правила дорожного движения»;
5. Е. С. Смушкевич, А. Я. Якупов «Мы по улице идем»;
6. Э. Я. Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»;
7. Т. Г. Кобзева «Правила дорожного движения»;
8. Т. А. Кузьмина «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»;
9. Г. Д. Беляевскова «Игротека юного пешехода».
Укрепление материально-технической базы и пополнение предметно-развивающей среды.
Изготовление атрибутов к дидактическим сюжетно–ролевым играм по ПДД
- Приобретение атрибутов по ПДД,
- оформление игровых уголков для детей в группах и информационного стенда для родителей,
- изготовление учебно–дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал).
-«Дорожное движение»,
- «Инспектор ДПС»,
-«Автошкола»,
- «СТО»,
- «Красный – зеленый»,
- «Какой это знак?»,
- «Кто больше знает?»,
- «Собери знаки»,
- «Угадай-ка».
Работа с воспитанниками
Разучивание подвижных игр по ПДД.
Проведение бесед с целью выявления базовых знаний о ПДД.
«Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Зачем нужны дорожные знаки?», «Кто управляет дорогой?», «Как вести себя на улице и в транспорте?».
Работа с родителями
Знакомство родителей с проектом;
Анкетирование и тестирование родителей.
Анкета «Взрослые и дети на улицах».
Мультимедийные презентации.
Основной этап
(октябрь 2020 г. – март 2020 г.)
Список художественной литературы для изучения детьми старшего дошкольного возраста:
1. Б. Житков «Светофор»; С. Волкова «Про правила дорожного движения»;
2. О. Бедарев «Азбука безопасности»;
3. В. Клименко «Происшествия с игрушками»;
4. С. Михалков «Три чудесных цвета», «Моя улица», «Скверная история»; «Светофор»;
5. И. Мигунова «Друг светофор»;
6. В. Иришин «Прогулка по городу»;
7. А. Дмоховский «Чудесный островок»;
8. Н. Кончаловская «Самокат»;
9. В. Кожевников «Светофор»;
10. Д. Хурманек «Перекресток»;
11. М. Дружинина «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»;
12. А. Иванов «Азбука безопасности»;
13. А. Кривицкая «Тайны дорожных знаков»;
14. И. Серяков «Улица полна неожиданностей»;
15. М. Пляцковский «Светофор».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (в свободной деятельности) :
Задачи работы по ознакомлению с правилами дорожного движения
в старших дошкольных группах (Приложение 1)
1. Мультимедийные презентации)
Темы:
- «Знаки дорожные помни всегда»;
- «Осторожно, дорога!»;
- «О работе ГИБДД»;
- «Транспорт на улицах города»;
- «Твой приятель – светофор»,
- «Улицы города», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад»,
- «Мы – пассажиры»,
- «Мы – пешеходы»,
- «Основные части улицы».
2. Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Если бы все знаки перепутались?»; «Истории в транспорте».
3. Разбор ситуаций: «Чего не должно быть», «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Что нужно знать, если находишься на улице один».
4. Рассматривание с детьми плакатов, рисунков, фотографий о дорожных ситуациях. Работа со схемами.
5. Просмотр видеоматериалов «Уроки осторожности с тетушкой Совой».
Организованная образовательная деятельность (ОБЖ и ПДД) :
Работа с детьми на мультимедийном интерактивном комплексе ПДД «Стоп».
Организованная образовательная деятельность (изобразительная деятельность) :
- рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улица города»;
- лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;
- аппликация: «Шумный перекресток», «Дорожный знак»;
-конструктивно-модельная деятельность: «Улица моего города», ситуационно- имитационное моделирование.
- музыка: разучивание песен по теме проекта.
Работа подгруппами (по системе Е. А. Козловской) для воспитанников старшей группы (Приложение 2)
7 занятий (1 раз в месяц) :
Занятие 1. Тема: Дорога в детский сад и домой
Занятие 2. Тема: Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Что такое транспорт?
Занятие 3. Тема: Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.
Занятие 4. Тема: Светофор.
Занятие 5. Тема: Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
Занятие 6. Тема: Пешеходный переход
Занятие 7. Тема: Что означают дорожные знаки
Конкурсы для детей и родителей:
1. Конкурс ДО на лучший рисунок по пропаганде ПДД совместно с родителями на тему «Я пешеход».
2. Муниципальный конкурс среди воспитанников и педагогов ДО «Дорожная Азбука».
3. Областные конкурсы по профилактике ДДТ среди педагогов и воспитанников (согласно годовых планов работы различных структур и ведомств)
Игровая деятельность:
Использование компьютерных телекоммуникаций (обучающие и закрепляющие мультимедийные презентации)
Темы бесед:
1. Дидактические игры: «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Виды перекрестков», «Логическая дорожка», «Поставь дорожный знак», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Доскажи словечко», «Узнай по описанию», «Цветные автомобили».
2. Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Красный, жёлтый, зеленый».
3. Сюжетно- ролевые игры: «Путешествие по городу», «Поездка на дачу», «У бабушки в поселке», «Механики», «Водители и пешеходы».
Целевые прогулки и экскурсии:
Встречи с инспектором ГИБДД. (Приложение 3)
- прогулки к перекрёстку, по улицам города «Почему шумит улица?», наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации;
- экскурсия в здании ГИБДД, встреча с ее сотрудниками.
Проведение развлечений, викторин: «В гости к жителям страны Светофория»; (Приложение 3, викторины «Дорожная азбука», «Пешеход на улице», досуг «Посвящение в пешеходы».
«Авария на дороге» – тренинговая адаптивная (социальная) игра с сюжетно-ролевыми действиями.
«Перекресток» – досуговая развлекательная игра.
«Кто самый быстрый водовоз?» – досуговая подвижная игра-соревнование.
Темы игровых проблемных ситуаций:
- Расшифровка письма от регулировщика;
- обыгрывание разных дорожных ситуаций;
- объяснение правил дорожного движения;
- инструктор по физическому развитию проверяет знание правил вождения велосипеда, инспектор ГИБДД вручает «права».
Работа с родителями:
1. Интерактивные формы взаимодействия с родителями (развлечения, дискуссии, практикумы)
2. Развлечение с родителями: «Я знаю правила дорожного движения.
3. Игровой тренинг (родители и дети) «Кто лучше всех знает правила дорожного движения и умеет их применять в разных ситуациях?»
4. Дискуссия «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»
5. Практикум: «Как поступить в данной ситуации»
6. Просветительская работа по пропаганде правил дорожного движении среди родителей.
7. консультации, беседы,
Темы выступления на родительских собраниях для педагогов:
8. «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»;
«Ваш ребёнок на улице»,
«Предупреждение дорожно-транспортного травматизма»
«Родителям – о безопасности дорожного движения», «Автокресло – детям»,
«Безопасность детей – забота взрослых»,
«Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» (Приложение)
9. Памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД,
10. Буклет для родителей «Правила езды на велосипеде для дошкольников».
11. Папки-передвижки «Самые важные правила- правила дорожного движения!»
12. Презентация «Опасности на дороге», «Статистика ДДП с участием детей» и др.
13. Информация в родительский уголок: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это надо знать»,
14. Выставка мини-музея «Все о дороге».
Заключительный этап
(апрель-май 2020)
1. Приглашение родителей и коллег на итоговые открытые мероприятия по ПДД.
2. Проведение итоговой диагностики знаний и умений детей по ПДД.
3. Анализ отчетов воспитателей о работе по данному направлению.
4. Презентация итогов реализации проекта на педсовете.
5. Систематизация апробированных материалов.
6. Разработка методических рекомендаций для педагогов по проблеме дорожно-транспортного травматизма.
7. Создание портфолио проекта.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
У детей сформированы знания о правилах дорожного движения, умения и навыки применять эти знания в дорожных ситуациях.
Для родителей:
У родителей повышена компетентность в вопросах формирования навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах.
Оценка результатов:
Оценка эффективности проекта оценивается с помощью диагностических карт, разработанных в соответствии с ФГОС ДО и Образовательной программой МАОУ «Гимназия» г. Валдай дошкольное отделение «Колосок» по следующим критериям:
1. (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие») :
Ребё нок 4-5 лет:
- Соблюдает правила поведения на улице и в транспорте.
- Соблюдает элементарные правила дорожного движения.
- Различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение.
- Понимает значение сигналов светофора.
- Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». -
- Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
5-6 лет:
- Соблюдает правила поведения на улице, в транспорте, ПДД.
- Различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение.
- Понимает значение сигналов светофора.
- Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Подземный пешеходный переход».
- Различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра».
6-7 лет:
-Соблюдает правила поведения на улице, в транспорте, ПДД.
- Различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение.
- Понимает значение сигналов светофора.
- Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Подземный пешеход. переход».
- Различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебра».
Кроме того, проверка знаний воспитанников в области безопасного поведения на дороге проводится с помощью мультимедийных тестов для детей.
Дальнейшее развитие проекта
Успешная реализация проекта дает возможность реализовывать его на других возрастных группах, разместить проект на сайте ДО, обобщить опыт работы на районном методическом объединении, а также разработать программу по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.
Список используемой литературы
Авдеева, Н. Н. Безопасность. [Текст] / Н. И. Авдеева. – Санкт-Петербург: Детство – ПРЕСС, 2002.
Авдеева, Н. Н, Князева, О. Л., Стеркина, Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина – М. : Просвещение, 2007 г.
Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. [Текст] / К. Ю. Белая. – М. : Просвещение, 2001.
Васеонова, Н. Е. Правила дорожного движения. [Текст] / Н. Е. Васеонова. – М. : Просвещение, 2001.
Гаврилина, С. Е. Безопасность вашего малыша. [Текст] / С. Е. Гаврилина. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Гудимов, В. П. Сборник тематических загадок для дошкольников. [Текст] / В. П. Гудимов. - М. : ТЦ Сфера, 2002.
Петров, А. В. Я бегу через дорогу. [Текст] / А. В. Петров. – М. : Карапуз, 2003.
Соколова, Е. С. Правила безопасности поведения. [Текст] / Е. С. Соколова. - Ярославль: Академия развития, 2009.
Шорыгина, Т. А. Основы безопасности для детей. [Текст] / Т. А. Шорыгина. – М. : Сфера, 2007.
Т. Г. Кобзева «Правила дорожного движения»; Волгоград, 2014.
Т. А. Кузьмина «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»; Волгоград,2007.
Г. Д. Беляевскова «Игротека юного пешехода». Волгоград, 2019.