Скачко
Исследовательская работа «Фразеологизмы в нашей речи»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Из года в год в наших учебниках всё чаще и чаще встречаются устойчивые выражения, которые мы называем фразеологическими оборотами. Нам не всегда легко объяснить значение этих фразеологических оборотов, не хватает словарного запаса. Возможно, сказывается отсутствие полноценного общения в семье, где всё чаще увлечения сводятся к компьютерным играм, просмотрам телепередач. ….
С фразеологизмами мы чаще всего встречаемся в литературе, иногда слышим их из уст учителя или родителей. И такие выражения всегда привлекают внимание, делают речь богатой, интересной, выразительной. Мне бы тоже хотелось владеть такой лексикой. Поэтому я решила поближе познакомиться с темой. Оказалось в русском языке несколько десятков тысяч фразеологизмов. Сначала я растерялась, но потом, посоветовавшись с учителем, решили начать работу с фразеологизмов, которые чаще употребляются в нашей речи и произведениях, с которыми мы знакомимся на уроках.
Поэтому выбор темы для исследования был очевиден «Фразеологизмы в нашей речи».
Цель моей работы: попробовать выяснить, что такое фразеологизмы, как рождаются фразеологизмы, чем отличаются от словосочетаний.
Я поставила перед собой задачи:
установить наиболее употребляемые названия частей тела
во фразеологических оборотах в устной речи,
в словарях и литературных произведениях;
учиться употреблять фразеологизмы в речи;
обогатить свой словарный запас.
В ходе работы была выдвинута гипотеза: фразеологизмы – неделимые сочетания слов, украшающие нашу речь.
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Свою работу я начала с учебника русского языка, где узнала, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые употребляются в речи как целая неделимая единица языка. Например: бить баклуши, валять дурака, остаться с носом, душа в душу.
У меня сразу возник вопрос, а чем же отличаются фразеологизмы
от обычных словосочетаний. Так как в классе ребята тоже не смогли
с уверенностью ответить на этот вопрос, я обратилась к учителю.
Оказалось, что в словосочетаниях любое слово можно заменить другим словом, например бабушкины сказки (бабушкины рукавицы, старые сказки, слова в словосочетаниях сохраняют смысловую самостоятельность и не требует запоминания. А во фразеологизмах нельзя заменять слова, например: не рассказывай мне бабушкины сказки (какие-то небылицы, слова в них теряют свою смысловую самостоятельность и, конечно же, требуют запоминания.
Узнать необходимую информацию о фразеологизмах мне помогла серия книг Грабчиковой Е. С. «Фразеологизмы в картинках». Шаг
за шагом в увлекательной форме я знакомилась с новой информацией.
Многие фразеологические сочетания создавались на основе пословиц и поговорок: в ногах правды нет; держи язык за зубами; как снег на голову; язык до Киева доведёт; чужими руками жар загребать; пар костей не ломит.
В русском языке существуют не только слова-синонимы, но и фразеологизмы могут быть синонимичными. В «Словаре фразеологических синонимов русского языка» под редакцией
В. П. Жукова приводиться около 730 синонимических рядов, например: сломя голову – со всех ног, одна нога здесь, другая там, во все пятки, только пятки засверкали (быстро); оставить с носом – обвести вокруг пальца (перехитрить).
Среди фразеологизмов можно подобрать и антонимы. Например: язык проглотить – за словом в карман не полезет; повесить нос – воспрянуть духом.
Таким образом, мы можем утверждать, что фразеологизмы обогащают нашу речь, делают её ярче, выразительнее. Чем больше фразеологизмов знает человек и употребляет в своей речи, тем интереснее его слушать.
Чтобы выяснить, знают ли одноклассники, что такое фразеологизмы, умеют ли они раскрывать их смысл, было проведено анкетирование. (Приложение 1.)
Учащимся 4-х классов (24) было предложено ответить на вопросы анкеты. Результаты получились такими: только 5 человек смогли дать определение, что такое фразеологизм. Правильно объяснить смысл шести фразеологических оборотов смогли 8 человек, 11 человек правильно справились с половиной фразеологизмов, 5 человек затруднились
с ответом. (Приложение 2.)
В течение двух недель я наблюдала за речью своих одноклассников, учителей, родителей. Смогла зафиксировать 12 фразеологизмов. Самые употребляемые: держи язык за зубами, бежать сломя голову, протянуть руку помощи, у тебя золотые руки, от страха мурашки по коже, в рот воды набрал, одна нога здесь, другая там.
Можно сделать вывод, что фразеологизмы употребляются в речи одноклассников редко и самые употребляемые из них содержат названия частей тела человека.
Я решила проверить, а как «работают» в словарях фразеологизмы
с названиями частей тела.
В «Школьном фразеологическом словаре» В. П. Жукова слово «голова» встретилось в 22 фразеологизмах (без царя в голове, голова два уха, со словом «глаза» – 24 фразеологизма (куда глаза глядят, пускать пыль в глаза). «Уши» встретились 10 раз (держать ухо востро, за уши
не оттянешь, нос – 15 фразеологизмов (водить за нос, заруби себе
на носу, язык – 8 раз (типун тебе на язык, ни в зуб ногой). «Лоб» встретился 4 раза (на лбу написано, семи пядей во лбу). И только «губы» и «усы» - по одному разу (губа не дура, и в ус не дует).
Можно сделать вывод, что голова – это место, которая чаще других принимает на себя удары судьбы. А ведь ещё у человека есть туловище и конечности. Здесь лидируют фразеологизмы со словом «рука». Их 34 (умывать руки, на скорую руку).
Итак, вы ещё не устали от обилия фразеологизмов?
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Моя работа увлекла не только меня, но и моих одноклассников. Мы постарались найти фразеологизмы в учебнике «Литературное чтение» часть І под редакцией В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова и И. М. Стремок и составили небольшой словарик. (Приложение 3.)
Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы встречаются не только в устной речи, но и в произведениях детских писателей. Чтобы убедиться, что данная работа не прошла для нас даром, мы решили составить небольшие рассказы, в которые включили известные нам фразеологизмы. Получилась небольшая книга сочинений «Надеюсь, мы не сели в калошу». (Приложение 4.)
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ
Подводя итоги своей работы, могу сказать, фразеологизмы делают нашу речь выразительной, яркой, образной. Они несут в себе культуру народа. Работая над своей темой, я научилась работать
с фразеологическим словарем, сравнивать, исследовать нужный материал. Самое главное, я пополнила свой словарный запас, научилась правильно употреблять в своей речи фразеологические обороты. Мне придется лезть в карман за словом.
Приложение 1
Анкета
1. Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?
o Да
o Нет
2. Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?
o Часто
o Иногда
o Никогда
3. Объясните значение фразеологических оборотов
o Водить за нос ___
o Семи пядей во лбу ___
o Заговаривать зубы___
o Сидеть на шее___
o Комар носа не подточит___
o Заруби себе на носу___
Приложение 2
Результаты анкетирования
1. Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?
2. Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?
3. Объясните значение фразеологических оборотов
Приложение 3
Словарь фразеологизмов в произведениях авторов из учебника «Литературное чтение» часть І под редакцией В. С. Воропаева,
Т. С. Куцанова и И. М. Стремок
Название произведения Фразеологизм Значение
Сказания «Перун» и «Ярило» сырость разводить плакать
тьма кромешная непроглядная темнота
кулаком в грудь бить клятвенно уверять в чём-то
Легенда «Вороны Ут-Рёста» вешать голову приходить в уныние, тосковать, грустить
не видывал от роду не видел никогда
стало не по себе неуютно
Былина «Как Илья из Мурома» богатырём стал» постоять за себя не дать себя в обиду
ноги не носят сильная слабость, усталость
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» рос не по дням, а по часам быстро
Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» выбиться из сил очень устать
не показывать виду не дать заметить
хоть трава не расти совершенно всё равно
душа в пятки ушла очень испугалась
не на жизнь, а на смерть не щадя своей жизни
Х. К. Андерсен «Ромашка» не по дням, а по часам очень быстро
надувать щёки сердиться, раздражаться
Оскар Уайльд «Мальчик звезда» надежды пошли прахом рассыпались
смотреть сверху вниз вести себя высокомерно
каменное сердце о бессердечном, жестоком человеке
Приложение 4
Моя семья
Станкевич Илья
Моя семья очень дружная и сплоченная.
Мой папа мастер на все руки. Его зовут Вячеслав. Он трудолюбивый и умный. Папа работает не покладая рук. Он водитель, любое дело спориться у него в руках. Я часто помогаю папе мастерить что-нибудь
по дому.
Моя мамам крутится как белка в колесе. На её плечах домашний быт, уют, чистота и прядок. Мам успевает везде: и на работу, и с уроками помочь, и пирогов испечь. Она всегда готова прийти на помощь.
Моя сестра семи пядей во лбу! Порой мне кажется, что она знает ответ на любой вопрос. Ксюша очень любознательная и эрудированная девочка.
Я – сорви - голова, зато создаю весёлую атмосферу в нашем доме и держу всех в тонусе. Иногда у нас с Ксюшей возникают разногласия,
но мы находим общий язык.
Моя семья – моя крепость!