Получи документы

Исследовательская работа «Фразеологизмы в нашей речи»

Скачко
Исследовательская работа «Фразеологизмы в нашей речи»
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Из года в год в наших учебниках всё чаще и чаще встречаются устойчивые выражения, которые мы называем фразеологическими оборотами. Нам не всегда легко объяснить значение этих фразеологических оборотов, не хватает словарного запаса. Возможно, сказывается отсутствие полноценного общения в семье, где всё чаще увлечения сводятся к компьютерным играм, просмотрам телепередач. ….

С фразеологизмами мы чаще всего встречаемся в литературе, иногда слышим их из уст учителя или родителей. И такие выражения всегда привлекают внимание, делают речь богатой, интересной, выразительной. Мне бы тоже хотелось владеть такой лексикой. Поэтому я решила поближе познакомиться с темой. Оказалось в русском языке несколько десятков тысяч фразеологизмов. Сначала я растерялась, но потом, посоветовавшись с учителем, решили начать работу с фразеологизмов, которые чаще употребляются в нашей речи и произведениях, с которыми мы знакомимся на уроках.

Поэтому выбор темы для исследования был очевиден «Фразеологизмы в нашей речи».

Цель моей работы: попробовать выяснить, что такое фразеологизмы, как рождаются фразеологизмы, чем отличаются от словосочетаний.

Я поставила перед собой задачи:

установить наиболее употребляемые названия частей тела

во фразеологических оборотах в устной речи,

в словарях и литературных произведениях;

учиться употреблять фразеологизмы в речи;

обогатить свой словарный запас.

В ходе работы была выдвинута гипотеза: фразеологизмы – неделимые сочетания слов, украшающие нашу речь.

ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Свою работу я начала с учебника русского языка, где узнала, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые употребляются в речи как целая неделимая единица языка. Например: бить баклуши, валять дурака, остаться с носом, душа в душу.

У меня сразу возник вопрос, а чем же отличаются фразеологизмы

от обычных словосочетаний. Так как в классе ребята тоже не смогли

с уверенностью ответить на этот вопрос, я обратилась к учителю.

Оказалось, что в словосочетаниях любое слово можно заменить другим словом, например бабушкины сказки (бабушкины рукавицы, старые сказки, слова в словосочетаниях сохраняют смысловую самостоятельность и не требует запоминания. А во фразеологизмах нельзя заменять слова, например: не рассказывай мне бабушкины сказки (какие-то небылицы, слова в них теряют свою смысловую самостоятельность и, конечно же, требуют запоминания.

Узнать необходимую информацию о фразеологизмах мне помогла серия книг Грабчиковой Е. С. «Фразеологизмы в картинках». Шаг

за шагом в увлекательной форме я знакомилась с новой информацией.

Многие фразеологические сочетания создавались на основе пословиц и поговорок: в ногах правды нет; держи язык за зубами; как снег на голову; язык до Киева доведёт; чужими руками жар загребать; пар костей не ломит.

В русском языке существуют не только слова-синонимы, но и фразеологизмы могут быть синонимичными. В «Словаре фразеологических синонимов русского языка» под редакцией

В. П. Жукова приводиться около 730 синонимических рядов, например: сломя голову – со всех ног, одна нога здесь, другая там, во все пятки, только пятки засверкали (быстро); оставить с носом – обвести вокруг пальца (перехитрить).

Среди фразеологизмов можно подобрать и антонимы. Например: язык проглотить – за словом в карман не полезет; повесить нос – воспрянуть духом.

Таким образом, мы можем утверждать, что фразеологизмы обогащают нашу речь, делают её ярче, выразительнее. Чем больше фразеологизмов знает человек и употребляет в своей речи, тем интереснее его слушать.

Чтобы выяснить, знают ли одноклассники, что такое фразеологизмы, умеют ли они раскрывать их смысл, было проведено анкетирование. (Приложение 1.)

Учащимся 4-х классов (24) было предложено ответить на вопросы анкеты. Результаты получились такими: только 5 человек смогли дать определение, что такое фразеологизм. Правильно объяснить смысл шести фразеологических оборотов смогли 8 человек, 11 человек правильно справились с половиной фразеологизмов, 5 человек затруднились

с ответом. (Приложение 2.)

В течение двух недель я наблюдала за речью своих одноклассников, учителей, родителей. Смогла зафиксировать 12 фразеологизмов. Самые употребляемые: держи язык за зубами, бежать сломя голову, протянуть руку помощи, у тебя золотые руки, от страха мурашки по коже, в рот воды набрал, одна нога здесь, другая там.

Можно сделать вывод, что фразеологизмы употребляются в речи одноклассников редко и самые употребляемые из них содержат названия частей тела человека.

Я решила проверить, а как «работают» в словарях фразеологизмы

с названиями частей тела.

В «Школьном фразеологическом словаре» В. П. Жукова слово «голова» встретилось в 22 фразеологизмах (без царя в голове, голова два уха, со словом «глаза» – 24 фразеологизма (куда глаза глядят, пускать пыль в глаза). «Уши» встретились 10 раз (держать ухо востро, за уши

не оттянешь, нос – 15 фразеологизмов (водить за нос, заруби себе

на носу, язык – 8 раз (типун тебе на язык, ни в зуб ногой). «Лоб» встретился 4 раза (на лбу написано, семи пядей во лбу). И только «губы» и «усы» - по одному разу (губа не дура, и в ус не дует).

Можно сделать вывод, что голова – это место, которая чаще других принимает на себя удары судьбы. А ведь ещё у человека есть туловище и конечности. Здесь лидируют фразеологизмы со словом «рука». Их 34 (умывать руки, на скорую руку).

Итак, вы ещё не устали от обилия фразеологизмов?

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Моя работа увлекла не только меня, но и моих одноклассников. Мы постарались найти фразеологизмы в учебнике «Литературное чтение» часть І под редакцией В. С. Воропаева, Т. С. Куцанова и И. М. Стремок и составили небольшой словарик. (Приложение 3.)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что фразеологизмы встречаются не только в устной речи, но и в произведениях детских писателей. Чтобы убедиться, что данная работа не прошла для нас даром, мы решили составить небольшие рассказы, в которые включили известные нам фразеологизмы. Получилась небольшая книга сочинений «Надеюсь, мы не сели в калошу». (Приложение 4.)

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

Подводя итоги своей работы, могу сказать, фразеологизмы делают нашу речь выразительной, яркой, образной. Они несут в себе культуру народа. Работая над своей темой, я научилась работать

с фразеологическим словарем, сравнивать, исследовать нужный материал. Самое главное, я пополнила свой словарный запас, научилась правильно употреблять в своей речи фразеологические обороты. Мне придется лезть в карман за словом.

Приложение 1

Анкета

1. Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?

o Да

o Нет

2. Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?

o Часто

o Иногда

o Никогда

3. Объясните значение фразеологических оборотов

o Водить за нос ___

o Семи пядей во лбу ___

o Заговаривать зубы___

o Сидеть на шее___

o Комар носа не подточит___

o Заруби себе на носу___

Приложение 2

Результаты анкетирования

1. Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?

2. Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?

3. Объясните значение фразеологических оборотов

Приложение 3

Словарь фразеологизмов в произведениях авторов из учебника «Литературное чтение» часть І под редакцией В. С. Воропаева,

Т. С. Куцанова и И. М. Стремок

Название произведения Фразеологизм Значение

Сказания «Перун» и «Ярило» сырость разводить плакать

тьма кромешная непроглядная темнота

кулаком в грудь бить клятвенно уверять в чём-то

Легенда «Вороны Ут-Рёста» вешать голову приходить в уныние, тосковать, грустить

не видывал от роду не видел никогда

стало не по себе неуютно

Былина «Как Илья из Мурома» богатырём стал» постоять за себя не дать себя в обиду

ноги не носят сильная слабость, усталость

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» рос не по дням, а по часам быстро

Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка» выбиться из сил очень устать

не показывать виду не дать заметить

хоть трава не расти совершенно всё равно

душа в пятки ушла очень испугалась

не на жизнь, а на смерть не щадя своей жизни

Х. К. Андерсен «Ромашка» не по дням, а по часам очень быстро

надувать щёки сердиться, раздражаться

Оскар Уайльд «Мальчик звезда» надежды пошли прахом рассыпались

смотреть сверху вниз вести себя высокомерно

каменное сердце о бессердечном, жестоком человеке

Приложение 4

Моя семья

Станкевич Илья

Моя семья очень дружная и сплоченная.

Мой папа мастер на все руки. Его зовут Вячеслав. Он трудолюбивый и умный. Папа работает не покладая рук. Он водитель, любое дело спориться у него в руках. Я часто помогаю папе мастерить что-нибудь

по дому.

Моя мамам крутится как белка в колесе. На её плечах домашний быт, уют, чистота и прядок. Мам успевает везде: и на работу, и с уроками помочь, и пирогов испечь. Она всегда готова прийти на помощь.

Моя сестра семи пядей во лбу! Порой мне кажется, что она знает ответ на любой вопрос. Ксюша очень любознательная и эрудированная девочка.

Я – сорви - голова, зато создаю весёлую атмосферу в нашем доме и держу всех в тонусе. Иногда у нас с Ксюшей возникают разногласия,

но мы находим общий язык.

Моя семья – моя крепость!

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт)Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт) Тема исследования:"Загрязнение окружающей среды".Цели работы:изучить причины - почему так много мусора на нашей планете Земля?Выяснить.

Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос»Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос» Автор: С. Дарья воспитанница подготовительной группы Руководитель: Шарова Валентина Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории.

Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Фразеологизмы в нашей речи»
Опубликовано: 19 января 2025 в 15:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Фразеологизмы в нашей речи»» (включая файлы) размещена пользователем Скачко (УИ 2867741) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
Вот какие у нас сосульки!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД