Наталья Шумакова
Проект «Дни недели» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект (средняя группа
Комитет по образованию
Администрации Марьяновского муниципального района
МБДОУ «Москаленский детский сад»
Краткосрочный проект
«Разноцветная неделя»
Выполнила Шумакова Наталья Васильевна
Воспитатель средней группы
МБДОУ «Москаленский детский сад»
2016 год
Вид проекта :
Исследовательско-творческий, информационно – практико — ориентированный
Публикация «Проект „Дни недели“ (средняя группа)» размещена в разделах
Участники:
Воспитатель, дети средней группы, родители.
Сроки проведения: краткосрочный (2 недели)
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация» — беседы, общение.
«Познание» — эксперимент, познавательныбеседы, дидактические, развивающие игры.
«Чтение художественной литературы» — разучивание стихотворений, считалок, песенок, потешек.
«Физическая культура» — физминутки, подвижные игры.
Проблема:
Понятие времени довольно сложно усваивается маленькими детьми. Дошкольники часто путают понятие вчера, сегодня, завтра, забывают дни недели, особенно порядок следования дней недели друг за другом.
Актуальность проблемы:
Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Цель:
Познакомить и закрепить с детьми знания о днях недели по цветам радуги.
Задачи:
- Научить детей в игровой форме дням недели.
- Познакомить детей с названиями и последовательностью дней недели.
- Закрепить в активной речи названия, последовательность дней недели.
- Помочь запомнить расположение цветов радуги, развивать речь и словарный запас ребят
- Способствовать умению детей самостоятельно ориентироваться в последовательности и названиях дней недели.
- Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментальной деятельности.
- Развивать внимание, память, мышление.
Ожидаемые результаты:
- Дети называют последовательность дней недели, цветов радуги и активно употребляют в речи.
-«Любознательный», активный», эмоционально отзывчивый, овладевший основными способами и приемами получения информации.
- Интерес к исследовательской и художественной деятельности возрастёт.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап
2. Информационно – практико — ориентированный этап
3. Итоговый Этап
1. Подготовительный этап:
- Окрашивание соли гуашевыми красками (красный, зелёный, жёлтый, синий, фиолетовый, чёрный)
1)Высушивание окрашенной соли.
2)Разминание соли.
3) Засыпание соли в бутылку ровными слоями.
-Смешивание (красного, желтого, зеленого и синего цветов на мокром листе бумаги) получение оттенков радуги
2. Информационно – практико — ориентированный этап:
- Соотношение дня недели и цвета (понедельник -красный, вторник - зелёный, среда - фиолетовый, четверг - жёлтый, пятница - синий, суббота - белый, воскресенье - черный). В каждый цветной день дети приходили в одежде соответствующего цвета.
-Беседа "Почему дни недели так называются"
-Разучивание стихов, загадок, считалок
-Дидактические игры для изучения дней недели :
"Хлопни, услышав название дня недели"
"Выходные-будни"
"Пропой дни недели"(по ноткам)
Подвижные игры:
"По порядку становись" Дети с карточками в руках от 1 до 7 по команде воспитателя становятся по порядку.
"Покажи правильно" Каждому дню недели соответствует определенное движение (составить комплекс утренней гимнастики, разучить в конце недели)
Физминутка "Неделька".
Совместно с родителями сочинить сказки о днях недели.
3. Итоговый Этап:
- Дидактическое пособие- Лепбук "Дни недели", совместное изготовленное с детьми и родителями.
- Фото-выставка для родителей о проведенной работе. «Рисуем радугу».
- Информационный стенд "Происхождение дней недели"
Приложение:
Д\игра «В среду мы не хлопаем»
Вы называете любые дни недели, ребенок хлопает в ладоши (1 раз). Но в среду в ладоши хлопать нельзя!
Д\игра «Выходные – будни»
Если вы называете будний день недели, то ребенок делает вид, что он что-то делает: играет в игрушки, пишет, рисует. Если выходной – хлопает в ладоши или делает вид, будто спит, или что-то другое на ваше усмотрение.
Д\игра «Матрешки – дни недели»
Выстройте вместе с ребенком 7 матрешек по росту и попросите его назвать каждую матрешку определенным днем недели. Все семь матрешек – это неделя.
"По порядку становись" Дети с карточками в руках от 1 до 7 по команде воспитателя становятся по порядку.
Стихи о днях недели
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
Семь дней недели
Жаль, всего семь дней в неделе –
Дел навалом у Емели:
В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во ВТОРНИК –
Он плетёт слону намордник.
Языком молотит в СРЕДУ
И баклуши бьёт соседу.
После дождичка в ЧЕТВЕРГ
Он пускает фейерверк.
ПЯТНИЦА – тяжё лый день:
Тень наводит на плетень.
И СУББОТА не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день –
Сдвинет шапку набекрень…
Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ –
Это праздник и веселье:
И, улёгшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле…
Было б восемь дней в неделе –
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!
(А. Усачёв)
Ленивец - вовсе не бездельник!
Судите сами:
В понедельник
Ленивец лапой вытер нос,
Во вторник - подобрал кокос.
И в среду сделал много дел -
Два раза в небо поглядел.
В четверг - полянку обошел.
И в пятницу - банан нашел.
В субботу - пот со лба смахнул.
А в воскресенье. отдохнул!
***
Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ
В отличном клубничном варенье.
В ПОНЕДЕЛЬНИК - в вишневой наливке,
Во ВТОРНИК - в томатной подливке,
В СРЕДУ - в лимонном желе,
В ЧЕТВЕРГ - в киселе и смоле.
В ПЯТНИЦУ - в простокваше,
в компоте и в манной каше…
В СУББОТУ, помывшись в чернилах,
Сказала : - Я больше не в силах!
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала!
(Ян Бжехва)
***
«Семь дней недели»
Жаль, всего семь дней в неделе –
Дел навалом у Емели:
В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во ВТОРНИК –
Он плетёт слону намордник.
Языком молотит в СРЕДУ
И баклуши бьёт соседу.
После дождичка в ЧЕТВЕРГ
Он пускает фейерверк.
ПЯТНИЦА – тяжё лый день:
Тень наводит на плетень.
И СУББОТА не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день –
Сдвинет шапку набекрень…
Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ –
Это праздник и веселье:
И, улёгшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле…
Было б восемь дней в неделе –
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!
(А. Усачёв)
***
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
***
Жил-был у бабушки серенький козлик.
Козлик плохим не страдал аппетитом.
Съел в понедельник над речкой мостик,
Скушал во вторник стирку с корытом.
В среду - к обеду - обои со стенки.
В четверг - только пенки с варенья и гренки.
В пятницу - боты, колготы и ноты.
Так он едва дотянул до субботы.
Съел в воскресенье с кровати подушку,
Две простыни, одеяло на вате.
Слышали все, как шептала старушка:
"Шёл бы ты, миленький, в лес погуляти".
физминутка «Дни недели»
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду – мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу – торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали,
Плясали,
Дни недели – посчитали».
Загадки
Говорят, что он тяжёлый,
И не дружит с ним бездельник.
На работу, в садик, в школу
Отправляет (понедельник).
Весь в заботах спозаранку,
Нас напоит и накормит.
Он вторым стоит по рангу.
Ну, конечно, это (вторник).
В поездах, в цехах, в машинах
Этот день всегда в трудах.
Он – недели середина,
Ну, а попросту, (среда).
Этот – труженик умелый.
Лень и праздность он отверг.
Всё спешит успеть доделать
День по имени (четверг).
Притомившийся с полудня,
День под горку катится.
"Ох, устала! Отдохнуть бы!"
– Размечталась (пятница).
В этот день нас ожидает
Лишь домашняя работа.
Моет, чистит, прибирает
День по имени (суббота).
Всех оставит дома утром
День-волшебник. Вот везенье!
Но проходит почему-то
Очень быстро (воскресенье)
1. В понедельник Коле, Свете
Принесу в детсад конфеты,
А у Иры в воскресенье
Будет праздник - День рождения.
Постараюсь сосчитать,
Сколько воскресенье ждать.
(Дети считают, сколько и какие дни недели будут до
воскресенья)
2. В среду к детворе детсада
Цирк приедет с клоунадой.
А сегодня - воскресенье
Сколько дней до представленья?
3. Не пришла в детсадик Оля,
Заболела она что ли?
Вторник наступил с утра,
В среду к ней сходить пора.
А пока среда придёт,
Сколько времени пройдёт?
4. На неделе в детский сад
Ходим мы дней пять подряд.
А назвать, дружок, ты сможешь
Дни, когда ты в садик ходишь?
5. Мама говорит:"В субботу
Не пойду я на работу,
Вот купила я билет,
"Мы поедем на балет"
Будет скоро ли балет?
Долго ждать мне или нет?
Считалочка
Раз, два, три, четыре, пять!
начинаем дни считать:
понедельник-самый первый,
вторник-этот день второй,
третий день посередине
называется средой.
а четверг-четвертый день,
заучить его не лень.
пятница у нас день пятый,
а суббота-день шестой,
и осталось воскресенье-
день седьмой и выходной!
Почему дни недели так называются?
Прежде чем понять, почему дни недели так называются, нужно сперва уяснить, что в старославянском языке (а у многих славянских народов - и по сей день) слово "Неделя" имело отличное от современного значение.
Так называли последний день седмицы (аналога современной недели, выходной, когда ничего "не Делали". Отсюда, собственно, и его название - "Неделя".
Понедельник.
Являясь первым днем недели, понедельник сохраняет в своем названии старославянский смысл "Недели". Это день, наступивший после недели (воскресенья) - по - недельник.
Вторник.
В названии вторника уже четко просматривается слово "Второй", что вполне логично. Второй день недели или второй день после недели - оба значения равноценны и верны.
Среда.
Название среды происходит от слова "Середина". Несмотря на кажущуюся нелепость - ведь "Средним" днем недели является четвертый, а не третий - объяснение этому имеется. Все дело в том, что, согласно религиозным обычаям, первым днем недели считается воскресенье (во многих странах эта традиция сохранена и поныне, вспомнить хотя бы Америку и Англию.
Четверг и пятница.
И снова все понятно - название произошло от слова "Четыре", четвертый день недели. То же самое касается и пятницы, название которой произошло от слова "Пять".
Суббота.
Название субботнего дня произошло от древнееврейского слова "Саббат" ("шабат" - "покой", "отдых от работы". И действительно, еврейская религия всегда считала днем отдыха именно субботу.
Воскресенье.
Нетрудно догадаться, что название седьмого дня недели связано с великим событием - воскресением Иисуса Христа. Именно поэтому с введением христианства старорусское название последнего дня недели было изменено на "Воскресенье". А слово "Неделя" с тех пор употребляется, внимание, только в новом значении, заменив собой старорусскую седмицу.
НОД «Подготовка ко Дню рождения!»
Программное содержание:
1. Познакомить детей с днями недели;
2. Закреплять знания о последовательности дней недели;
3. Воспитывать интерес к занятиям.
Материал: Наглядная модель «Неделя до Дня рождения»; карточки к дидактическим играм «Поможем Нюше навести порядок», «Соберем букет для Нюши», «Подбери наряд».
Содержание занятия:
Проснувшись как-то утром хрюшка Нюша, перевернула лист календаря и поняла, что через неделю у неё День рождения! Она, бедняжка, ждала его целый год и вот до долгожданного праздника осталась всего неделя. А может еще целая неделя! По правде сказать, Нюша не знала много это или мало. Но глубоко в душе чувствовала, что надо срочно готовиться к празднику, чтобы за неделю успеть сделать всё! День рожденья уже в Воскресенье, а оно не за горами!
-Ребята, а вы знаете что такое неделя? И из чего она состоит? Правильно ребята в неделе 7 дней (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье). Первые пять дней - это рабочие дни, в эти дни взрослые работают, дети ходят в детский сад или учатся в школе. Последние два дня (суббота и воскресенье) - это выходные дни, в эти дни все люди отдыхают.
Итак…Понедельник –первый день. В понедельник Нюша решила навести порядок в Квартире, чтобы гости, которые придут на день рождения, увидели какая она аккуратная и чистоплотная хрюшка. (Д/и «Поможем Нюше навести порядок»)
- Ребята, что решила сделать Нюша в понедельник? Понедельник- это какой день недели по счету. Почему она решила убраться в квартире?
Вторник-день второй. Проснувшись Нюша решила развести всем друзьям приглашения на свой День рождения, чтобы все заранее позаботились о подарках для неё. Она села на свой велосипед и поехала. (Физ. минутка. – А сейчас представьте себе, что ваши стулья превратились в велосипеды. “Выкатите” их на середину класса, поднимите ноги и покрутите педали. Теперь поворачиваем руль. Получилось)
Что же сделала Нюша во вторник? За каким днем недели следует всегда вторник? Сколько дней уже Нюша готовится к Дню рождения?
Среда – день третий. Чтобы на свой День рожденья выглядеть свежей и неотразимой, Нюша решила, что надо хорошенько выспаться и проспала весь день. Теперь уж ей свежести хватит!
Какой день недели следует за вторником? Когда же это Нюша проспала весь день? Правильно в среду. Среда – это середина недели.
Четверг – день четвертый. Этот день Нюша посвятила собиранию ромашкового букета. Ромашки - её любимые цветы, поэтому она решила, что на праздничном столе должна стоять ваза, именно с ромашками! (Д/и «Соберем букет для Нюши»)
Какой же день недели Нюша посвятила собиранию ромашкового букета? Какой он по счету в неделе? А почему Нюша решила собрать именно ромашки?
Пятница – день пятый. «Танцы! О Боже, как же она могла про них забыть! День рожденье на носу, а Нюша еще не выучила не одного нового ПА. А вдруг, да не вдруг, а точно, кто-нибудь пригласит её на танец.» И Нюша, прибавив громкость на своем радиоприемнике, приступила к разучиванию новых движений. (Танцы под ритмическую музыку)
Какой день недели был когда Нюша решила разучить новый танец? За каким днем недели следует пятница? Какая она посчету?
Суббота – шестой день. Самый важный и ответственный. В этот день Нюша решила подобрать себе наряд, который поразит всех её друзей и в котором она будет самой очаровательной хрюшкой! (Д/и «Подбери наряд»)
Какой день недели следует за пятницей? Когда Нюша танцевала? А когда Нюша выбирала платье? Правильно. Суббота какой день по счету в неделе?
Воскресенье – седьмой день недели. Вот он, наконец-то День рождения! Неделя пролетела незаметно. Семь дней Нюша усердно готовилась и наконец, приготовилась!Время встречать гостей и принимать подарки!
Какой же последний день в неделе? Какой он по счету? А почему он выделен красным цветом?В какой день недели у Нюши День рождения? Сколько дней Нюша готовилась к его празднованию?
Мы хорошо потрудились, помогая Нюше готовиться к Дню рождения и конечно не останемся без угощения! (Дети получают конфеты)
Вопросы и задания
• Сколько дней в недели?
• Какой день недели у нас красного цвета, синего, желтого?
• Перечисли дни недели в обратном порядке от воскресенья до понедельника.
• Назови и покажи рабочие и выходные дни.
• Назови и покажи дни недели, начиная с понедельника, со среды, с пятницы и т. д.
• Назови и покажи 1-й, 4-й и т. д. день недели, начиная с понедельника.
• Назови и покажи, какой день сегодня, какой был вчера (позавчера, будет завтра (послезавтра).
• Какой день справа от синей карточки? Справа от голубой?
• Этот день выходной? Этот день идет после вторника?
Дидактическое пособие «Радужная неделя»
Литература:
Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М. : Просвещение, 1988.
Иванова О. Васильева И. Выразительные возможности цвета. СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2005.
Киселева Л. С. Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М. : АРКТИ, 2003.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. М. : ТЦ Сфера, 2005. ориентированная на ребенка. М. : Всемирный банк, 2010.
Нищева Н. В. Разноцветные сказки. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
Глушанок Т. Г., Волкова Л. Н. «Тайны здоровья детей», СПб. : 1994.
Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - М. : Просвещение, 1981.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения на развитие речи. М. : Просвещение, 1983.
Шевчук И. Изучаем цвета. ООО Издательство. : Эксмо, 2007.
Сайт https://Мама для мам.